СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методики М. Монтессори в реабилитации детей с аутизмом.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с аутичными детьми, надо иметьв виду, что коррекционная работа будет продолжительной.

Просмотр содержимого документа
«Использование методики М. Монтессори в реабилитации детей с аутизмом.»

Использование методики М. Монтессори в реабилитации детей с аутизмом.


Коррекционную работу с детьми с аутизмом ориентировочно можно подразделить на два этапа:

1 этап – установление эмоционального контакта.

2 этап – преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка.

Специалисты-практики, советуют начинать свою работу с преодоление негативизма в общении с педагогами. Начало работы проводится ненавязчиво, со смягчение эмоционального дискомфорта.

Педагогу необходимо при этом помнить о пяти «НЕ» :

- не говорить громко;

- не делать резких движений;

- не смотреть пристально в глаза ребенку;

- не обращаться прямо к ребенку;

- не быть слишком активным и навязчивым.

Для установления контакта с ребенком в своей работе стараемся найти такой подход, который соответствует возможностям ребенка, чтобы вызвать его на взаимодействие с педагога на доступном в данный момент уровне. Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребенка посредством игры. Для организации начальных этапов общения педагогу рекомендуется спокойно, но увлеченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка, например, раскрашивать картинку, собирать мозаику и т. д.

Вначале требования к ребенку должны быть минимальны. Любой даже малейшее проявление вовлеченности ребенка должно эмоционально поощряться одобрением и похвалой. Успехом можно считать уже то, что ребенок соглашается быть рядом, пассивно следит за действиями педагога.

Если задача не выполнена стараться переключить внимание ребенка на более легкую задачу ни в коем случае нельзя настаивать, доводить ребенка до негативной реакции или крика. По окончании задания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.

Эмоциональный дискомфорт ребенка уменьшается путем постоянного контроля. Одним из основных показателей такого состояния является моторика (надо постоянно следить, насколько ребенок скован, зажат, а также сдавленность и громкость голоса, усиление стереотипных движений ребенка. Смягчению страхов также способствуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации. Страхи можно предупреждать, объясняя ребенку, что сейчас произойдет, предваряя появление различных шумов.

Задачи второго этапа — преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения, развитие его способностей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Для детей с аутизмом чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого - способствует частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с психологом. Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, то есть взрослому необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка. На начальных этапах обучения активно обыгрываются его стереотипы.

На втором этапе старательно поддерживаем достигнутые результаты первого этапа. В своей деятельности придерживаемся трехуровневой системы освоения познавательной деятельности.

Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития познавательной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к познанию, способностью к самообслуживанию и самоконтролю своих действий, к оценке своих результатов. Развивается умение ребенка находить нужный предмет, брать его в руки, передавать педагогу. Понимать элементарные инструкции, выполнять простейшие осознанные манипуляции с предметами, соотносительные действия.

На первом уровне развития используются такие методики как : пальчиковые гимнастики; музыкальные психогимнастики; физминутки; пирамидки; «Брусочки»«Шумовые брусочки»«Дорожки»; простейшие доски «Сегена»; кубики; коврики, также используются нетрадиционные методы «Прищепки»«Пуговицы» и т. д.

Первые занятия проводятся совместно с родителями чаще всего это мама ребенка. Одной из главных задач психолога в процессе реабилитации ребенка с ОВЗ является повышение психолого-педагогического уровня у родителей.

II уровень. Все признаки овладения познавательной деятельности еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут познавать, хотя и возможны всякие отклонения в поведении. На этом уровне решаются такие задачи какформирование навыка действовать по образцу развитие и умение пользоваться терминами: цвета, изучение цвета и выполнение простейших классификаций; форма-формирование способностей понимания символьного значения цвета и формы, т. е. крыша – треугольник дом-квадрат колесо-круг, трава - зеленая, солнце – желтое и т. д. Постепенно знания углубляются и расширяются, знакомятся счетом с такими понятиями и учатся использовать противоположности как вверх-вниз; худой - тонкий; холодный - горячий и т. д.

На втором уровне используются такие материалы как :

Конструктор магнитные доски «Цветовые блоки» пазлы разных размеров и количественных предметов «пальчиковые гимнастики» «Кнопочки» «Шнурки» «Шарики из сухого бассеина» мозаики «Счетные палочки» различные магнитные доски с геометрическими фигурами карточки лото и различные наглядные материалы. Также на этом этапе используются направление на творческое развитие. Особый интерес у детей вызывает такая методика как раскрашивание песком.

III уровень — начало формирования познавательной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. С освоением каждого уровня задачи усложняются познавательным содержанием; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

Задачами этого уровня является углубление знаний об эталонных системах закрепление в продуктивной деятельности: конструирование мозаика лепка; изучение временных понятий диких домашних животных развитие логического мышления через решение задач разного спектра.

В работе с детьми аутизмом используется большое количество анимационных воздействий: презентации, видеоролики, познавательные мультфильмы, песенки, физминутки, словесные и музыкальные игры. Все это в совокупности приводит к благополучному и успешному развитию ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей