СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов и приемов технологии ТРИЗ В экологическом образовании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель техно­логии ТРИЗ – развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Главное – не просто развивать фан­тазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инстру­мент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Просмотр содержимого документа
«Использование методов и приемов технологии ТРИЗ В экологическом образовании дошкольников»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Клубничка»







Материал для выступления

на педсовете





«Использование методов и приемов технологии ТРИЗ В экологическом образовании дошкольников»













Автор: Буравикова Анна Владимировна

старший воспитатель,











2019

Актуальность проблемы



Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – технология Генриха Сауловича Альтшуллера.

Технология в течение многих лет с успехом использова­лась в работе с детьми на станциях юных техников, где воз­никла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ – творческая педагогика. В детский сад технология ТРИЗ пришла в 1987 г. Главная идея теории Альтшуллера состоит в том, что технические решения возни­кают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для созна­тельного решения изобретательских задач.

В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.  

Цель техно­логии ТРИЗ – развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Главное – не просто развивать фан­тазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инстру­мент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Исходным положением технологии по отношению к до­школьнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

Кроме того, она опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Тризовская тех­нология – подбор коллективных игр и занятий, где исполь­зуются методы и приемы, разработанные еще М.В. Ломоносо­вым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, адаптированные к работе с детьми В.Ф. Богат, А.М. Страунинг, М.Н. Шустерманом и др.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

       "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.  

Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. 

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять проти­воречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

    1. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального исполь­зования объекта

    2. Следующий этап — это «тайна двойного» или выявление противо­речий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо; что-то вредно; что-то мешает, а что-то нужно.

    3. Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в реше­те, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением агре­гатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в изменен­ном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

    4. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в сооб­ражении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Напри­мер, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

5. Следующий этап работы по технологии ТРИЗ — это решение ска­зочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблю­дает; ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал. Ситуации могут быть разные, из любой обла­сти человеческой деятельности. Дети ставятся и в эксперименталь­ные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

К методам и приемам технологии ТРИЗ относятся:

– метод фокальных объектов;

– «поиск»;

– «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте;

– решение сказочных задач и придумывание новых ска­зок;

– «метод маленьких человечков» и др.

Дадим характеристику методов и приемов данной техно­логии.

  1. Метод фокальных объектов (МФО). Суть метода заключается в том, что к определённому объекту, находящемуся в фокусе, в центре вни­мания, "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Данный метод позволяет ставить следующие задачи:

– придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

– познакомить детей с чем-то новым или закрепить ра­нее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;

– составить рассказ или сказку о рассматриваемом объек­те, используя найденные определения;

– проанализировать художественное произведение или картину.

В рамках методов фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах детского сада.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Например, Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться и сделать презентацию.
    "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Например, «Необычная машина»

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: 

Стол Метеорит

круглый искрящийся

кухонный  горячий

пластмассовый стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная – быстро едет;

горячая – везет горячий хлеб;

искрящаяся – летающая тарелка;

кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.


Занятие «Ознакомление с кошкой» (средняя группа)

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал объяснений учителя. Как-то раз ему предложили домашнее задание – сделать сказочную, необычную кошку. А как сделать – он не слы­шал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою любимую тарелку (показывает детям фарфоро­вую тарелку), положил ее в кастрюлю с мотором и думает: что бы еще туда положить? Как вы думаете, что можно еще положить в кастрюлю?

Дети называют любой предмет (или несколько предметов) и подбирают к нему определения.

Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Все перемешалось в кастрюле. Выключил мотор, открыл крышку и видит совсем обыкновенных кошек, но они... Как вы думаете, какие они?

Объединяя определения придуманных предметов со словом кош­ка, дети называют, какими свойствами должна обладать эта реаль­ная кошка. Например, фарфоровая кошка, статуэтка, игрушка.

Долго лентяй любовался на своих кошек. Но вдруг вспом­нил, что нужно сделать необычных кошек. Снова закрыл он крышку своей кастрюли, включил мотор и произнес вол­шебные слова. Открывает кастрюлю, а там... Как вы думае­те, какие кошки на этот раз были в кастрюле?

Дети придумывают сказочных кошек, называют их качества, отталкиваясь от полученных словосочетаний.


Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, дети произвольно выбирают другой предмет (или два-три), не имеющий к нему отношения. Для такого выбо­ра предлагаются картинки, игрушки. Когда предмет выбран, ему нужно дать 5-10 определений.


Например, выбран пин­гвин. Какой пингвин? Бегущий, летящий, прыгающий, смеющий­ся, плавающий, заботливый. Подобранные определения под­ставляются к предмету, находящемуся в фокусе, – яблоку и рассматриваются полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Затем в понятие яблоко вводятся элемен­ты, которые ему не свойственны.

Летающее яблоко – ему нужны крылья, или надуть его, как шар, яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, оно легкое, может летать.

Бегущее яблоко – у него выросли ножки.

Смеющееся яблоко – у него должны быть рот и глаза.


Рассматривание картин и составление описательных рас­сказов при помощи метода фокальных объектов можно про­вести следующим образом.


Выставляется картина «Собака с щенятами» (из серии картин по развитию речи В. В. Гербовой). Сначала детям предлагают подобрать слова-помощни­ки, которые подскажут, как рассказать о картине. Затем нужно рассмотреть картину по наводящим вопросам воспитателя и, отвечая на них, использовать найденные определения

Левсильный, огромный, грозный, рыжий, пушис­тый, рычащий, пугающий, быстрый, ловкий, крадущийся.

Свитерновый, любимый, пушистый, колючий, лег­кий, разноцветный.

Воспитатель. Кто на картине сильный, огромный?

Дети. Собака.

Воспитатель. А чем еще она похожа на льва?

Дети. Она рыжая, пушистая и т.д.

Воспитатель. А кто на картине быстрый, ловкий?

Дети отвечают, затем самостоятельно дают описание карти­ны, используя найденные определения.

Дети. Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около конуры на траве. Рядом с ней лежал маленький пушистый щенок, ее любимый сыночек. Перед собакой и щенком сто­яла тарелка с едой.


3. «Тайна двойного», или выявление противоречий. Про­тиворечия ищутся в объекте, явлении.


Солнце – это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет, испе­пеляет.

Так реализуя этот метод через игру «Хорошо – плохо» можно разбирать в качестве объектов: «Книга», "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание”, «Огонь», «Листопад» и т.д.

Начало интеллекта там, где ребенок видит противоре­чие – «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуж­дать его находить противоречия в том или ином явлении. От противоречий не следует уходить, надо научиться их разре­шать.


6. Типовые приемы фантазирования (ТПФ). Главная их цель состоит в развитии воображения дошкольников. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, динамика – статика, наоборот.

Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи и умения при известных способах действия предлагать новые, неизвестные.

Приемы типового фантазирования хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино – живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т.д.).

Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Приемы типового фантазирования удачно используются для

– «очеловечивания» предметов и явлений;

– изменения сюжета сказки;

– изменения эпизода сказки;

–  изменения конца сказки.


9. Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика (У.Дж. Гордон, США, 1950-е гг.). Это так называемый метод аналогий. Синектика (греч.) – объединение разнородных элементов.

1. Личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Примерные варианты заданий:

– изобрази будильник, который забыли выключить;

– покажи походку человека, которому жмут ботинки;

– изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

– представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

– «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки?»;

«Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?»

2. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Для знаком­ства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи.

На свете все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль – на тощий кран подъемный.

Вертолет – аналогия стрекозы.

Подводная лодка – аналогия рыбы

Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

Различают несколько видов аналогий.

Компонентная (структурная) аналогия по сходству эле­ментов, составляющих объект. Выяснив примерную струк­туру объекта, необходимо найти объекты аналогичной струк­туры.

Снег — одеяло, вата — облако, тополиный пух — мука, пена — сладкая вата.

Функциональная аналогия. Надо определить, какие фун­кции выполняет рассматриваемый объект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выпол­няет аналогичные функции. Искать следует в противопо­ложных областях.

Техника — природа: машина — лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер — пылесос, вентилятор, движение.

Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы по­хожи по внешнему виду.

Сосулька — карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб — жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищу­щая цыплят.

Аналогия по цвету.

Солнце — одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист — огурец, виноград, танк, машина, ель.

Аналогия по ситуации или по различным положениям и состояниям явления или предмета.

Тихий час — утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание — весенний водопад, паводок.

Аналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: Какой?

Шарик (какой?) резиновый — соска, калоша, купальная шапочка; упругий — мяч, зонт, ветер, жвачка, струя.

Комплексная аналогия при рассматривании одного объек­та. Например, обсуждается объект дверь.

По форме: плитка шоколада, картина, фантик.

По функции: веки, рот, крыша, зонт, чемодан.

По свойствам: деревянная — сундук, шкаф, ветка; кра­шеная — веки, ногти, обложка; легкая — бабочка, лепес­ток; скрипучая — дерево, стул.

По цвету: облако, снег, вата, мороженое.

3.Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы

Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся си­туации.

Когда удается найти фантастическое решение задачи, не­обходимо понять, что мешает решить задачу таким же обра­зом в реальных условиях, и постараться обойти это препят­ствие. Дети будут высказывать неожиданные идеи, если пред­ложить им описать, как они представляют себе сказочные детский сад, занятие, прогулку, праздник, обед, выход­ной, игру и т.п. В таких рассказах дети интуитивно выража­ют свои потаенные мысли и желания.

Обучение новому делу или закрепление навыков прохо­дит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня вол­шебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревно­вания, кто дальше прыгнет».

11. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).

12. Данетка. Метод реализуется в форме игры "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".

Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: – это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.


Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.


Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ

в воспитательно-образовательном процессе

дошкольного учреждения


Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы.


Этап

Задачи

Методы ТРИЗ

Возраст детей

1 тап

Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

Игра "Хорошо-плохо”

3 года

Игра "Наоборот"

3 года

Метод типового фантазирования

3 года

Метод маленьких человечков (М.М.Ч.)

4 года

Игры "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

4 года

2 этап

Учить детей фантазировать, изобретать.

Метод фокальных объектов (МФО)

3 года

Синектика

4 года

Морфологический анализ

5 лет

3 этап

Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ

Работа со сказкой

Метод фокальных объектов (МФО)

Морфологический анализ

5 лет

4 этап

Применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.


Метод Робинзона


5 лет


Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры "Хорошо-плохо”. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем "плохо”, дети "хорошо”. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет "хорошо”, другая - "плохо”, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").

В игре "Наоборот" хорошо усваивается прием "противоположные значения”. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Метод типового фантазирования можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек.. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим "размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М.М. Ч.).. Знакомство детей с М. М.Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
После того, как дети научатся выявлять противоречия приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос "Как спасти колобка" – "Убить лису”. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают "агрессивные” ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе”.

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (МФО).

Работу по МФО можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:

- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

- познакомить детей с новым объектом;

- создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

- проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Пусть дети пытаются помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.


Подведем итог.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!