СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ по лексической теме: "Весна"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены некоторые приемы ТРИЗ по лексической теме: "Весна" как уникальный инструмент для поиска оригинальных идей и решений.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ по лексической теме: "Весна"»

Тема: ВЕСНА

  1. Дети должны знать:

- Первые приметы весны в природе; приметы ранней и поздней весны; названия весенних месяцев.

- Что происходит со снегом, льдом на водоемах.

- Что весной продолжительность дня увеличивается, достигая весеннего равноденствия.

- Что происходит весной в растительном и животном мире.

- Чем занимаются люди весной, как изменилась их одежда в соответствии с изменением погоды.


  1. Словарный запас:

Предметный:

Весна, месяц, март, апрель, май, начало, конец, сосульки, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, ледоход, льдины, половодье, наводнение, туман, солнце, лучи, небо, облака, потепление, погода, гром, молния, зарница, скворечник, гнезда, птицы (перелетные), сережки, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, первоцветы, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, семена, саженцы, рассада;

Глагольный:

Наступила, пришла, растопила, греет, припекает, пригревает, светит, ласкает, радует, трещит, ломает, крошится, грохочут, бурлит, журчит, сносит, переполняет, размывает, сеют, пробивается, набухает, лопаются, распускаются, расцветают, зеленеют, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют, выводят, гремит, громыхает, сверкает, озаряет;

Словарь признаков:

Ранняя, поздняя, волшебная, прохладная, холодная, теплая, долгожданная, радостная, веселая, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, голосистый, поющий, перелетный, проворные, быстрый, журчащий, нежные, ласковые, березовый;

Наречия:

Тепло, прохладно, холодно, сыро, пасмурно, тихо, весело, звонко.


  1. Лексико-грамматические игры и упражнения

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах

Родительный падеж

Весною много воды, (лужа, ручей, проталина, льдинка, почка, подснежник, пролески, семена, сережка, сосулька, скворец, грач).


Дательный падеж

Даю скворцу(ам), (грач, дерево, пролески, подснежник, сосулька, природа, поле, сад, огород, грядка).


Винительный падеж

Вижу признаки весны, (почка, проталина, лужа, ручей, половодье, наводнение, дождь, солнце, туча, облако, оттепель, капель).


Ощущаю тепло, (холод, ветер, потепление, похолодание, неустойчивость температуры, капельки дождя.


Творительный падеж

Любуюсь восходом, (закат, сосулька, полет птиц, отраженье в лужах, стремительность ручья, льдина, почка, листочки, подснежник, пролески, первоцветы, поле, сад, грядка, клумба, солнце, луч, сережка, дождь, новоселье птиц, пробуждение ото сна, пробуждение насекомых, березка, бутон, весенние сельскохозяйственные работы).


Предложный падеж

Мечтаю о приходе весны, (пробуждение природы, прилет скворца, распускание почек, бутон, цветение садов).


Читаю о скворце(ах), (грач, подснежник, первоцветы, пролески, гроза, гром, дождь).


Согласование числительного с прилагательным и существительным в роде, числе и падеже (Сосчитай от 1 до 5).

Одна проворная скворчиха. Одна большая лужа.

Один весенний ветер. Один проливной дождь.

Одно высокое дерево. Одно засаженное поле.


Согласование прилагательного с существительными в роде и числе

Весенний, весенняя, весеннее, весенние…

Дни, месяц, вечер, упование, ночь, цветы, день, оттепель, поле, сад. Капель, проталинка, лужи, половодье, ручьи, вода, ледокол, птицы, новоселье, первоцветы, почка, трава, луч, сережки, погода, гром, гроза, солнце, настроение, авитаминоз, наслаждение, заболевания, восторг, радость, восхищение, работы, опрыскивание, рыхление, дождь, лес, небо, облако, потепление…


Подбор слов-действий

Весна – наступила, пришла, пригревает, растопила, трещит, пробуждает, ломает, крошит, грохочет, льет, журчит, сообщает, предупреждает, сопротивляется, побеждает…


Образование приставочных глаголов

Наступила – уступила, («пере», «от», «в», «за»).


Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

Наступает – наступила, (приходит, холодает, теплеет, ломает, крошит, пробивает, набухает, лопается, распускается, расцветает, просыпается, пробуждается, прилетают, поют, вьют, выводят, припекает, пригревает, сеет, ласкает…


Согласование притяжательных местоимений с существительными в роде и числе

Мой, моя, мое, мои

Май, весна, настроение, дни, апрель, погода, солнце, лужи, март, теплицы, месяцы, поведение, река, наводнение, спасение, первоцветы, грач, скворчиха, скворечник, подснежник, кораблики, льдина, сосулька, оттепель, сад, грядки, лес, гнездо, птенцы, радость, секрет, тайна, букет, почки, лепестки, дождь, гроза, поток, улыбка, авитаминоз, редис, петрушка…


Образование сравнительной степени имен прилагательных. Образование сложных предложений

Если ручей мельче реки, то река глубже ручья.

Если весенние листочки меньше летних листочков, то летние - больше весенних.

Если облако легче тучи, то туча тяжелее облака.

Если гнездо глазчатой австралийской курицы объемнее горлицы, то гнездо горлицы миниатюрнее гнезда австралийской курицы.

Если пролесок теплолюбивее подснежника, значит подснежник морозоустойчивее пролеска.

Что снаружи, что внутри

Берега – вода (Внутри вода, снаружи берега).

Бутон – цветок, тучка – капельки, скворец – скворечник, гнездо – яйца, у семян: кожура или зародыш, лед или река (во время ледостава); молния: вспышка и громовые раскаты – электрический разряд; стебель – питательные вещества…

Подбор антонимов

Правый – левый, длительный – короткий, постоянный – временный, полезный – вредный, солнечный – пасмурный.


Подбор синонимов

Продолжительный – длительный.

Озябнуть – продрогнуть.

Сопротивляться – противодействовать.

Состязание – соревнование.

Сохранить – сберечь.

Почтение – уважение.


Слова – родственники

Весна – веснянка (весенняя обрядовая песня), весенний. Веснушки, вешние.

Ручей – ручеек, ручейки, ручьище, ручьишко.

Вода – водица, водичка, водный, подводный, надводный, водолей, водоизмещение, водопад, водолаз, водоворот, водопой, водяной, водохранилище, водоем, водокачка, водонапорный, водолечебница, водомер, водонепроницаемый, водовоз, водянка, водоплавающий, водопровод, водосток, водянистый.


Многозначность слов

С какими словами «дружит» слово капля, если я говорю о воде?

Капля – маленькая частица жидкости, принявшая округлую форму.


С какими словами «дружит» слово капля, если я говорю о количестве?

Немного, чуть-чуть.


С какими словами «дружит» слово капля, если я говорю о лекарственной форме?

Жидкое лекарство, принимаемое по счету капель.


С какими словами «дружит» слово месяц, если я говорю о Земле?

Месяц – Луна́ - естественный спутник Земли (разговорное).


С какими словами «дружит» слово месяц, если я говорю о времени движения Луны?

Время, в течение которого Луна совершает один оборот вокруг Земли: месяц, май…


С какими словами «дружит» слово почка, если я говорю о растениях?

Почка – зачаток листа, цветка или побега.


С какими словами «дружит» слово почка, если я говорю о человеке?

Орган мочеотделения тела человека.


С какими словами «дружит» слово поле, если я говорю об участке земли?

Поля засеянный участок; безлесная равнина.


С какими словами «дружит» слово поле, если я говорю о фоне?

Основа, на которые нанесены узоры.


С какими словами «дружит» слово поле, если я говорю об участке бумаги, освобожденной от текста?

Узкая полоска по краю листа в книге, тетради.


С какими словами «дружит» слово поле, если я говорю о головном уборе?

Отогнутый край шляпы.


С какими словами «дружит» слово поле, если я говорю о специально оборудованной площадке, предназначенной для каких-л. действий Лётное поле. Футбольное поле.


С какими словами «дружит» слово сад, если я говорю об участке земли?

Сад – участок земли, засаженный деревьями.


С какими словами «дружит» слово сад, если я говорю об участке земли, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон?

Ботанический сад, где изучают и демонстрируют растения;


С какими словами «дружит» слово сад, если я говорю о воспитательном  учреждении для детей дошкольного возраста?

Детский сад.


С какими словами «дружит» слово сад, если я говорю о специальном помещении в доме, имитирующем сад, обставленное живыми растениями?

Зимний сад.


С какими словами «дружит» слово сад, если я говорю саде или парке, в которых держат, в устроенных помещениях, туземных и чужестранных животных?

Зоологический сад, в котором содержатся и изучаются дикие животные.


  1. Связная речь

Составление рассказа по картинно-графическому плану

Капельки, падающие с крыши, сверкают на солнце. А прислушаешься – и нежно звенят.

Капель с крыши бывает и в февральской оттепели. Но это еше не весна. Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега – вот и наступила весна. Этот признак не обманет.

А вслед за проталинками появляются первые прилетные птицы: грачи, скворцы, жаворонки. Словно ждали они этих проталинок.

Н. Плавильщиков


Март

Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.

Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

Г. Скребицкий


Весна

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел,

И образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрылись тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко – и лед таял.

На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетают грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к родным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».


Весна

Весна приходит за зимой,

И насекомых звонкий рой,

Тепло приносит нам с тобой.

Конец медвежьей зимней спячки

Приносит небо голубое,

Приносит в лес весна с собой.

Сосульки, пенье ручейка,

С весной ликует все живое!

Проталины и первоцветы,

Линяют звери по весне.

И таянье на речках льда.

Детей заводят, кормят. Учат.

Приносит первые листочки,

Жизнь пробуждается везде.

И нежность шелковой травы,

Готовят люди землю к севу,

И лопанье душистых почек.

Сажают деревца, кусты.

Садов прекрасные цветы.

Наводят чистоту, порядок

Птиц перелетных новоселье

После наскучившей зимы.

Е.А. Алябьева


Объясни выражение

Держи нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам.

Ищи ветра в поле – о бесполезных поисках.

На ветер бросать слова – говорить что-нибудь, не беря ответственности за сказанное.

Ветер в голове – о пустом, несерьезном, легкомысленном человеке.

Седьмая вода на киселе – о дальних родственниках.

Носить воду в решете – заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время.

Тише воды, ниже травы – о чрезвычайно скромном, незаметном, тихом человеке.

Много воды утекло – прошло много времени.

Водой не разлить – о тесной дружбе.

Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, уклониться от заслуженного наказания.

Как две капли воды (похожи) – о полном сходстве.

Как в воду глядел – как будто знал заранее.

Как в воду канул – исчез, пропал бесследно.

Как будто в воду опущенный – удрученный, печальный.

Сесть в лужу – оказаться в глупом, неловком положении, потерпеть неудачу.

Делать погоду – иметь решающее решение для чего-либо.

Ждать у моря погоды – напрасно на что-либо рассчитывать, надеяться.


  1. Развитие психических функций

Выучить пальчиковую гимнастику «Дрозд-дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,

Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.

Носик – остренький,

Бочок – пестренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие,

Весной распеваются,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Зимой забываются.

Снова машут сложенными накрест ладонями.

Молдавская песенка


Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

«Весна, весна красная»

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

С великой милостью:

Идут в противоположную сторону по кругу.

Со льном высоким,

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.

С корнем глубоким,

Приседают, опускают руки, выдох.

С хлебами обильными.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

Русская песенка


Упражнение «Лексическое поле»

Март – месяц, прохлада, состязание, перепады температуры, самоуверенность, недооценка, переохлаждение, грипп, ангина, воспаление легких, коронавирус, лечение, прощание, дневное потепление, ночной мороз, таяние, грачи, проталины, первоцветы, пролески, подснежники, сосульки, слезы, оттепель, капель, праздник 8 Марта, подарки, любовь, уважение, признание…


Упражнение «Хорошо – плохо»

Весна – это хорошо.

Наступает потепление.

Можно снять тяжелую зимнюю одежду.

Пробуждается природа.

Возвращаются на родину птицы. Поют, радуются.

Пробуждаются от зимней спячки животные, насекомые…

Появляется первая зелень: петрушка, дикий чеснок; ранние овощи – редис, салат…

В организм попадают настоящие витамины.

Приближаются каникулы.

Можно планировать летний отдых…


Весна – это плохо.

На улицах много воды, промокает обувь, можно заболеть.

Трудно угадать, как одеваться: с учетом ночных и дневных перепадов температуры.

Появляется дополнительная физическая нагрузка: надо выполнять работы в садах, городах, полях…

«Весенние» пчелы голодные, злые, могут покусать… Пчеловоды должны их вовремя подкормить.

Первую зелень высаживают в теплицах, в искусственных условиях, значит витаминов там меньше, чем у зелени высаженной в открытый грунт.

В школе надо сдать экзамены, надо много читать, учить. От нагрузки может заболеть голова, снизиться зрение, сорваться нервная система…


Упражнение «Как это можно использовать?»

Дождь можно использовать как…

дождь, поливочно-оросительную систему, душ, лейку, кран, явление для научного изучения, наблюдения; момент сбора дождевой воды, массажер, способ массажа: постукивание, душ Шарко, микроциркулярный душ, способ разгона гуляющих по домам, по норам; систему охлаждения при нервный срывах, очищения; систему закаливания; воду для полива растений; способ утоления жажды в пустыне, Африке…


Метод мозгового штурма «Что было бы, если?»

Весну похитила Снежная королева.

Постоянно длилась бы зима.

Люди постоянно бы ходили тепло одетыми.

Постоянно надо было бы отапливать помещения.

Дрова бы исчезли, потому что деревья при холоде перестали бы расти.

Растения прекратили бы рост: начался бы авитаминоз.

Появились бы страшные болезни: цинга, шатались бы зубы и выпадали бы. Изменился бы овал лица…

Речки были бы скованы льдом: погибла бы рыба, если бы ей вовремя не делали бы лунки.

Насекомые бы исчезли: не стало бы меда…

Птицам нечем было бы питаться, они погибли бы.


Упражнение «Оксюморон»

Что может быть одновременно:

- сухим и мокрым – асфальт местами, поле…, листочки – с верхней и нижней стороны после дождика, губы внутри и снаружи;

- теплым и прохладным – погода; часть тела в тени и на солнце; на солнце и при дуновении весеннего, прохладного ветерка; дождь в разное время года; в Арктике и а Африке;

- ласковым, нежным и испепеляющим – солнце в разное время года.


Упражнение «Чем был, будет?»

Ветер – разница в давлении, воздушная масса, воздухом, ветерком, ветрищем, смерчем, вьюгой, бурей, поземкой, бураном, ураганом, разрушительной силой, стихией, бедствием, опасностью, убытком, уроном, страшным воспоминанием, перегонщиком туч, живительной силой в жару, вентилятором, кондиционером, энергией…


Проталинки – землей, заснеженной снегом; оттаявшим участком земли; землей; лугом; полем; засаженным участком; возделываемым участком; плодоносящим участком; урожайным участком; благословенным, замерзшим, заледеневшим, засыпанным снегом участком земли…


Упражнение «Прямая синектива»

Человек посмотрел на льдинку и придумал…

стекло, зеркало, лак для ногтей, витрины, окна, экраны, хрусталь, лампы, люстры, фонари, фары, светофоры, семафоры, прозрачные стаканы, пленку, теплицы, парники, каток, коньки, ролики, ледяные горки, камни Своровски, мороженое, прохладительные напитки со льдом; процесс хранения – морозильную камеру, процесс заморозки и размораживания, погреб, замораживание свежих овощей, как способ хранения витаминов, процесс гранения. Спортсмены: фигуристы, конькобежцы, цирк на коньках, процесс скольжения: утюга, прием массажа; прозрачную пластмассу – шариковые ручки, картины под стеклом, виды живописи: пейзаж, сюжет; песни («Потолок ледяной, дверь скрипучая…»), сказки «Снегурочка», «Снежная королева»…


Метод фокальных объектов (метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов)


Весна (какая?) – полноводная, разноцветная, теплая.

Вода (какая?) – бурная, холодная.


Весна полноводная – дождливая, вытекающая из берегов, опасная, разрушительная…

Весна разноцветная – цветущая, май…

Весна теплая – дневная (днем тепло, а ночью…), поздняя, майская…

Весна бурная – стремительная, быстрая…

Весна холодная – затяжная, продолжительная…

Вода разноцветная – с красителями; протекающая по глиняному месту (коричневая), по чернозему (черная); с добавлением капель валерианы, зеленки, с добавлением лимона; настоянная на шиповнике…

Вода теплая – летняя, в ванне, гейзер, в Африке, горячее течение, подогреваемая; закипающая; в чае, кофе…

Вода бурная – омут, водоворот; стекающая с гор; проливной дождь;

во время шторма, водопад; быстрое течение, Енисей…

Вода холодная – на севере, холодное течение, охлажденная в холодильнике; льдинки в соке; прорубь; родниковая; ключевая…


Упражнение «Так бывает или нет?»

Весна

Дети гуляли, стихи сочиняли:

«Листопад, листопад –

Хлопья снежные летят.

Прилетели птицы с юга,

Значит, скоро будет вьюга»,

Думал старый воробей.

Ну а ты его умней? И.О. Крупенчук


Тучи ходят хмурые,

С краю серо-бурые.

Ветер дует, гром грохочет,

Значит, скоро дождь промочит. И.О. Крупенчук


Весна в пути

Весна уж в пути – лежебока – снежок

Об солнечный лучик снежинки обжег.

От боли заплакал, ручьем убежал,

Подснежникам нежным он путь указал. И.О. Крупенчук


Упражнение «Почему так произошло?»

Произошло наводнение.

Наводнение – стихийное бедствие – затопление суши водой, выступающей из берегов.

Наводнение произошло потому, что выпало много снега, при его таянии образуется большое количество воды.

Произошло резкое потепление, вода не успевала впитываться в землю.

Много осадков было зимой в виде снега, а весной в виде дождей…

Не были приняты меры: не взрывали лед.

Не укрепляли берега.

Природа мстит за безразличие к ней.

Горная местность, солнце невыносимо горячее растопило снег на вершинах гор…

Горячее солнце растопило айсберги…

Жгучее солнце растопило льды Арктики и Антарктиды…

Цунами. Волна цунами приносит с собой огромное количество воды, из-за чего на побережьях возникает наводнение. Имеет оно непродолжительный характер.

Если плотина больше неспособна сдерживать напор воды, происходит её прорыв. Это вызывает кратковременное, но довольно сильное затопление.

Землетрясения и оползни могут перегораживать русла рек.

Штормовые приливы иногда могут быть подобны цунами, только гораздо слабее их.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя