СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов в арт - терапевтических методик в коррекционно - развивающей работе с учащимися нарушения опорно двигательного аппарата.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренний мир ребенка с особыми образовательными потребностями сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Каким образом осущевить его безболезненное вхождение в мир своих сверстников? На эти и другие вопросы мы ответим в нашем учебном пособии «Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании».

Арт-терапевтические техники могут иметь большое значение как одна из форм психологического сопровождения и психологической реабилитации детей с особенностями развития. Важнейшим фактором положительного воздействия арттерапии на детей данной группы являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки . Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам. Сущность же арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Нa нaш взгляд неoбхoдимo рaзделять aрт-терaпевтические и aрт-педaгoгические метoды и техники. Втoрые, пo нaшему мнению, кaк бoлее oбщедoступные и «oблегченные» нa фoне aрт-терaпии, пoзвoляют рaбoтaть с "менее глубинными" прoблемaми личнoсти. т.к. пoмoгaют пoпуляризирoвaть чувствa нa симвoлическoм урoвне, aктуaлизирoвaть и вырaжaть oсoзнaвaемые и неoсoзнaвaемые чувствa и пoтребнoсти.

Арт-методы как раз и обеспечивают этот принцип за счёт обеспечения такой поддержки, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Основными психическими новообразованиями в возрасте 6 - 9 лет являются познавательные процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование в этом случае играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретнообразное мышление, связанное в основном с, работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие (Мухина В. С., Левинштейн С., Узнадзе Д. Н.). Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира (Смирнов А. А., Степанов С. С.). В арт-педагогике возраст от пяти до приблизительно десяти лет даже называют «золотым веком детского рисунка». Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Специалисты в области художественной педагогики советского периода Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и др. утверждали, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоцио нальные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит ребенка к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с ООП указывал ещё Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) [67]. Таким образом, применение арт-методов в начальной школе связано с развитием личности, её психических функций: визуального мышления, эмоциональной сферы и т.д.; мотивационной системы; с формированием социально-значимых навыков и умений (коммуникативных навыков, способности самовыражения в визуальном плане, навыков понимания чувств, переживаний других людей). Но это при нормальном развитии.

Самым популярным видом арт-терапии является изотерапия. Изобразительная деятельность является прекрасным способом формирования всех высших психических функций ребенка, налаживания их взаимодействия, благоприятной средой для развития воображения, и выработки устойчивых моторных навыков, снижению тревожности, расслаблению. Способы рисования могут быть разными-это как стандартное,с использованием кисточки, так и рисование пальцами. Можно использовать следующие техники работы: ладошки, тычок, мазки, штампы, спонжи, оттиск, стеки и т.д.

Песочную терапию используют как в работе с детьми, так и со взрослыми. Суть работы с песком достаточно простая - посредством спонтанных манипуляций с данной субстанцией, человек успокаивается, восстанавливается. Очень эффективен данный метод для детей с мышечным тонусом. В процессе работы с песком стабилизируются психический и физический процессы.

Большую роль занятия с песком играют для формирования учебной деятельности. У детей с НОДА они способствуют развитию мелкой моторики, формированию пинцетного захвата, что в дальнейшем поможет ребенку увереннее держать ручку или карандаш. Различные пальчиковые игры с песком позволяют развивать тактильную чувствительность рук, зрительно – моторную координацию, концентрацию и устойчивость внимания, речевое развитие, интерес ребенка к окружающему миру и познавательную активность.

С помощью песка можно рисовать, делать различные фигуры с помощью форм, узнавать свойства предметов и т.д.

Музыкотерапия применяется  в лечебных и коррекционных целях. Данный метод позволяет воздействовать на эмоциональное состояние человека, способствовать личностному развитию. Музыка позволяет с раннего возраста закладывать у ребенка интерес и любовь к искусству, творчеству. Для детей с НОДА музыка является отличным способом для снятия эмоционального напряжения. Например, как разгрузка между занятиями или слушать музыку фоном, при выполнении задания. Можно не только прослушивать музыкальные произведения, но и использовать музыкальные игрушки и  инструменты, такие как ксилофон, дудка, деревянные ложки и др. Музыка также способствует и речевому развитию, которое у детей с НОДА чаще всего имеет нарушения. С помощью музыкальных занятий можно нормализовать дыхание ребенка, под музыку пропевать различные звуки и слова, развивать артикуляционный аппарат.

Еще одним доступным методом арт – терапии является сказкотерапия.

Сказки являются отличным способом, для того чтобы заинтересовать ребенка. Погружение  в сказку  снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса,  восстановить силы.Сказкотерапия  для   детей с НОДА является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире.  Вариантов работы со сказкой множество.

Например, пассивное слушание, когда педагог рассказывает сказку, сопровождая ее различными иллюстрациями, или же активной, когда ребенок является непосредственным участником сказки. Можно разыгрывать роли, из какой - то определенной сказки или же придумать ее вместе с ребенком. Например, если у ребенка, есть какой то страх, то с помощью сказки его можно проиграть и гармонизировать внутреннее состояние ребенка.

Таким образом, использование методов арт- терапии в реабилитации и коррекции детей с нарушением опорно – двигательного аппарата имеет много положительных сторон: позволяют установить положительный контакт с ребенком, дают возможности для самовыражения, тем самым повышая его самооценку, общение с другими детьми способствует развитию социализации и коммуникации у детей с НОДА, развиваются творческие способности, нормализуется эмоциональное состояние, улучшается работоспособность. Использование методов арт – терапии позволяет простым и эффективным способом повысить качество жизни ребенка с ОВЗ.

 

Литература

1.Психотерапевтическая энциклопедия/ под ред. Карвасарского Б.Д. – 2-е изд. – СПб.:Питер, 2002.- 1024 с.

2.Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

 

Просмотр содержимого документа
«Использование методов в арт - терапевтических методик в коррекционно - развивающей работе с учащимися нарушения опорно двигательного аппарата.»

Тема: Использование методов в арт - терапевтических методик в коррекционно - развивающей работе с учащимися нарушения опорно двигательного аппарата.

Внутренний мир ребенка с особыми образовательными потребностями сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Каким образом осущевить его безболезненное вхождение в мир своих сверстников? На эти и другие вопросы мы ответим в нашем учебном пособии «Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании».

Арт-терапевтические техники могут иметь большое значение как одна из форм психологического сопровождения и психологической реабилитации детей с особенностями развития. Важнейшим фактором положительного воздействия арттерапии на детей данной группы являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки . Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам. Сущность же арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Нa нaш взгляд неoбхoдимo рaзделять aрт-терaпевтические и aрт-педaгoгические метoды и техники. Втoрые, пo нaшему мнению, кaк бoлее oбщедoступные и «oблегченные» нa фoне aрт-терaпии, пoзвoляют рaбoтaть с "менее глубинными" прoблемaми личнoсти. т.к. пoмoгaют пoпуляризирoвaть чувствa нa симвoлическoм урoвне, aктуaлизирoвaть и вырaжaть oсoзнaвaемые и неoсoзнaвaемые чувствa и пoтребнoсти.

Арт-методы как раз и обеспечивают этот принцип за счёт обеспечения такой поддержки, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Основными психическими новообразованиями в возрасте 6 - 9 лет являются познавательные процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование в этом случае играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретнообразное мышление, связанное в основном с, работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие (Мухина В. С., Левинштейн С., Узнадзе Д. Н.). Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира (Смирнов А. А., Степанов С. С.). В арт-педагогике возраст от пяти до приблизительно десяти лет даже называют «золотым веком детского рисунка». Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Специалисты в области художественной педагогики советского периода Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и др. утверждали, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоцио нальные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит ребенка к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с ООП указывал ещё Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) [67]. Таким образом, применение арт-методов в начальной школе связано с развитием личности, её психических функций: визуального мышления, эмоциональной сферы и т.д.; мотивационной системы; с формированием социально-значимых навыков и умений (коммуникативных навыков, способности самовыражения в визуальном плане, навыков понимания чувств, переживаний других людей). Но это при нормальном развитии.

Самым популярным видом арт-терапии является изотерапия. Изобразительная деятельность является прекрасным способом формирования всех высших психических функций ребенка, налаживания их взаимодействия, благоприятной средой для развития воображения, и выработки устойчивых моторных навыков, снижению тревожности, расслаблению. Способы рисования могут быть разными-это как стандартное,с использованием кисточки, так и рисование пальцами. Можно использовать следующие техники работы: ладошки, тычок, мазки, штампы, спонжи, оттиск, стеки и т.д.

Песочную терапию используют как в работе с детьми, так и со взрослыми. Суть работы с песком достаточно простая - посредством спонтанных манипуляций с данной субстанцией, человек успокаивается, восстанавливается. Очень эффективен данный метод для детей с мышечным тонусом. В процессе работы с песком стабилизируются психический и физический процессы.

Большую роль занятия с песком играют для формирования учебной деятельности. У детей с НОДА они способствуют развитию мелкой моторики, формированию пинцетного захвата, что в дальнейшем поможет ребенку увереннее держать ручку или карандаш. Различные пальчиковые игры с песком позволяют развивать тактильную чувствительность рук, зрительно – моторную координацию, концентрацию и устойчивость внимания, речевое развитие, интерес ребенка к окружающему миру и познавательную активность.

С помощью песка можно рисовать, делать различные фигуры с помощью форм, узнавать свойства предметов и т.д.

Музыкотерапия применяется в лечебных и коррекционных целях. Данный метод позволяет воздействовать на эмоциональное состояние человека, способствовать личностному развитию. Музыка позволяет с раннего возраста закладывать у ребенка интерес и любовь к искусству, творчеству. Для детей с НОДА музыка является отличным способом для снятия эмоционального напряжения. Например, как разгрузка между занятиями или слушать музыку фоном, при выполнении задания. Можно не только прослушивать музыкальные произведения, но и использовать музыкальные игрушки и инструменты, такие как ксилофон, дудка, деревянные ложки и др. Музыка также способствует и речевому развитию, которое у детей с НОДА чаще всего имеет нарушения. С помощью музыкальных занятий можно нормализовать дыхание ребенка, под музыку пропевать различные звуки и слова, развивать артикуляционный аппарат.

Еще одним доступным методом арт – терапии является сказкотерапия.

Сказки являются отличным способом, для того чтобы заинтересовать ребенка. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы.Сказкотерапия для детей с НОДА является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире. Вариантов работы со сказкой множество.

Например, пассивное слушание, когда педагог рассказывает сказку, сопровождая ее различными иллюстрациями, или же активной, когда ребенок является непосредственным участником сказки. Можно разыгрывать роли, из какой - то определенной сказки или же придумать ее вместе с ребенком. Например, если у ребенка, есть какой то страх, то с помощью сказки его можно проиграть и гармонизировать внутреннее состояние ребенка.

Таким образом, использование методов арт- терапии в реабилитации и коррекции детей с нарушением опорно – двигательного аппарата имеет много положительных сторон: позволяют установить положительный контакт с ребенком, дают возможности для самовыражения, тем самым повышая его самооценку, общение с другими детьми способствует развитию социализации и коммуникации у детей с НОДА, развиваются творческие способности, нормализуется эмоциональное состояние, улучшается работоспособность. Использование методов арт – терапии позволяет простым и эффективным способом повысить качество жизни ребенка с ОВЗ.


Литература

1.Психотерапевтическая энциклопедия/ под ред. Карвасарского Б.Д. – 2-е изд. – СПб.:Питер, 2002.- 1024 с.

2.Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей