СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование межпредметных связей для организации и проведения занятий по дисциплинам «История», «Обществознание», «Основы философии»: практические рекомендации».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как использовать межпредметные связи в преподавании гуманитарных дисциплин для создания такого образовательного поля, где каждый студент сможет найти то, что ему интересно.

Просмотр содержимого документа
««Использование межпредметных связей для организации и проведения занятий по дисциплинам «История», «Обществознание», «Основы философии»: практические рекомендации».»

«Использование межпредметных связей для организации и проведения занятий по дисциплинам «История», «Обществознание», «Основы философии»: практические рекомендации».

Т.В.Британова

Аннотация: как использовать межпредметные связи в преподавании гуманитарных дисциплин для создания такого образовательного поля, где каждый студент сможет найти то, что ему интересно.



Для научности содержания занятия по истории важно сообщать все, из чего складывается историческое знание о факте, процессе:

-локализация в пространстве и времени,

- кто, как и почему действует. Раз историю творят люди, то необходимо показать какую роль играют их качества, истоки, мотивы деятельности, осветить сложный мир человеческих отношений. Яркое и целостное описание событий и процессов, передающее колорит эпох, обязано сочетаться с глубоким раскрытием их сущности, их связей: чем объясняется событие и каково его значение, оценка, уроки (причинно-следственные, закономерные связи, мировоззренческие и моральные обобщения, место и роль события, процесса в развитии человеческого сообщества).

При изучении географии, физики, биологии студенты могут непосредственно наблюдать многие явления природы либо видеть их наглядное воспроизведение. Минувшие события общественной жизни наблюдать невозможно. Поэтому стоит вопрос об их образном воспроизведении на уроке с помощью слова и наглядности.

Образность, яркость фактов – обязательное условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности студентов. Здесь на помощь приходят отечественные и зарубежные литературные произведения. События практически любой исторической эпохи можно проиллюстрировать отрывками из них:

- античность: «Илиада», «Одиссея» Гомера; «Басни» Эзопа, «Царь Эдип» Софокла; «Персы» Эсхила; «Сравнительные жизнеописания» Плутарха; «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки.

По философии этого периода - «Сочинения» Пифагора; «Органон», «Физика» и «Метафизика» Аристотеля, «Апории» Зенона Элейского; «Сочинения» Демокрита; «Утешение философское» Боэция.

- средневековье: «Робин Гуд»; «Божественная комедия» Данте; «Декамерон» Бокаччо; «Государь» Макиавелли»; «Слово о Полку Игореве», «Рубаи» Омара Хайяма и т.д.

По философии этого периода – «История моих бедствий» П.Абеляра; «Слово о Законе и Благодати» Илариона; «Утопия» Т.Мора.

- ХХ век: «Москва и москвичи» В.Гиляровского; «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Триумфальная арка» Э.М.Ремарка; «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» Я.Гашека; «Петр I», «Хождение по мукам» А.Толстого; «Белая гвардия», «Бег» М.Булгакова; «Тихий Дон» М.Шолохова и т.д. Многочисленна мемуарная литература этого периода.

Форма работы с литературным материалом на уроке:

- использование преподавателем в своем рассказе, беседе;

- использование студентами для создания презентаций по какой-либо теме, устного доклада или сообщения, работы над своим индивидуальным проектом.

Использование межпредметных связей во внеурочной деятельности:

  1. География, ОБЖ: проведение квестов, осуществление поисковой деятельности в рамках изучения «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.».

Пример:

1.1. Квест «Московский парк Победы» (СПб, ст. метро «Парк Победы»). В конце занятия в форме квеста у студентов более отчетливо формируется представление о днях блокады г. Ленинграда. Московский парк Победы был заложен 7 октября 1945 г. Площадь парка - 68 га. До войны здесь был громадный пустырь, который собирались освоить, но не успели. Сегодня здесь расположена Мемориальная зона парка, напоминающая о тяжелых военных и блокадных годах, о событиях, связанных с деятельностью кирпично-пемзового завода №1, преобразованного в годы блокады в крематорий, в обжиговых печах которого было сожжено более 100 тысяч трупов, умерших от голода, замёрзших и погибших от обстрелов и бомбёжек жителей города. Таким образом территория парка является местом самой массовой кремации в истории. Мемориальная зона включает в себя Аллею Памяти с расположенными на ней Монументом, Павильоном Памяти и памятным знаком «Вагонетка». Воронки от снарядов и карьеры кирпичного завода были превращены в небольшие пруды замысловатой формы, соединённые каналами. Парк был открыт 7 июля 1946 г., на тот момент его территория составляла 1/7 часть от современной. Работы продолжались до 1957 г., когда были установлены пропилеи главного входа. Посадки деревьев производились простыми жителями города, участвовавшими в субботниках.

    1. Практико-ориентированный проект. Создание выставочной экспозиции «Память о войне. 1941-1945 гг.» Работа, проделанная студентом ГБПОУ «СПбТОТФиП», Д.Коноплевым в рамках проекта:

  • - осуществление поисковой деятельности в составе «Невской оперативной группы», сбор экспонатов;

  • - работа с найденными предметами для придания им надлежащего для экспонирования вида;

  • - создание выставочной экспозиции; ее оформление;

  • - продвижение результатов своей работы (публикации в СМИ, участие в конференциях, конкурсах и олимпиадах соответствующей направленности).

  • Предметы, представленные Д.Коноплевым.

  • Фрагменты из презентации студента «СПбТОТФиП» С.Фокина.



  1. Посещение музейно-выставочных комплексов:

- Физика – «Музей связи им. А.С.Попова»;

- Биология, Естествознание - «Зоологический музей»;

- Обществознание, Философия – «Музей истории религии и атеизма».

Каждый отдельный урок, отражая какие-то периоды или моменты развития общества, обязательно связан с содержанием уроков предшествующих и последующих. Если межкурсовые и межпредметные связи не устанавливаются, то знания остаются разрозненными. Сегодня, чтобы в большей степени быть востребованным, молодой человек должен обладать осознанным системным мышлением, определенным кругозором. Использование межпредметных связей помогает их формированию.











Британова Татьяна Владимировна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права», СПб ГБПОУ «СПбТОТФиП», преподаватель дисциплин «История», «Обществознание», «Основы философии».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!