СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемонических правил на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемонических правил на уроках химии»

Использование мнемонических правил на уроках химии

Использование мнемонических правил на уроках химии

Цель: сбор и систематизация мнемонических правил по химии, которые помогут в изучении химии.

Цель:

  • сбор и систематизация мнемонических правил по химии, которые помогут в изучении химии.
Задачи: описать мнемонические правила по химии; описать основные приёмы запоминания.

Задачи:

  • описать мнемонические правила по химии;
  • описать основные приёмы запоминания.
Мнемоника-искусство запоминания   совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  

Мнемоника-искусство запоминания

совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  

Мнемоника в жизни школьника Правила по технике безопасности:   Не надо плевать в кислоту, а то она ответит! Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду! Лила воду в кислоту — потеряла красоту! Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду! Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды! Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда! Чай с лимоном (здесь нужно представить, как в чай Вы кладете дольку лимона).

Мнемоника в жизни школьника

  • Правила по технике безопасности:
  • Не надо плевать в кислоту, а то она ответит!
  • Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду!
  • Лила воду в кислоту — потеряла красоту!
  • Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!
  • Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!
  • Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая

беда!

  • Чай с лимоном (здесь нужно представить, как в чай Вы кладете дольку лимона).
Мнемоника в жизни школьника Процессы окисления-восстановления, свойства окислителей и восстановителей:   О тдать — О кислиться, В зять — В осстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кем-либо чего-либо полезного — кислое, опущенное выражение лица, при получении — воспрявшее, восстановленное). Окислитель — грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны). Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.

Мнемоника в жизни школьника

Процессы окисления-восстановления, свойства окислителей и восстановителей:  

  • О тдать — О кислиться, В зять — В осстановиться

(слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кем-либо чего-либо полезного — кислое, опущенное выражение лица, при получении — воспрявшее, восстановленное).

  • Окислитель — грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны).
  • Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.
Мнемоника в жизни школьника Химические формулы: Сапоги мои того...  Пропускают H 2 O! А как лучше запомнить названия кислот серной и сернистой: H 2 SO 3 , H 2 SO 4 ?  H 2 SO 3 – короткая(3), а название длинное «сернистая».  H 2 SO 4 – длинная(4), а название короткое «серная». Убежал козленок в лес — выпускал там Н 2 S! По формуле, как ни смотри,  Они не разнятся никак:  Все тот же кальций-це-о-три  И мел, и известняк.

Мнемоника в жизни школьника

Химические формулы:

  • Сапоги мои того...

Пропускают H 2 O!

  • А как лучше запомнить названия кислот серной и сернистой: H 2 SO 3 , H 2 SO 4 ?

H 2 SO 3 – короткая(3), а название длинное «сернистая».

H 2 SO 4 – длинная(4), а название короткое «серная».

  • Убежал козленок в лес — выпускал там Н 2 S!
  • По формуле, как ни смотри, Они не разнятся никак: Все тот же кальций-це-о-три И мел, и известняк.
Мнемоника в жизни школьника В соли красной кровяной   Калий с тройкой за стеной,  Дальше феррум, шесть цианов.  Все в порядке – без обмана. Загорелся, всем на диво   Фосфор в колбочке красиво -   Получился, надо знать,   Ангидрид Р 2 О 5 !

Мнемоника в жизни школьника

  • В соли красной кровяной  Калий с тройкой за стеной, Дальше феррум, шесть цианов. Все в порядке – без обмана.
  • Загорелся, всем на диво  Фосфор в колбочке красиво -  Получился, надо знать,  Ангидрид Р 2 О 5 !
Мнемоника в жизни школьника Валентность химических элементов: Калий, натрий, серебро с водородом заодно. (валентность 1).  Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.  Одновалентные элементы: хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород.  Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как не кинь.  Алюминий, да и висмут на трех ниточках повиснут (т.е. трехвалентные).

Мнемоника в жизни школьника

Валентность химических элементов:

  • Калий, натрий, серебро с водородом заодно. (валентность 1).

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

Одновалентные элементы: хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород.

Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как не кинь.

Алюминий, да и висмут на трех ниточках повиснут (т.е. трехвалентные).

Мнемоника в жизни школьника Железо ,  алюминий ,  хром  — их валентность равна трём. Магний ,  кальций ,  цинк  и  барий  — их валентность равна паре. Натрий ,  калий ,  серебро  — одновалентное добро. Натрий ,  калий ,  серебро  с водородом за одно.  Натрий ,  калий  и  аргентум  — навсегда одновалентны.

Мнемоника в жизни школьника

  • Железоалюминийхром  — их валентность равна трём.

Магнийкальцийцинк  и  барий  — их валентность равна паре.

Натрийкалийсеребро  — одновалентное добро.

Натрийкалийсеребро  с водородом за одно.

Натрийкалий  и  аргентум  — навсегда одновалентны.

Мнемоника в жизни школьника Химические реакции:  Говорят, если реакция свершается,  То при этом осадок получается,  Или газ выделяется,  Или цвет изменяется,  Или запах появляется,  Или вещество нагревается,  То есть органами чувств реакция определяется.  Сера, сера, сера – S.  Тридцать два атомный вес.  Сера в воздухе горит,  Выделяет ангидрид.  Ангидрид – пахучий газ,  Слезы капают из глаз.

Мнемоника в жизни школьника

Химические реакции:

  • Говорят, если реакция свершается, То при этом осадок получается, Или газ выделяется, Или цвет изменяется, Или запах появляется, Или вещество нагревается, То есть органами чувств реакция определяется.
  • Сера, сера, сера – S. Тридцать два атомный вес. Сера в воздухе горит, Выделяет ангидрид. Ангидрид – пахучий газ, Слезы капают из глаз.
Мнемоника в жизни школьника  Рождает воду водород,  Ну а теперь наоборот:  Вода рождает водород,  А заодно и кислород. – Купорос мой медный,  Почему ты бледный?  – Потому я бледный,  Что нагрев мне вредный.  Воду поднеси мне –  Снова стану синим. Не помирятся с рожденья   основанье с кислотой.  в результате их сраженья   получилась соль с водой.

Мнемоника в жизни школьника

  • Рождает воду водород, Ну а теперь наоборот: Вода рождает водород, А заодно и кислород.
  • – Купорос мой медный, Почему ты бледный? – Потому я бледный, Что нагрев мне вредный. Воду поднеси мне – Снова стану синим.
  • Не помирятся с рожденья  основанье с кислотой. в результате их сраженья  получилась соль с водой.
Мнемоника в жизни школьника Органическая химия: Раз, два, три, четыре, пять- станем атомы считать   Учим новые слова: мета — раз, а эта — два.   Три — пропан, бутан - четыре, все соседи по квартире.   Вьется атомная лента, номер пятый будет пента,   Шесть — гексан, а семь -гептан. Углероды, по местам!   А в октане, как в октаве, восемь атомов в составе.   Соответственно Закону, атом девять значит нона.   Наконец, как истукан, возвышается декан! Запомним, друг, и я ,и ты,  Чем отличаются  спирты  —  В них углерод и гидроксид,  И каждый спирт легко горит. Мы говорим спокойно: жир.  А между прочим, он — эфир,  Он из кислот и глицерина.  Такая вот у нас картина...

Мнемоника в жизни школьника

Органическая химия:

  • Раз, два, три, четыре, пять- станем атомы считать  Учим новые слова: мета — раз, а эта — два.  Три — пропан, бутан - четыре, все соседи по квартире.  Вьется атомная лента, номер пятый будет пента,  Шесть — гексан, а семь -гептан. Углероды, по местам!  А в октане, как в октаве, восемь атомов в составе.  Соответственно Закону, атом девять значит нона.  Наконец, как истукан, возвышается декан!
  • Запомним, друг, и я ,и ты, Чем отличаются  спирты  — В них углерод и гидроксид, И каждый спирт легко горит.
  • Мы говорим спокойно: жир. А между прочим, он — эфир, Он из кислот и глицерина. Такая вот у нас картина...
Мнемоника в жизни школьника Для запоминания названий алканов: Милый -метан Этичный — этан ПРактичный — ПРопан Барашек -бутан Пасется — пентан в Горах — ГЕКсан Гималаях — ГЕПтан (оба на «г» в алфавитном порядке).   Углерод четырехвалентен всегда-  В органических соединениях,   Независимо от формулы вещества  И его строения

Мнемоника в жизни школьника

Для запоминания названий алканов:

Милый -метан

Этичный — этан

ПРактичный — ПРопан

Барашек -бутан

Пасется — пентан

в Горах — ГЕКсан

Гималаях — ГЕПтан (оба на «г» в алфавитном порядке). 

  • Углерод четырехвалентен всегда- В органических соединениях,  Независимо от формулы вещества И его строения
Мнемоника в жизни школьника Фракции нефти Б абушка  Л юбит,  К огда  Г отовит  М ама - бензин, лигроин, керосин, газойль, мазут

Мнемоника в жизни школьника

Фракции нефти

  • Б абушка  Л юбит,  К огда  Г отовит  М ама - бензин, лигроин, керосин, газойль, мазут
Мнемоника в жизни школьника Индикаторы :  Индикатор лакмус – красный,  Кислоту укажет ясно.  Индикатор лакмус – синий,  Щелочь здесь – не будь разиней.  Когда ж нейтральная среда,  Он фиолетовый всегда. Попасть в кислоту - вот неудача,  Но он перетерпит без вздоха и плача,  Зато в щелочах у фенолфталеина  Начнется не жизнь, а сплошная малина!

Мнемоника в жизни школьника

Индикаторы :

  • Индикатор лакмус – красный, Кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус – синий, Щелочь здесь – не будь разиней. Когда ж нейтральная среда, Он фиолетовый всегда.
  • Попасть в кислоту - вот неудача, Но он перетерпит без вздоха и плача, Зато в щелочах у фенолфталеина Начнется не жизнь, а сплошная малина!
Выводы 1)Мнемоника является не только наукой, но и искусством укреплять память. 2)При помощи использования мнемотехники изучать некоторые сложные темы по большинству учебных предметов, в том числе и по химии, станет гораздо легче. 3)Изучив основные приёмы запоминания, можно развивать и тренировать память при помощи упражнений.

Выводы

1)Мнемоника является не только наукой, но и искусством укреплять память.

2)При помощи использования мнемотехники изучать некоторые сложные темы по большинству учебных предметов, в том числе и по химии, станет гораздо легче.

3)Изучив основные приёмы запоминания, можно развивать и тренировать память при помощи упражнений.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!