Использование мнемонических правил на уроках химии
Цель:
- сбор и систематизация мнемонических правил по химии, которые помогут в изучении химии.
Задачи:
- описать мнемонические правила по химии;
- описать основные приёмы запоминания.
Мнемоника-искусство запоминания
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемоника в жизни школьника
- Правила по технике безопасности:
- Не надо плевать в кислоту, а то она ответит!
- Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду!
- Лила воду в кислоту — потеряла красоту!
- Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!
- Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!
- Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая
беда!
- Чай с лимоном (здесь нужно представить, как в чай Вы кладете дольку лимона).
Мнемоника в жизни школьника
Процессы окисления-восстановления, свойства окислителей и восстановителей:
- О тдать — О кислиться, В зять — В осстановиться
(слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кем-либо чего-либо полезного — кислое, опущенное выражение лица, при получении — воспрявшее, восстановленное).
- Окислитель — грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны).
- Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.
Мнемоника в жизни школьника
Химические формулы:
Пропускают H 2 O!
- А как лучше запомнить названия кислот серной и сернистой: H 2 SO 3 , H 2 SO 4 ?
H 2 SO 3 – короткая(3), а название длинное «сернистая».
H 2 SO 4 – длинная(4), а название короткое «серная».
- Убежал козленок в лес — выпускал там Н 2 S!
- По формуле, как ни смотри, Они не разнятся никак: Все тот же кальций-це-о-три И мел, и известняк.
Мнемоника в жизни школьника
- В соли красной кровяной Калий с тройкой за стеной, Дальше феррум, шесть цианов. Все в порядке – без обмана.
- Загорелся, всем на диво Фосфор в колбочке красиво - Получился, надо знать, Ангидрид Р 2 О 5 !
Мнемоника в жизни школьника
Валентность химических элементов:
- Калий, натрий, серебро с водородом заодно. (валентность 1).
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
Одновалентные элементы: хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород.
Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как не кинь.
Алюминий, да и висмут на трех ниточках повиснут (т.е. трехвалентные).
Мнемоника в жизни школьника
- Железо , алюминий , хром — их валентность равна трём.
Магний , кальций , цинк и барий — их валентность равна паре.
Натрий , калий , серебро — одновалентное добро.
Натрий , калий , серебро с водородом за одно.
Натрий , калий и аргентум — навсегда одновалентны.
Мнемоника в жизни школьника
Химические реакции:
- Говорят, если реакция свершается, То при этом осадок получается, Или газ выделяется, Или цвет изменяется, Или запах появляется, Или вещество нагревается, То есть органами чувств реакция определяется.
- Сера, сера, сера – S. Тридцать два атомный вес. Сера в воздухе горит, Выделяет ангидрид. Ангидрид – пахучий газ, Слезы капают из глаз.
Мнемоника в жизни школьника
- Рождает воду водород, Ну а теперь наоборот: Вода рождает водород, А заодно и кислород.
- – Купорос мой медный, Почему ты бледный? – Потому я бледный, Что нагрев мне вредный. Воду поднеси мне – Снова стану синим.
- Не помирятся с рожденья основанье с кислотой. в результате их сраженья получилась соль с водой.
Мнемоника в жизни школьника
Органическая химия:
- Раз, два, три, четыре, пять- станем атомы считать Учим новые слова: мета — раз, а эта — два. Три — пропан, бутан - четыре, все соседи по квартире. Вьется атомная лента, номер пятый будет пента, Шесть — гексан, а семь -гептан. Углероды, по местам! А в октане, как в октаве, восемь атомов в составе. Соответственно Закону, атом девять значит нона. Наконец, как истукан, возвышается декан!
- Запомним, друг, и я ,и ты, Чем отличаются спирты — В них углерод и гидроксид, И каждый спирт легко горит.
- Мы говорим спокойно: жир. А между прочим, он — эфир, Он из кислот и глицерина. Такая вот у нас картина...
Мнемоника в жизни школьника
Для запоминания названий алканов:
Милый -метан
Этичный — этан
ПРактичный — ПРопан
Барашек -бутан
Пасется — пентан
в Горах — ГЕКсан
Гималаях — ГЕПтан (оба на «г» в алфавитном порядке).
- Углерод четырехвалентен всегда- В органических соединениях, Независимо от формулы вещества И его строения
Мнемоника в жизни школьника
Фракции нефти
- Б абушка Л юбит, К огда Г отовит М ама - бензин, лигроин, керосин, газойль, мазут
Мнемоника в жизни школьника
Индикаторы :
- Индикатор лакмус – красный, Кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус – синий, Щелочь здесь – не будь разиней. Когда ж нейтральная среда, Он фиолетовый всегда.
- Попасть в кислоту - вот неудача, Но он перетерпит без вздоха и плача, Зато в щелочах у фенолфталеина Начнется не жизнь, а сплошная малина!
Выводы
1)Мнемоника является не только наукой, но и искусством укреплять память.
2)При помощи использования мнемотехники изучать некоторые сложные темы по большинству учебных предметов, в том числе и по химии, станет гораздо легче.
3)Изучив основные приёмы запоминания, можно развивать и тренировать память при помощи упражнений.
Спасибо за внимание!!!