МАОУ гимназия №83
«Использование мнемонических приёмов в
процессе изучения словарных слов»
Мнемонические приемы при изучении словарных слов
Тюмень
2020
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это “одежда мысли”, по которой обычно сразу ( и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах и являются одной из важнейших и трудных проблем. Еще одна проблема начальной школы – изучение «словарных слов», т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями, например, в таких словах, как вокзал, газета, север, трактор и других. Эти слова верно пишут лишь 59% учащихся. Слова комбайн, экскаватор и другие – только 55%. Все эти слова включены в учебники по русскому языку в начальных классах.
Одна из причин такого положения – несовершенство методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала,на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу , можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидности орфограммы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребёнку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками. Наглядно-иллюстративный материал из школьного «картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.
Буква для семилетнего ребёнка, только что научившегося писать,- лишь набор элементов, она «неживая», «неинтересная», к тому же и пишет он её «кривовато» - смотреть не хочется. А её ещё надо запомнить с помощью многократного прописывания слова. Таким образом, комплекс орфографической работы над словарными словами в малой степени учитывает психолингвистическую проблему взаимодействия “язык-ученик”, а однообразие многих приёмов не даёт нужного развивающего эффекта, т.е. в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.
Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
-активизация познавательной деятельности учащихся, памяти на основе применения приёмов мнемотехники;
-развивающий характер учебной деятельности;
-системность в работе над словами с указанными орфограммами.
Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов. Мнемоника(греч. - искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. К.Д.Ушинский точно подметил: “Ребенок мыслит образами”. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
1)установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2)заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3)яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает
определенные эмоции;
4)образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму (В. В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности), привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своебразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются:
1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;
2) составление ребусов;
3) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов;
4) использование рифмовок.
Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Приведу примеры.
Чтобы слово понять,
Никогда не забывать,
Его надо рисовать
И в картинках представлять.
Некоторые слова помогают запомнить ребусы.
В работе над словами из словаря часто использую стихи, например:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали “Петя”-
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот.
Петь не любит, любит мед.
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву… (и).
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
Посмотрите, дети,
Рак летит в ракете.
Ров запрятался в кровать,
Захотелось ему спать.
- Кап, кап, кап, -
Шепчет капуста.
- Без дождя мне очень грустно!
- Ква! – квартира вдруг сказала.
Малышей перепугала.
Око в яблоке сидит,
Свысока на мир глядит.
Пишу я слово «хорошо».
И в каждом слоге буква О!
Буква О в костре живёт.
И, представьте, не боится,
Не горит и не дымится.
Говорить приятно слово: аккуратно,
И запомнить-то легко:
Буква А, две К и О!
А в автобусе едет,
За ним клубится пыль.
И, мимо пролетая,
Чихнул автомобиль.
Пальто, платье и платок
С буквой «А» пиши, дружок!
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги!
Молоко, компот, мороз
И корова, и колхоз,
Борода, отец, корона,
Колесо, ковёр, колонна.
И корзина, и конфеты,
Голос, юмор и котлеты,
И комар, и крокодил,
Богатырь и коллектив.
Их уже давным-давно
Пишут люди с буквой «О».
Запах, запад и закат
Пишем, дети, с буквой «А».
Жёлтый, чёрный и тяжёлый,
Шёлк и щёлк, пришёл и пчёлы,
Шёпот, щёголь и ещё –
Пишем, дети, с буквой «Ё».
Метод звуковых ассоциаций использован при составлении четверостиший автором Солдатовой Е. З. в книге «Словарь в стихах».
Раз Ната в комнату вошла,
И букву А она нашла.
Там буква а попала в плен
Меж буквой Т и буквой Н.
Посмотрите-ка, ребятки,
Буква О растёт на грядке:
Огурец, морковь, горох,
Помидор и огород.
Ну а где растёт капуста?
Как ни странно – место пусто.
Почему?
Я, друзья, вам подскажу:
«В написании загадка,
С буквой А другая грядка!»:
Капуста, фасоль, картофель.
Вор, воришка, воробей –
Он, конечно, очень мал.
Но у важных голубей
Быстро зёрнышки склевал.
Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!
Словно снег газета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!
Все решим проблемы разом:
Мы её наполним газом!
— Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
— Нет, сказать я должен, ей
Буква «А» всего нужней!
Перекопал весь огород,
Но клада не нашёл Федот.
А так хотел он стать богатым,
Что даже лопнула лопата.
Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!
Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!
Сороке нынче сорок лет,
Она для всех даёт обед.
Потом даёт она обет
Не кушать целых сорок лет!..
Да, быть обжорою — беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется «СОРОКА»!
Можно также использовать шуточные вопросы и загадки.
-В каких словах ель «растет»?
Учитель, картофель…
-Какие слова любит лягушка?
Москва, квартал, квартира…
-Любимые слова вороны.
Карман, картина, картофель, карандаш, карикатура…
-Любимые слова рака.
Трактор, ракета, завтра…
-В каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога, фасоль…
-Какой звук «издает» при движении трамвай?
Трам - трам – трам.
В этих словах, как показывает мой педагогический опыт, дети не делают ошибок. Слова запоминаются легко и надолго.
Интересны звуковые ассоциации для запоминания правописания изучаемого слова – “Запомни, шутя!”
ВОРобей – ВОР украл ВОРобья.
РЕБята - РЕБята отгадывают РЕБус.
УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние.
СОрока- СОрок СОрок воровали горох.
СОбака- КОсть для СОбаки сОска.
Интересен приём укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. Один из вариантов объединения слов в одну «связку»- построение незамысловатого сюжета:
«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку собственного сочинения:
Трам-ра-ра,
Трам-ра-ра,
Везде напишем букву А.
«В квартире висит картина – натюрморт. На картине изображены: кастрюля, капуста, картофель».
«Однажды в морозную погоду мы с отцом и товарищем оделись потеплее и пошли кататься на коньках. Катались мы быстро и весело».
Среди словарных слов, которые ученики 3 класса должны выучить к концу года, много слов, содержащих букву «О». при работе с такими словами предлагаю детям игру в «огород». Для этого из плотной бумаги делается буква «О». Это огород. По ходу знакомства с новыми словами рисунки с изображениями изучаемых слов наклеиваются на фон огорода. С этими словами составляется текст:
«Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и корзину. Она пошла в огород за овощами. Там росли: помидоры, огурцы, морковь, горох. На осине висела старая одежда. Но сороки и вороны не боялись этого пугала. Они клевали яблоки и ягоды. А смелый воробей даже купался в луже рядом с ним. Вдруг корова сломала ворота и зашла в огород. Ох, она съела капусту (поэтому её на рисунке нет). Отец принёс топор, молоток и починил ворота. Собака спокойно спала в своей конуре».
Хотелось бы прокомментировать и проиллюстрировать использование элементов этимологического анализа. Как пишет М.Р. Львов, “иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка”.(Львов М.Р. Правописание в начальных классах .-М.: Флинта, Наука; 1998.-с.14.). Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов. Учителя знают о возможности использования элементов этимологического анализа для решения орфографических задач, но прибегают к нему редко из-за отсутствия в собственной методической лаборатории необходимого материала. Приведу примеры этимологических справок, взятых из различных словарей ( Волина В.В. Этимологический словарь.-М. : Просвещение, 1997; Шанский Н.М, Иванов В.В, Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение,1971; Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. - Киев, Радянська школа.-1989).
БЕРЁЗА. Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово БЕР, означающее “светлый”, “ясный”, “блестящий”, “белый”. Именно от БЕР и образовалась сначала БЕРЗА, а потом БЕРЁЗА.
Хотя мы и считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.
Кстати, название коры берёзы- бересты связано с тем же корнем.
ВОКЗАЛ. Лет триста назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и, построив там павильон, назвала его “Вокс - Холл”, т.е. “Зал госпожи Во”. Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. Наконец, превратившись в вокзал, это слово у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: автовокзал.
ВОРОБЕЙ – «вор», «ворк» - воркует, издаёт переливчатые звуки.
КАРТИНА – карта – изукрашенная бумага.
ПЛАТЬЕ. ПЛАТОК. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом?
Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЪ, что означает “кусок материи”.
СОЛДАТ. Это связано с итальянским “сольдо”. СОЛЬДО-это название монеты и “жалованье”. Человек, получающий “сольдо”, т.е. жалованье, назывался сольдато.
Для совершенствования памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников провожу диктант-игру “Кто больше запомнит”. Подбираю необходимое количество слов, группируя их попарно на основе ассоциативной связи.
Например:
корова-молоко; работа-лопата;
завод-рабочий; ворона-воробей;
ученик-тетрадь; одежда-пальто;
класс-учитель; мороз - коньки и т.п.
Каждую цепочку, состоящую из двух слов, произношу один раз, о чём предварительно предупреждаю учащихся; делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили; читаю новую цепочку из двух слов и опять делаю паузу. Необычная диктовка происходит до тех пор, пока не осуществится запись всех запланированных для диктанта слов, после чего учащиеся подсчитывают написанное ими количество слов и проверяют правильность их написания.
Постепенно порядок записи усложняется. Первый путь усложнения - увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи. Например, по три слова в каждой цепочке:
колхоз- деревня- молоко;
медведь- заяц- лисица;
город- завод- машина;
петух- собака- корова;
пенал- карандаш- тетрадь и т.д.
Второй путь- увеличение количества слов, между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается.
Например:
дежурный- Москва- лопата;
ветер- народ- фамилия;
суббота- язык- ягода и т.д.
При полном овладении цепочкой слов определенной длины количество орфографических ошибок резко снижается.
Если словарный диктант “Кто больше запомнит” применять регулярно в течение нескольких (хотя бы двух- трёх) месяцев, чётко фиксируются следующие его достоинства:
1)повышается орфографическая грамотность учащихся;
2)совершенствуется речевая память школьников, что сказывается не только на запоминании всё более длинных цепочек слов, но и на увеличении средней длины предложений в сочинениях и изложениях;
3)повышается интерес детей к проблемам памяти; они спрашивают, сколько слов может запомнить человек, почему одни запоминают больше слов, а другие меньше; сами пытаются тренировать память, вспоминая имена людей, названия городов, рек;
4)увеличивается скорость письма, например, в моём 3 классе на запись 15 слов уходит на 2-3 минуты меньше, чем в классах, где данной работы не проводилось.
5)повышается интерес к учению.
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез. Прием снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бельдина Е. В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная
школа. – 2002. - № 1.
2. Бессчастная Е.И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка // Начальная
Школа. – 1999. - № 8.
3. Булохов В.Я. , Жовницкая О. Н., Милькова Е. М. Диктант – игра “ Кто больше
запомнит” // Начальная школа. – 1989 . - № 1.-С.29-30.
4. Волина В.В. Этимологический словарь. – М.: АСТ – Пресс, 1997.
5. Гайдук Е.К. Работа над трудными словами. // Начальная школа. – 1985. - № 4.
6. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове. // Начальная школа. – 1997. - № 1.
7. Ераткина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям. // Начальная
школа. – 1992. - № 7 – 8.
8. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями. // Начальная школа. –
1994. - № 1.
9. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная
школа.-1993.-№ 11.
10. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках
русского языка. // Начальная школа. – 2001. - № 3.
11. Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над
трудными словами. // Начальная школа. – 1985. - № 4.
12. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1991.
13. Копылова Л.П. Учить словарные слова легко и интересно. Газета Начальная
школа. – 2000. - № 3.
14. Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности.
15. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием. //
Начальная школа. 1994. - № 8.
16. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Флинта, Наука, 1998.
17.Русский язык. 1 – 4 классы:словарно-орфографическая работа/авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2008.
18. Солдатова Е. З. Словарь в стихах. – М.: Грамотей, 2004.
19. Тирских В.Н. Словарная работа . // Начальная школа. – 1999. - № 12.