Использование мнемотехники
в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Г.А. Баранова,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
А.В. Маркова,
учитель-логопед,
МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»,
г. Ефремов, Тульская область
Аннотация. В статье рассмотрены причины трудностей запоминания дошкольниками с общим недоразвитием речи стихотворных текстов, эффективность использования технологии мнемотехники, методики работы с мнемотаблицами.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, продуктивное запоминание, мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, долговременная память, образные средства, наглядные опоры, графическое изображение, перекодирование информации.
Богатая, грамотная, чёткая, чистая, ритмичная речь ребёнка – это не дар природы, она не передаётся по наследству, не развивается спонтанно сама по себе, а формируется, прежде всего, в семье под влиянием родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Приобщить ребёнка к культуре родного языка, его богатству, красоте способствует художественная литература и, прежде всего, поэзия. Поэтические произведения служат источником и средством обогащения образной речи, понимания мелодики и ритма родного языка. Чем больше мы читаем детям хороших стихов и чаще их повторяем, тем быстрее развивается речь детей.
Заучивание стихотворений наизусть – это испытанный приём развития речи, одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, хорошая тренировка для мозга (ведь произвольное запоминание текста как нельзя лучше стимулирует память), дисциплинирует дошкольников. Все дети любят слушать стихи, они действуют на ребёнка силой и обаянием ритма, мелодики, детей привлекает к себе мир звуков. Но легко запоминать их могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.
Дети групп компенсирующей направленности, в частности с общим недоразвитием речи, не любят учить стихи, этот вид деятельности вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для дошкольников с ОНР характерно позднее начало развития речи, трудности в усвоении родного языка (звуковой системы, грамматического строя речи, лексического состава, связной речи) и особенности развития психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления).
Многосторонний характер структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на личность ребёнка с ОНР, целенаправленное обучение приёмам и методам запоминания.
Выбор наиболее эффективных методов и приёмов заучивания зависит от индивидуальных особенностей детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приемов, относящихся к слуховому методу. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания.
Хорошо известно, что язык мозга – это образы и, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать стихи на образный язык?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из десятка мыслительных операций, благодаря которым удаётся «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: различные символы и знаки (прежде всего это схемы, таблицы, модели).
На основании этого в качестве технологии, направленной на более продуктивное запоминание, в логопедической практике широко используется мнемотехника (в переводе – «искусство запоминания») - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников с ОНР, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В качестве средства в мнемотехнике используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.
Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. «Секрет» мнемотехники заключается в том, что когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Подходы в работе с мнемотехникой:
Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
Личностный – с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
Деятельностный – развитие ребёнка происходит в деятельности, он читает предложенные схемы, таблицы, составляет свои.
Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
Культурологический – ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект-субъектное взаимодействие с детьми.
Комплексный – решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, речевое, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка, взаимодействие специалистов-участников образовательного процесса.
В основе технологии лежат следующие принципы:
- принцип творческого обучения и воспитания: реализация творческих возможностей ребёнка;
- принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности доступен пониманию ребёнка;
- принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Ведущая идея технологии: Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с ОНР путём осуществления двусторонней связи между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мозговую деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения.
Овладение приёмами мнемомотехники, как и в любом деле, осуществляется от простого к сложному: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Первый этап овладения мнемотехникой – использование метода иллюстраций при заучивании стихотворных форм, когда подбираются опорные картинки-иллюстрации к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Для детей младшего возраста иллюстрации необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая и другие образы. Картинки должны быть яркими, узнаваемыми и реалистичными (мнемоквадраты). После прочтения дети воспроизводят стихотворение по мнемоквадратам.
На следующем этапе учим детей условному обозначению предметов, начинаем использовать символическую аналогию – это обобщенный, абстрактный, своеобразный графический образ объекта. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть самое главное (так называемый прием «свертывания») - «шифруем», кодируем строчки, отдельные слова, фразы стихотворения. Так через зрительные опоры – мнемоквадраты-схемы мы материализовываем для детей содержание стихотворения. Такой подход помогает детям с ОНР вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память, что существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развитию речи.
В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические обороты, метафоры, синонимы из стихов. На этапе заучивания стихотворение представляется цельной «лентой», на которой последовательно серией картинок, схем отражено его содержание (мнемодорожки). С целью усложнения стих-иллюстрацию (мнемодорожку) можно разрезать на отдельные картинки-фрагменты, чтобы дети могли самостоятельно воспроизводить эту последовательность.
Со временем тексты для заучивания усложняются, что отражается и на количестве составленных мнемоквадратов и мнемодорожек, которые объединяются в мнемотаблицы в соответствии с усложнённым текстом стихотворения.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Мнемотаблицы или мнемосхемы – это дидактический материал, который используется в мнемотехнике. Они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей. При заучивании наизусть символами можно заменить каждое произносимое слово или маленькое словосочетание и таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. Составленная мнемотаблица представляет собой план, которого дети придерживаются при запоминании и воспроизведении стихотворения. Наполняемость мнемотаблицы зависит от объема стихотворных строк и их количества, а также от возраста детей и их обученности к запоминанию по данной методике.
Стихотворения для заучивания подбираются с учётом лексической темы, возможностей и интересов ребёнка, должны содержать парные рифмовки, простые и звучные формы и небольшими по объему (одна - две строфы для детей младшей и средней групп, несколько больше - для старших).
Этапы работы над стихотворением с использованием готовых мнемотаблиц:
1. Выразительное чтение стихотворения логопедом и установка ребёнку на заучивание.
2. Вопросы по содержанию стихотворения (уяснить основную мысль).
3. Чтение стихотворения логопедом с опорой на мнемотаблицу.
4. Объяснение непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Заучивание с ребёнком отдельно каждой строчки стихотворения (повторение ее с опорой на мнемотаблицу).
6. Чтение стихотворения ребёнком с опорой на мнемотаблицу.
Работа по готовой мнемотаблице осуществляется в следующей последовательности:
1-й этап: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2-й этап: Перекодирование информации, преобразование из символов в образы.
3-й этап: Пересказ стихотворения с опорой на символы, то есть происходит обработка метода запоминания.
В дальнейшем по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания общей или своей схемы (подготовительная к школе группа) и, соответственно, работа с мнемотаблицей претерпевает некоторые изменения: на первом этапе, придя к общему мнению в ходе совместных рассуждений, осуществляется придумывание и зарисовка таблицы (кодирование информации, преобразование образов в символы). Далее работа продолжается по выше представленному плану. Разучивание становится для дошкольников привлекательным, эмоциональным, а содержание текста – осязаемым, видимым.
У детской памяти исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.
Независимо от этапа работы мнемотаблица после занятия размещается в групповом уголке по развитию речи и в течение недели доступна детям, что позволяет им припоминать и рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицу друг другу или воспитателю. К концу недели почти все дети могут самостоятельно без наглядной опоры воспроизвести текст стихотворения.
В группе для детей с ОНР речевая развивающая среда насыщена стихотворными текстами: подбираются стихотворения для заучивания на каждую лексическую тему; рифмованные тексты используются при проведении пальчиковой гимнастики и игр на развитие координации речи с движением; при коррекции звукопроизношения используются короткие стихотворения, потешки, скороговорки, насыщенные отрабатываемым звуком; загадки; заучиваются стихотворения к праздникам. Работа с мнемотаблицами обогащает речевую развивающую среду.
Трудно переоценить положительный эффект от использования мнемотехники при заучивании стихотворных текстов дошкольниками с ОНР.
Заучивание стихотворений с использованием мнемотехники активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти.
Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определённом контексте. Использование приёмов мнемотехники способствует выработке правильного произношения, так как наглядная опора позволяет детям сконцентрировать всё внимание на отрабатываемых «трудных» звуках. Вырабатывается критическое отношение к своей речи.
Работа с мнемотаблицами делает процесс заучивания интересным, творческим, превращает непосильный труд в любимый вид деятельности дошкольников - игру.
Мозг ребёнка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем активнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Педагоги или родители всегда могут найти повод для припоминания ребёнком ранее выученного стихотворения, подходящего к ситуации: в ходе наблюдений за природой, при сборе на прогулку, мытье рук, для любимой бабушки и т. д. Так же важно, чтобы инициатива исходила не только от взрослых, но и от детей.
Что может побудить дошкольников к использованию накопленного стихотворного багажа? Конечно, игра. На материале стихотворений, разученных с детьми средней возрастной группы, были созданы дидактические игры для речевого уголка «Стихи в картинках» («Кто больше?») и «Проводи малышей в лесную школу».
Игры способствуют:
- тренировке долговременной памяти;
- развитию умений действовать по правилам;
- бесконфликтному взаимодействию со сверстниками (воспитываются доброжелательность, умение радоваться успеху товарища, сопереживать неудаче, поддерживать, помогать);
- развитию умения чётко, выразительно читать стихи;
- преодолению робости, застенчивости перед аудиторией.
Игра «Стихи в картинках» («Кто больше?») представляет собой комплект карточек с картинками, соответствующими разученным ранее стихотворениям по лексическим темам. Играть могут несколько детей.
Игра «Проводи малышей в лесную школу» содержит игровое поле, на котором обозначено начало игры (изображения детёнышей диких животных), дорожка из кружков-камушков с картинками, соответствующими разученным ранее стихотворениям по лексическим темам, финиш обозначен изображением лесной школы. В игре используется кубик с точками, обозначающими количество шагов, фишки для продвижения по дорожке разных цветов (красная, синяя, зелёная, жёлтая). Играть могут до четырёх детей.
Мнемотаблицы к стихотворениям в качестве вспомогательного материала используются на начальном этапе при освоении игр, а в дальнейшем – по необходимости. Воспитанники группы только начали осваивать эти игры. Процесс общения в ходе игры, игровые действия увлекают ребёнка, и необходимость чтения стихотворения наизусть совсем его не напрягает и не смущает. Особенную радость ребёнок испытывает, если ему удаётся вспомнить стихотворение только по картинке на карточке.
Данное пособие ориентировано в основном на работу с детьми с нарушениями речевого и/или психического развития в возрасте 4 - 6 лет, но может с успехом использоваться и при работе с нормально развивающимися детьми. Дидактический материал (мнемотаблицы) и игры могут быть использованы учителями-логопедами, дефектологами и воспитателями, а также родителями дошкольников.
Список источников:
1. Акимова Г. Память – на «5» (Эффективные мнемотехники для детей и взрослых) / Г. Акимова. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006. – 121 с.
2. Большева Т.В. Учимся по сказке: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. – СПб., 2014. – 217 с.
3. Челышева А.А. Использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Челышева, С.А. Кимяева, О.П. Степанова, О.Н. Смирнова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. - С. 69-73. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13416/ (дата обращения: 16.11.2020).