СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР»

Использование мнемотехники

 в развитии связной речи детей с ОНР

Учитель начальных классов,учитель-логопед

 Щепеткина Н.В.



























Пояснительная записка

Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной и школьной педагогики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие связной грамматически правильной речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников. Формирование речи у детей и при отсутствии патологии - процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Трудности, возникающие у детей при формировании основных языковых компонентов речевой системы, неизбежно отражаются на формировании связной речи. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный «локальный» дефект. Речь является средством регуляции всех высших психических функций.

Первичное обследование детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР I - II р. у.), поступающих для коррекционно-развивающего обучения, показывает, что у детей наблюдаются некоторые специфические особенности мышления.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления. 40-60% детей не могут собрать разрезные картинки, испытывают трудности в определении правдоподобности ряда ситуаций, у детей отмечается низкая активность припоминания, запоминания, которая сочеталась с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Зная, что в структуре коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР значительное место должно отводиться методам и приемам, взаимовлияющим на развитие высших психических функций и речи детей, решили использовать в работе мнемонику (мнемотехнику).  

Что такое мнемоника (мнемотехника)? Слова «мнемоника», «мнемотехника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Оба слова происходят от греческого «mnemonikon». Слово названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемонизы [3].

Первоначально мнемотехника возникла (86-82 гг. до н.э.) как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современные мнемотехнические приемы делают возможным не только фиксировать в памяти последовательность тестового материала, но и позволяют запоминать, удерживать в памяти любую информацию.

Сделали предположение: использование мнемотехнических приемов поможет решить проблемы в формировании активного словаря, в обучении детей оформлению последовательности речевого высказывания, в составлении описательных рассказов, в обучении пересказу художественных текстов, в заучивании сказок, стихов, чистоговорок.

В работе использовались мнемокарточки с изображением абстрактных символов. Мнемокарточки располагались в мнемодорожки, в мнемотаблицы.

В первый год обучения предлагали детям готовые мнемокарточки. Осуществляли перекодирование: перевод абстрактных образов в реальные предметы.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий в качестве опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с рисунком использовались мнемокарточки, наиболее подходящие по смыслу. В работу включались не только слуховой, но и зрительный анализаторы. Некоторые дети говорили: «Я сначала вспоминаю картинку, а потом слово».

 При обучении детей пересказу сказок, художественных текстов использовали мнемодорожки, мнемотаблицы.



Алгоритм занятия по обучению пересказу:

1.  Детей знакомили с художественным произведением.

2. При повторном чтении текста частями с помощью мнемокарточек выстраивали смысловую программу. Одновременно перекодировали абстрактные изображения в реальные образы. Выстраивали мнемодорожку.

3. Художественный текст читали еще раз с опорой на мнемодорожку, т.е. происходила отработка метода запоминания.

4. Дети пересказывали художественный текст с опорой на символы.

В работу с детьми 6-7 летнего возраста при использовании мнемотехнических приемов внесли усложнение. После чтения (рассказывания), анализа художественного текста и построения смысловой программы предлагали кодировать реальные образы в абстрактные символы. При кодировании и составлении мнемотаблиц напоминали, что опорным в пересказе любого художественного текста является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего в тексте, понимание содержания, которое завязано вокруг главного героя.

Что изображали дети на мнемокарточках? Персонажей, явления природы, некоторые действия, то есть все то, что считали нужным, чтобы пересказ получился полным, максимально приближенным к художественному тексту.

Активно использовали мнемокарточки и при обучении детей с ОНР составлению описательных рассказов о временах года.

Алгоритм занятия  по составлению описательных рассказов:

1. Детям сообщали элементарные знания о состоянии солнца, земли, неба, растений, о жизни и поведении людей, животных, птиц, состоянии погоды.

2. Кодировали образы в абстрактные символы. Перекодировали абстрактные образы в реальные.

3. В дидактической игре по типу лото «Что я знаю про весну (лето, осень, зиму)» учились составлять предложения по каждой мнемокарточке.

4. Составляли из мнемокарточек мнемотаблицы.

Зная, что в описательном рассказе каждое новое предложение не вытекает из предыдущего, а существует как бы самостоятельно, определяли место каждой мнемокарточки в мнемотаблиuе из учета причинно-следственных связей тех или иных явлений природы.

5. С опорой на мнемотаблицу дети составляли описательные рассказы о временах года.

При заучивании наизусть стихов, чистоговорок заменяли почти каждое произвольное слово в абстрактный образ. Pacполагали абстрактные образы в мнемодорожку, если стихотворение маленькое, в мнемотаблицу, если стихотворение большое.

Трехлетний опыт работы по использованию мнемотехнических приемов (абстрактных образов) в развитии речи детей с ОНР показал, что дошкольники среднего и старшего возраста способны овладевать  опосредованными способами запоминания (доминирует непроизвольное запоминание). Мнемокарточки с абстрактными изображениями предметов вызывают у детей интерес, удерживают их внимание, облегчают и ускоряют процесс запоминания активного словаря, художественных текстов, формируют приемы работы с памятью.

Некоторые наиболее общие моменты в работе с использованием мнемотехники:

1. Продуктом работы являются мнемодорожки (мнемокарточки, расположенные в ряд), мнемотаблицы (мнемокарточки, расположенные в два, три ряда).

2. Мнемодорожка, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

3. При составлении рассказов, пересказе художественных текстов, заучивании стихотворений применяются традиционные методики обучения детей дошкольного возраста с ОНР.

Мнемокарточки облегчают запоминание информации, дают возможность более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.

4. Использование мнемокарточек является лишь частью логопедического занятия и составляет по времени 5-15 минут из 25-30 минут продолжительности занятия.

5. Использование мнемокарточек формирует у детей приемы работы с памятью.

6. Изображение на мнемокарточках для детей дошкольного возраста должно быть цветным [1].

7. Методика может использоваться в работе не только логопеда, но и воспитателя, и учителя начальных классов.

 Авторы данной разработки предлагают  вниманию педагогов систему работы по формированию связной речи детей с ОНР старшей и подготовительной к школе групп с использованием мнемотехники на материале темы «Времена года».















Методические рекомендации содержат:

  • Перспективные планы работы по формированию связной речи детей с ОНР старшей и подготовительной к школе групп.

  • Модели мнемокарточек и мнемотаблиц к каждому занятию. Авторские и адаптированные тексты для пересказа и заучивания.

  • Конспекты логопедических  занятий по обучению детей пересказу художественных тестов по теме «Времена года».

 























Перспективный план  работы

по формированию связной речидетей с ОНР , в первом классе

на материале темы «Времена года» , с использованием мнемотехники.

Месяц

п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Сентябрь

1.

Лексико-грамматические упражнения

Учить составлять простое предложение из 4-5 слов, согласовывая слова в предложении в роде, числе, падеже.

Мнемокарточки по теме «Осень»

Октябрь

2.

Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осенью»

Активно развивать интонационную выразительность. Развивать чувство рифмы.

Мнемокарточки

К

стихотворению А.Плещеева «Осенью»

3.

Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова «Белки»

Учить пересказывать небольшой художественный текст, не нарушая логической цепочки сюжета.

Мнемокарточки к рассказу И.Соколова-Микитова «Белки»

Ноябрь

4.

Составление описательного рассказа по теме «Осень»

Развивать умение составлять рассказы-описания

Мнемотаблица по теме «Осень»

Декабрь

5.

Лексико-грамматические упражнения

Совершенствовать навык составления и распространения предложения путем введения однородных членов.

Мнемокарточки по теме «Зима»

6.

Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» (отрывок)

Продолжать развивать речевой слух, чувство рифмы, интонационную выразительность.

Мнемокарточки к стихотворению И.Сурикова «Детство»

Январь

7.

Пересказ рассказа Г.Скребицкого

«Появились синички»

Учить пересказывать художественные тексты

Мнемокарточки к рассказу Г.Скребицкого «Появились синички»

Февраль

8.

Составление описательного рассказа по теме «Зима»

Учить составлять описательный рассказ из 5-7 предложений, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

Мнемотаблица по теме «Зима»

Март

9.

Лексико-грамматические упражнения

Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными

Мнемокарточки к рассказу Н.Сладкова «Голубая пора. Март».

Апрель

10.

Заучивание стихотворения М.Исаковского «Пробилась зелень полевая…»

Совершенствовать четкость дикции. Развивать интонационную выразительность.

Мнемокарточки к стихотворению М.Исаковского «Пробилась зелень полевая»

11.

Пересказ рассказа К.Ушинского «Утренние лучи»

Учить пересказывать художественное произведение, согласовывать числительные с существительным.

Мнемокарточки к рассказу К.Ушинского «Утренние лучи»

Май

12.

Составление описательного рассказа по теме «Весна»

Учить детей составлять описательный рассказ в логически правильной последовательности, учитывая причинно-следственные признаки весны. Согласовывать в предложениях все части речи в роде, числе, падеже.

Мнемотаблица по теме «Весна»

13.

Пересказ рассказа Я.Тайца

 «По грибы»

Совершенствовать умение пересказывать художественные тексты

Мнемокарточки к рассказу Я.Тайца «По грибы»

Июнь

14.

Заучивание стихов С.Маршака «Июнь», «Июль», «Август».

Совершенствовать интонационную выразительность.

Мнемокарточки к стихам С.Маршака  

«Июнь», «Июль»

«Август»
























Перспективный план

работы по формированию связной речи детей с ОНР

подготовительной к школе группы на материале темы «Времена года»

с использованием мнемотехники.

Месяц

пп

Содержание

работы

Задачи

Материал

Сентябрь

1

Лексико-

грамматические

упражнения

Составлять простое

распространенное

предложение

с однородными членами.

Мнемокарточки

по теме «Лето»

Таблица №1

2

Лексико-

грамматические

упражнения

Закреплять умения

составлять простое

распространенное

предложение

с однородными членами.

Мнемокарточки

по теме

«Ранняя осень» Таблица №2

Октябрь

3

Пересказ рассказа

Н.Сладкова

«Осенняя елочка»

Совершенствовать навык

пересказа небольшого

текста.

Мнемокарточки

к рассказу

Н. Сладкова

«Осенняя елочка»

Таблица №3

4

Заучивание

стихотворения

А. Плещеева

«Скучная

картина...»

Формировать взаимосвязь

речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику связной речи.

Мнемокарточки

к стихотворению

А.Плещеева

«Скучная

картина...»

Таблица № 4

Ноябрь

5

Составление

описательного

рассказа по теме

«Осень»

Закреплять навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки,

мнемотаблица

по теме «Осень»

Таблица №5

Декабрь

6

Лексико-

грамматические

упражнения

Упражнять в составлении

сложноподчиненного

предложения с союзами

что, чтобы, потому что.

Мнемокарточки

по теме «Зима»

Таблица № 6

7

Заучивание

стихотворения

И. Сурикова

«Зима»

Формировать взаимосвязь

речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику

связной речи.

Мнемокарточки

к стихотворению

И. Сурикова

«Зима»

Таблица №7

Январь

8

Пересказ рассказа П.Соколова

«Снегирь»

Совершенствовать навык пересказа небольшого текса

Мнемокарточки к рассказу  П.Соколова

«Снегирь»

Таблица № 8

Февраль

9

Составление

описательного

рассказа по теме

«Зима»

Закреплять навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки,

мнемотаблица

по теме «Зима»

Таблица №9

март

10

Пересказ рассказа Г.Скребицкого

«Март»

Совершенствовать навык

полного пересказа описательного рассказа.

Мнемокарточки к

рассказу

Г. Скребицкого

«Март»

Таблица №10

Аперль

11

Составление

описательного

рассказа по теме

«Весна»

Совершенствовать навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки, мнемотаблица

по теме «Весна» Таблица № 11

12

Заучивание

стихотворения

А. Плещеева

«Уж тает снег...»

Формировать взаимосвязь речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику

связной речи.

Мнемокарточки к стихотворению

А.Плещеева «Уж тает снег...»

Таблица №12

Май

13

Пересказ рассказа

Я. Тайца

«По ягоды»

Совершенствовать навык

полного пересказа художественного текста.

Мнемокарточки

к рассказу Я. Тайца

«По ягоды»

Таблица №13

14

Заучивание

стихотворения

Е. Авдеенко «Вот

какое солнышко»

Формировать взаимосвязь речевого и эстетического

аспектов восприятия

художественного текста;

совершенствовать технику

связной речи.

Мнемокарточки к

стихотворению

Е. Авдеенко «Вот

какое солнышко»

Таблица №14

Июнь

15

Составление

описательного

рассказа по теме

«Лето»

Совершенствовать навыки

составления описательного

рассказа.

Мнемокарточки по теме «Лето» Таблица № 15
















Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Речь школьником с ОНР отличается бедным словарным запасом, зачастую дети путают значения слов, неверно употребляют их в речи.

В своей работе использую мнемодорожки и мнемотаблицы для развития словарного запаса, словобразовани и словоизменения:

Д/игра « Измени слово» — изменение слова по падежам.

Что это? (машина). Нет чего? ( машины ). Иду к чему? ( к машине). Вижу что? (машину). Любуюсь чем? (машиной).Думаю о чем? ( о машине ).

Д/игра « Что приготовим?» — образование прилагательных от существительных, согласование их в роде и числе.

 Тыквенная каша. Клубничный компот. Смородиновое варенье.

Д/игра « Где спрятался?» — употребление предлогов.

В столе. Под столом. На столе. Над столом. У стола. Около стола.

К числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, детей

Ребенок, у которого достаточно сформированы навыки самостоятельной развернутой речи, умеет:

  • пересказывать;

  • составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин;

  • составлять описательный рассказ;

  • составлять творческий рассказ.

серия мнемоквадратов  «Опиши животное», помогающую в составлении описательных рассказов и загадок.

Для развития навыка описательного рассказа по любой лексической теме предлагаю детям серию мнемотаблиц Ткаченко Т.А. и Казаренко В.

Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети.

Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:

Роль  мнемоквадратов  в заучивании стихов заключается в следующем:

  • На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).

  • Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

Вот он хлебушек душистый,

вот он круглый,

золотистый.

В каждый дом,

на каждый стол

он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье,

сила наша.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук

его растило,

охраняло, берегло!

Из песка

пирог

спечём.

В гости

маму

позовём!

Пригласим

и вас, друзья.

Только есть

пирог нельзя!

 

 

Очень помогают при обучении пересказу мнемотаблицы с рассказами цепной структуры авторов  И.В. Баскакиной, М.И.Лынской «Логопедические игры». Используя эти мнемотаблицы, решаются сразу две задачи: автоматизация



Литература:

1. Большева Т.В.. Учимся по сказке. - С-Петербург; Детство, 2001.

2. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ; Москва, 2006.

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Москва; (сайт Mnemonikon www.mnemotexnika.narod.ru )

4. Бойкова С.В.. занятия с логопедом по развитию связной речи детей 5 – 7 лет.-Изд-во «Каро», С-Петербург, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!