СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Увеличение качества освоения детьми дошкольного возраста связной монологической речью средствами мнемотехники.

Задачи:

  • Улучшить уровень речевой активности детей.
  • Развивать связную монологическую речь.
  • Повышать словарный запас.
  • Развивать умение с помощью мнемотаблицы рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
  • Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
  • Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
  • Вырабатывать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
  • Улучшать систему содействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
  • Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для развития связной речи у детей в домашних условиях.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах повышения уровня связной речи детей через организацию и проведение совместной творческой и речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»



















Совместный детско – родительский проект

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей.»











































Совместный детско – родительский проект

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей.»

Вид проекта: информационно – познавательно творческий.

Продолжительность: среднесрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является главной из задач детского сада на современном этапе.

Важно научить ребенка грамотно выражать свои мысли, точно, последовательно, выделяя главное в своем рассказе.

Только хорошо обладая развитой связной речью, дошкольник сможет давать развернутые ответы на поставленные вопросы, полно и аргументировано излагать свои мысли, составлять рассказы, сказки, воспроизводить содержание текстов.

Связная речь является главным показателем умственного развития ребенка, средством общения со сверстниками и взрослыми, непременным условием успешного обучения в школе.

Все чаще у детей наблюдаются нарушения, которые ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является улучшение монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности

  • Составление описательных рассказов о явлениях природы, предметах, объектах;

  • Пересказ литературных произведений;

  • Заучивание стихотворений

  • Составление рассказов по картинке.

Обучение дошкольников связной речи – это очень трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. В своей педагогической практике решила использовать современный метод – мнемотехнику, чтобы облегчить дошкольникам формирование связной речи.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и важнейшими средствами, которыми овладевает дети в этом возрасте, являются образные средства различные знаки и символы (прежде всего, это разного рода схемы, таблицы и т.п.), различные символы и знаки.

На мой взгляд, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотехники становится актуальным. Главный секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это облегчает детям поиск и запоминание слов, а также хорошо развивает связную речь дошкольников.

Гипотеза: результативность формирования связной речи у дошкольников будет значительно повышена, если планировать и использовать в работе приемы мнемотехники, а также коллективно использовать все средства и методы для развития связанности речи.

Проблема: у воспитанников группы, мало развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, испытывают затруднения пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения.

Цель: Увеличение качества освоения детьми дошкольного возраста связной монологической речью средствами мнемотехники.

Задачи:

  • Улучшить уровень речевой активности детей.

  • Развивать связную монологическую речь.

  • Повышать словарный запас.

  • Развивать умение с помощью мнемотаблицы рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

  • Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

  • Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.

  • Вырабатывать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

  • Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.

  • Улучшать систему содействия с родителями в процессе работы по теме проекта.

  • Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для развития связной речи у детей в домашних условиях.

  • Повышение грамотности родителей в вопросах повышения уровня связной речи детей через организацию и проведение совместной творческой и речевой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.

  • Увеличится самостоятельность детей в применение речевых высказываний.

  • Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемотаблиц.

  • Расширятся знания о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира, увеличится словарный запас.

  • Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.

  • У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.

  • Повысится компетентность родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Изучение Интернет-ресурсов;

  • Выявление уровня речевого развития детей группы;

  • Подбор методического материала для реализации проекта;

  • Формулирование цели и задач проекта;

  • Подбор наглядно-дидактического материала по теме проекта для использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;

  • Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, скороговорок, запоминания литературных текстов;

  • Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;

  • Призыв родителей к участию в проектной деятельности.


Основной этап

  • Введение в действие перспективного плана работы развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники;

  • Презентация "Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников";

  • Картотека специальных символов, слов.

  • Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;

  • Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;

  • Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);

  • Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемотаблицы, схемы);

  • Консультации для родителей;

  • Подбор художественных произведений (стихи, сказки);Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;



  • Папка-передвижка для родителей «Развитие речи дошкольников в семье»;



  • Выпуск буклета-памятки для родителей по использованию мнемотаблиц



Заключительный

  • Итоговое мероприятие – занятие "Рассказывание сказки "Теремок";

  • Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;

  • Фоторепортаж.


Чем скорее мы будем вовлекать детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники (схемы-модели), тем понятней и грамотней станет их речь, которая является важным показателем умственных способностей ребенка.

Действие данного проекта поможет добиться положительных результатов в речевом и общем умственном развитии детей. У детей появится культура и выразительность речи, точность в употреблении средств художественной выразительности. В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!