Совместный детско – родительский проект
«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей.»
Совместный детско – родительский проект
«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей.»
Вид проекта: информационно – познавательно творческий.
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является главной из задач детского сада на современном этапе.
Важно научить ребенка грамотно выражать свои мысли, точно, последовательно, выделяя главное в своем рассказе.
Только хорошо обладая развитой связной речью, дошкольник сможет давать развернутые ответы на поставленные вопросы, полно и аргументировано излагать свои мысли, составлять рассказы, сказки, воспроизводить содержание текстов.
Связная речь является главным показателем умственного развития ребенка, средством общения со сверстниками и взрослыми, непременным условием успешного обучения в школе.
Все чаще у детей наблюдаются нарушения, которые ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является улучшение монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности
Составление описательных рассказов о явлениях природы, предметах, объектах;
Пересказ литературных произведений;
Заучивание стихотворений
Составление рассказов по картинке.
Обучение дошкольников связной речи – это очень трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. В своей педагогической практике решила использовать современный метод – мнемотехнику, чтобы облегчить дошкольникам формирование связной речи.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и важнейшими средствами, которыми овладевает дети в этом возрасте, являются образные средства различные знаки и символы (прежде всего, это разного рода схемы, таблицы и т.п.), различные символы и знаки.
На мой взгляд, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники становится актуальным. Главный секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это облегчает детям поиск и запоминание слов, а также хорошо развивает связную речь дошкольников.
Гипотеза: результативность формирования связной речи у дошкольников будет значительно повышена, если планировать и использовать в работе приемы мнемотехники, а также коллективно использовать все средства и методы для развития связанности речи.
Проблема: у воспитанников группы, мало развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, испытывают затруднения пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения.
Цель: Увеличение качества освоения детьми дошкольного возраста связной монологической речью средствами мнемотехники.
Задачи:
Улучшить уровень речевой активности детей.
Развивать связную монологическую речь.
Повышать словарный запас.
Развивать умение с помощью мнемотаблицы рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
Вырабатывать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
Улучшать систему содействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для развития связной речи у детей в домашних условиях.
Повышение грамотности родителей в вопросах повышения уровня связной речи детей через организацию и проведение совместной творческой и речевой деятельности.
Ожидаемые результаты:
У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
Увеличится самостоятельность детей в применение речевых высказываний.
Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемотаблиц.
Расширятся знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира, увеличится словарный запас.
Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
Повысится компетентность родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Изучение Интернет-ресурсов;
Выявление уровня речевого развития детей группы;
Подбор методического материала для реализации проекта;
Формулирование цели и задач проекта;
Подбор наглядно-дидактического материала по теме проекта для использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, скороговорок, запоминания литературных текстов;
Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
Призыв родителей к участию в проектной деятельности.
Основной этап
Введение в действие перспективного плана работы развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники;
Презентация "Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников";
Картотека специальных символов, слов.
Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;
Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);
Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемотаблицы, схемы);
Консультации для родителей;
Подбор художественных произведений (стихи, сказки);Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
Заключительный
Итоговое мероприятие – занятие "Рассказывание сказки "Теремок";
Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;
Фоторепортаж.
Чем скорее мы будем вовлекать детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники (схемы-модели), тем понятней и грамотней станет их речь, которая является важным показателем умственных способностей ребенка.
Действие данного проекта поможет добиться положительных результатов в речевом и общем умственном развитии детей. У детей появится культура и выразительность речи, точность в употреблении средств художественной выразительности. В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.