СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование модели наставничества учитель-ученик при организации проектной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете. Использование модели учитель-ученик.

Просмотр содержимого документа
«Использование модели наставничества учитель-ученик при организации проектной деятельности.»

Частное учреждение – общеобразовательная организация

«ПРАВОСЛАВНАЯ СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»













Использование модели


наставничества учитель-ученик


при организации проектной деятельности.











Выступление

на педагогическом совете

учителя начальных классов

Кирильцевой Ю.О.











г.-к. Кисловодск

2023 г.

Использование модели

наставничества учитель-ученик

при организации проектной деятельности.


Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.

Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.

В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.

В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся, и становится значимой позиция учителя-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию. Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.

Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования.

При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.

В качестве наставника как классный руководитель, работаю в тесном контакте с учителями-предметниками, заместителем директора по воспитательной работе. В классе, в котором являюсь классным руководителем, обучаются различные категории детей: дети-инвалиды , опекаемые дети , одарённые дети , с низкой учебной мотивацией . В целом в классе обучаются дети со средними образовательными результатами.

В своей педагогической деятельности реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик».

3-ий слайд

Цель: раскрытие потенциала каждого наставляемого; формирование жизненных ориентиров у обучающихся; адаптация в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов; создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории; формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Педагог транслирует знания, ученик их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной и внеурочной деятельности. Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций ; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

4-ый слайд

Ожидаемые результаты. Высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.

Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

5-ый слайд

Участники: Наставник(опытный педагог). Наставляемый(неуспевающий ученик, пассивный ученик, одарённый ученик, Ребёнок с ОВЗ)

6-ой слайд

Возможные варианты программы«учитель — ученик»

«учитель — неуспевающий ученик»

«учитель — пассивный ученик»

«учитель — одаренный ученик»

«учитель — ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид»

Для повышения творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности как учитель-наставник использую различные формы взаимодействия:

  • «учитель – пассивный ученик» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе, развитие коммуникационных, творческих навыков направленных на формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции);

  • «учитель – одарённый ученик» (психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, организация совместной работы над проектом);

  • «учитель – ребёнок с ОВЗ/ребёнок-инвалид» (педагогическая и психологическая поддержка ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учёбе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе).

Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития

Мои задачи, как педагога-наставника, работающего с различными категориями обучающихся заключаются в следующем:

  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала и способностей каждого обучающего, поддержка индивидуальной образовательной траектории;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем-предметником через проектную и исследовательскую деятельность;

  • выявление одарённых детей и организация индивидуальной работы;

  • корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;

  • формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи), в том числе через участие в проектных конкурсах;

  • формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений;

  • подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;

  • консультирование родителей по вопросам развития способностей их детей.

Одной из технологий, позволяющих эффективно реализовывать модель наставничества «учитель – ученик», является технология проектного обучения. Творческий, нестандартный подход к проведению уроков и занятий с использованием проектной технологии ведёт к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку. Работа над проектом с использованием модели наставничества «учитель-ученик» позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя. При этом, конечно, изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным наставником совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Одним из этапов работы учителя-наставника является управление и постоянная консультативная помощь в процессе создания проектов с учащимися, контроль над их реализацией. Проекты бывают: индивидуальные или групповые, краткосрочные или долгосрочные. Внеурочные проекты ребята, выбрав интересующие их темы, готовят самостоятельно на занятиях и дома. Учащиеся представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект - инсценировка, организационный проект, проект - выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик, мультимедийный проект.

В ходе проектирования наставник играет роль независимого консультанта, где в ходе консультаций отвечает на возникающие у школьника вопросы. Наставник определяет, какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта и добывает необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.

В проектной деятельности учитель-наставник выполняет роль:

  • специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА (Коучинг с англ.-"тренировка"-метод обучения, в процессе которого человек, называющийся "коуч", помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели, сфокусирован на достижении чётко определённых целей);

  • опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели – МЕНТОРА (Ментор-наставник, руководитель, куратор, модель передачи опыта, в которой ментор служит наставником, советником, обеспечивающим возможности для развития, роста и поддержки), который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».

Использование модели наставничества «учитель-ученик» в организации проектной деятельности даёт возможность дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся, развивать их творческий потенциал; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого обучающего.

В настоящее время важно приобщать подрастающее поколение к духовной культуре. С этой целью на протяжении 3х лет интегрирую в урочную и внеурочную деятельность православную культуру и литературу, провожу тематические православные утренники, разрабатываю проекты для участия в конкурсах поделок, выставок рисунков муниципального и Всероссийского уровней. Благодаря таким проектам у подрастающего поколения развивается интерес к православной культуре, формируется уважение к общечеловеческим ценностям, архитектурным памятникам и православным традициям.

7 -ой слайд

Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

8-ой слайд

Метод проектов —способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

9-ый слайд

Проектная деятельность:

Формирует организационные умения

Обеспечивает успешность, альтернативную учебной

Формирует учебное сотрудничество учитель-ученик-руководитель

Учит применять знания в разных областях

Формирует информационную компетентность

Учит решать творческие задачи

10-ый слайд

Проекты:

Организация действий, общение

успех

Детско-Родительские отношения

Обучение способом получения информации

Применение знаний

Развитие Творческих способностей

11-ый слайд

Что такое проект?

Презентация результатов

Наличие проблемы

Результат работ продукт

Образовательное планирование действий

Поиск информации

12- ый слайд

Этапы по внедрению проектной деятельности.

  1. этап

Проектно-творческая деятельность учащихся.

  1. этап.

Появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий.

  1. этап.

Акцент делается на использование компьютерных технологий.

13- ый слайд

Памятка начинающего исследователя:

* Выбери тему исследования

* Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найтиответы

* Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы

* Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы

* Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы

* Сделай выводы

* Оформи результаты своей работы

* Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем-наставником. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов даёт учителю возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся младшего школьного возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования;

- активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;

- улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.

Обучающиеся – наставляемые получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

13-ый слайд

Самое решающее звено этой новации— учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, используя модель наставничества «учитель – ученик» при реализации проектной технологии, я смогла активизировать в ребятах интерес к исследованию и проектированию, стремление активно участвовать в различных конкурсах школьного, муниципального и Всероссийского уровней, проводимых в урочное и внеурочное время.

Результатом всей этой работы стали достижения учащихся в конкурсах разного уровня: районных, региональных, федеральных и международных. Дипломы, грамоты, поощрения, благодарности – еще один вид оценки результативности проектной деятельности наших обучающихся со стороны независимого жюри. Обобщение итогов участия детей в конкурсах отражается в различных мониторингах.

В результате можно увидеть, как усвоение обучающимися дополнительных образовательных программ, внеурочная работа обеспечивают полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения личности.

На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов, меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, одной из которых является технология наставничества.

Подводя итог сказанному, хочется отметить: ключевым направлением в работе, должно стать содействие закреплению успешного опыта наставничества и дальнейшего внедрения данной технологии в практику.


Список литературы:


1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников М.: Вентана - Граф, 2002

3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9

6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2.

7. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8

8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа.2006. №1

9. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.

10. Инструктивно-методический материал по организации деятельности наставников в Программе АСИ «Кадры будущего для регионов». Сост. Карпушина Н.Я., Карпушиной Е.Е./под ред. Кондакова А.М.

11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар.образование. – 2000. - №7.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!