Частное учреждение – общеобразовательная организация
«ПРАВОСЛАВНАЯ СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Использование модели
наставничества учитель-ученик
при организации проектной деятельности.
Выступление
на педагогическом совете
учителя начальных классов
Кирильцевой Ю.О.
г.-к. Кисловодск
2023 г.
Использование модели
наставничества учитель-ученик
при организации проектной деятельности.
Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.
Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.
В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.
В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся, и становится значимой позиция учителя-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию. Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.
Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования.
При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.
В качестве наставника как классный руководитель, работаю в тесном контакте с учителями-предметниками, заместителем директора по воспитательной работе. В классе, в котором являюсь классным руководителем, обучаются различные категории детей: дети-инвалиды , опекаемые дети , одарённые дети , с низкой учебной мотивацией . В целом в классе обучаются дети со средними образовательными результатами.
В своей педагогической деятельности реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик».
3-ий слайд
Цель: раскрытие потенциала каждого наставляемого; формирование жизненных ориентиров у обучающихся; адаптация в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов; создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории; формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Педагог транслирует знания, ученик их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной и внеурочной деятельности. Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций ; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
4-ый слайд
Ожидаемые результаты. Высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
5-ый слайд
Участники: Наставник(опытный педагог). Наставляемый(неуспевающий ученик, пассивный ученик, одарённый ученик, Ребёнок с ОВЗ)
6-ой слайд
Возможные варианты программы«учитель — ученик»
«учитель — неуспевающий ученик»
«учитель — пассивный ученик»
«учитель — одаренный ученик»
«учитель — ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид»
Для повышения творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности как учитель-наставник использую различные формы взаимодействия:
«учитель – пассивный ученик» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе, развитие коммуникационных, творческих навыков направленных на формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции);
«учитель – одарённый ученик» (психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, организация совместной работы над проектом);
«учитель – ребёнок с ОВЗ/ребёнок-инвалид» (педагогическая и психологическая поддержка ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учёбе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе).
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития
Мои задачи, как педагога-наставника, работающего с различными категориями обучающихся заключаются в следующем:
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала и способностей каждого обучающего, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем-предметником через проектную и исследовательскую деятельность;
выявление одарённых детей и организация индивидуальной работы;
корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;
формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи), в том числе через участие в проектных конкурсах;
формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений;
подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
консультирование родителей по вопросам развития способностей их детей.
Одной из технологий, позволяющих эффективно реализовывать модель наставничества «учитель – ученик», является технология проектного обучения. Творческий, нестандартный подход к проведению уроков и занятий с использованием проектной технологии ведёт к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку. Работа над проектом с использованием модели наставничества «учитель-ученик» позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя. При этом, конечно, изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным наставником совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Одним из этапов работы учителя-наставника является управление и постоянная консультативная помощь в процессе создания проектов с учащимися, контроль над их реализацией. Проекты бывают: индивидуальные или групповые, краткосрочные или долгосрочные. Внеурочные проекты ребята, выбрав интересующие их темы, готовят самостоятельно на занятиях и дома. Учащиеся представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект - инсценировка, организационный проект, проект - выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик, мультимедийный проект.
В ходе проектирования наставник играет роль независимого консультанта, где в ходе консультаций отвечает на возникающие у школьника вопросы. Наставник определяет, какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта и добывает необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.
В проектной деятельности учитель-наставник выполняет роль:
специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА (Коучинг с англ.-"тренировка"-метод обучения, в процессе которого человек, называющийся "коуч", помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели, сфокусирован на достижении чётко определённых целей);
опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели – МЕНТОРА (Ментор-наставник, руководитель, куратор, модель передачи опыта, в которой ментор служит наставником, советником, обеспечивающим возможности для развития, роста и поддержки), который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
Использование модели наставничества «учитель-ученик» в организации проектной деятельности даёт возможность дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся, развивать их творческий потенциал; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого обучающего.
В настоящее время важно приобщать подрастающее поколение к духовной культуре. С этой целью на протяжении 3х лет интегрирую в урочную и внеурочную деятельность православную культуру и литературу, провожу тематические православные утренники, разрабатываю проекты для участия в конкурсах поделок, выставок рисунков муниципального и Всероссийского уровней. Благодаря таким проектам у подрастающего поколения развивается интерес к православной культуре, формируется уважение к общечеловеческим ценностям, архитектурным памятникам и православным традициям.
7 -ой слайд
Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»
8-ой слайд
Метод проектов —способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
9-ый слайд
Проектная деятельность:
Формирует организационные умения
Обеспечивает успешность, альтернативную учебной
Формирует учебное сотрудничество учитель-ученик-руководитель
Учит применять знания в разных областях
Формирует информационную компетентность
Учит решать творческие задачи
10-ый слайд
Проекты:
Организация действий, общение
успех
Детско-Родительские отношения
Обучение способом получения информации
Применение знаний
Развитие Творческих способностей
11-ый слайд
Что такое проект?
Презентация результатов
Наличие проблемы
Результат работ продукт
Образовательное планирование действий
Поиск информации
12- ый слайд
Этапы по внедрению проектной деятельности.
этап
Проектно-творческая деятельность учащихся.
этап.
Появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий.
этап.
Акцент делается на использование компьютерных технологий.
13- ый слайд
Памятка начинающего исследователя:
* Выбери тему исследования
* Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найтиответы
* Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
* Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
* Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
* Сделай выводы
* Оформи результаты своей работы
* Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем-наставником. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов даёт учителю возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся младшего школьного возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования;
- активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;
- улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.
Обучающиеся – наставляемые получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
13-ый слайд
Самое решающее звено этой новации— учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, используя модель наставничества «учитель – ученик» при реализации проектной технологии, я смогла активизировать в ребятах интерес к исследованию и проектированию, стремление активно участвовать в различных конкурсах школьного, муниципального и Всероссийского уровней, проводимых в урочное и внеурочное время.
Результатом всей этой работы стали достижения учащихся в конкурсах разного уровня: районных, региональных, федеральных и международных. Дипломы, грамоты, поощрения, благодарности – еще один вид оценки результативности проектной деятельности наших обучающихся со стороны независимого жюри. Обобщение итогов участия детей в конкурсах отражается в различных мониторингах.
В результате можно увидеть, как усвоение обучающимися дополнительных образовательных программ, внеурочная работа обеспечивают полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения личности.
На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов, меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, одной из которых является технология наставничества.
Подводя итог сказанному, хочется отметить: ключевым направлением в работе, должно стать содействие закреплению успешного опыта наставничества и дальнейшего внедрения данной технологии в практику.
Список литературы:
1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.
2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников М.: Вентана - Граф, 2002
3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2.
7. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8
8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа.2006. №1
9. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.
10. Инструктивно-методический материал по организации деятельности наставников в Программе АСИ «Кадры будущего для регионов». Сост. Карпушина Н.Я., Карпушиной Е.Е./под ред. Кондакова А.М.
11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар.образование. – 2000. - №7.