Просмотр содержимого документа
«Использование моделирования, как метода технического творчества для развития творческих способностей детей на уроках технологии в начальной школе, уроках физики в среднем звене и на занятиях в учреждении дополнительного образования.»
Использование моделирования, как метода технического творчества для развития творческих способностей детей на уроках технологии в начальной школе, уроках физики в среднем звене и на занятиях в УДО
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода
Условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления в процессе обучения.
На каждом этапе моделирования создаются условия для развития творческих способностей детей:
- — конструирование модели
- — экспериментальный и (или) теоретический анализ модели.
- — сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала и обнаружение расхождений между ними
- — корректировка модели
- — интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей и практическая проверка результатов моделирования
Слово "модель" происходит от слова "modulus" - мера, образец. Оно имеет множество значений и оттенков и используется как в профессиональной, так и научной деятельности.
На уроках технологии и во внеурочной деятельности в начальной школе воссоздание моделей интересующих объектов — основная задача детского технического творчества - разбудить в ученике заинтересованность в технических знаниях, т.е. возбудить (или разбудить) технический или технологический интерес, при этом развиваются такие способности детей как воображение и зачатки творческого мышления.
Эти моделируемые объекты стали продуктами исследовательских проектов
- «Изучение принципа работы калейдоскопа»,
- «Изготовление песочных часов своими руками и определение» «веса» времени».
Трубка и зеркальные пластины для модели «Калейдоскоп»
Расположение зеркальных пластин в трубке калейдоскопа.
В детском техническом творчестве не ставится задача изучения сложных физических или других явлений, происходящих в предметах исследования, чего не скажешь о моделировании на уроках физики или в научных исследованиях.
На уроках физики модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, идет развитие не только воображения, но и пробуждается научная интуиция и творческое мышление.
Ученик объясняет принцип действия фонтана Герона
В исследовательской деятельности на занятиях в УДО чаще используются модели, строящиеся на основе аналогий и теории подобия.
В научных исследованиях модель - это созданный искусственный объект или явление, отображающий основные свойства реального объекта или явления.
Моделирование процессов, происходящих в природе - ещё более сложная задача
Чтобы избежать ошибки в использовании метода моделирования, необходимо учитывать следующее:
- — моделирование — не самоцель, оно должно способствовать исследованию проблемы;
- — этот метод сочетается с другими методами исследования;
- — эффективность использования метода зависит от многих психических и мыслительных процессов исследователя;
- — объект моделирования может быть подвержен изменениям, модель, успешно работавшая в прошлом, не обязательно окажется полезной в настоящем;
- — границы применимости модели, как правило, неизвестны, результаты одних модельных экспериментов могут быть полезными, других — нет.
Таким образом, метод моделирования может быть успешно применяться на уроках технологии в начальном образовании и уроках физики в школе и на занятиях УДО для развития творческих способностей детей.
Спасибо за внимание!