СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нейропсихологических и сенсорно-моторных приемов в логопедической работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических и сенсорно-моторных приемов в логопедической работе»

В.П. Макарова

МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска

учитель-логопед

Использование нейропсихологических и сенсорно-моторных приемов в логопедической работе

В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. К нам попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети моторно неловки.

Мы долго думали над вопросом, что и как сделать, чтобы наша коррекционная работа сократилась во временном промежутке. Тогда мы обратились к работам детских нейропсихологов. Изучив их опыт, мы изменили свой подход к коррекционной работе. В свою работу мы стали включать игры, которые помогают ребёнку не только развиваться сенсо-моторно, но и контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.

1. Упражнение «Двойные рисунки»

I. Исходная поза – стоя, обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.

Одновременно двумя руками от центра начинаем рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.

II. Исходная поза – сидя, перед детьми лежит узор. Ставим указательный палец правой руки на стрелку справа, а палец левой руки – на стрелку слева. Проводим пальцами по узору навстречу друг к другу. Обязательно запоминаем движения пальцев.

III. Берем по карандашу в каждую руку, ставим карандаш справа и слева страницы и начинаем рисовать этот узор двумя руками.

2. Сенсорные коробки. Цель: сенсорное и речевое развитие, развитие мелкой моторики.

3. Игра «Золушка»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, распределения внимания, координации в пространстве.

Инструкция: перед детьми стоит емкость с крупами, тарелка с четырьмя ячейками. Определяются виды круп (белая фасоль, красная фасоль, горох, макароны). Необходимо распределить крупы по ячейкам. Каждая крупа будет лежать в своей ячейке: в верхней справа ячейке – красная фасоль, в нижней справа ячейке- макароны, в верхней левой ячейке – горох, в нижней левой ячейке – белая фасоль. Под счет до 10 дети раскладывают крупы по ячейкам. Далее проводится работа двумя руками.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия, стимуляцию подкорковых связей:

1. Игра «Лезгинка»

Описание: левая рука в кулаке, кулак развернут пальцами к себе, большой палец отставлен в сторону, правая прямая ладонь в горизонтальном положение и прикасается к мизинцу левой руки. Меняем положение. Работаем под счет. Добавляем упражнение артикуляционной гимнастики.

2. Игра «Замок»

Описание: скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, на который укажет ведущий – палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий; прикасаться к пальцу нельзя.

3. «Рука-рука-нога-нога»

Описание: дети стоят в кругу спиной друг к другу (ноги сомкнуты, руки перед собой).

Выполняются движения под инструкции учителя: «Ребята, представьте, что перед вами воображаемая стена, поставьте руки на стену. Слушайте меня внимательно и выполняйте только те движения, которые я буду вам говорить».

Инструкция: правая рука направо, правая нога направо, левая рука направо, левая нога направо (2-3 раза), правая рука налево, левая нога налево, правая нога налево, левая рука налево (2-3 раза). Усложнение – добавление упражнений артикуляционной гимнастики, произношение звуков.

4. «Пальчики здороваются»

Описание: сидя, руки повернуты ладонями к себе. Упражнение отрабатывается поэтапно. Большой палец ведущей руки два раза здоровается с каждым остальным пальцем. Одновременно большие пальцы обеих рук два раза здороваются с каждым остальным пальцем. Большой палец ведущей руки два раза здоровается с каждым остальным пальцем, добавляется последовательное произнесение звуков: цоканье, ветерок, конфетка, тишина (по два раза).Одновременно большие пальцы обеих рук два раза здороваются с каждым остальным пальцем, последовательное произнесение звуков: цоканье, ветерок, конфетка, тишина (по два раза).Одновременно большие пальцы обеих рук два раза здороваются с каждым остальным пальцем, последовательное произнесение звуков: цоканье, ветерок, конфетка, тишина (по одному разу).

5. Игра «Резиночка»

Описание: игроки сидят в кругу, в центе стоит коробка с резинками; ведущий показывает всем игрокам верхнюю карту колоды; как только карта открыта и игроки ее изучили, карта кладется возле колоды, а ребята выбирают необходимые по цвету резинки и стараются воспроизвести рисунок на колоде. Кто первый, тот поднимает руку. Все игроки проверяют правильность выполнения задания. Если игрок, справившийся первым, сделал все правильно, то ему достается данная карта. Побеждает тот, кто первым собрал 5 карт колоды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!