СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате обобщения опыта работы у меня сложилась целенаправленная педагогически продуманная система физического воспитания учащихся.

Каждый учитель физической культуры — и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. Оттого, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры»









ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ



































В результате обобщения опыта работы у меня сложилась целенаправленная педагогически продуманная система физического воспитания учащихся.

Каждый учитель физической культуры — и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. Оттого, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся.

Актуальность.

Здоровье – важнейшая ценность человека. Оно определяет качество жизни человека и благополучие общества. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Работая над основной задачей — обеспечение государственного образовательного стандарта, школа уделяет большое внимание вопросам формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Хорошее качество образования, включая и процесс, и результаты не может быть достигнуто без учета потенциала здоровья всех участников образовательного процесса — школьников, педагогов, работников учреждения, родителей.

Проблемы и их решение.

В работе учителя физической культуры существуют специфические особенности, которые требуют от учителя умения правильно ориентироваться в конкретных условиях, гибкости, творчества, эрудиции.

Базовые теоретические знания, изучение современных инновационных технологий позволили мне помимо традиционных уроков физической культуры внедрить нестандартные формы проведения занятий по физическому воспитанию, которые вызывают интерес у детей и побуждают их к активным занятиям спортивной деятельностью.

Педагогическая идея опыта

физкультурно-оздоровительная работа в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • модернизация физкультурно-оздоровительной работы;

  • проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий

  • использование нестандартных форм проведения уроков физкультуры в контексте компетентностного подхода в образовании

  • Инновационные формы и методы работы

  • разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ



I этап

«Здоровый выпускник- успешный выпускник» — так называется программа, которуюя уже пять лет реализую в своей работе.

Целью программы «Здоровый выпускник- успешный выпускник» являются формирование здоровья и профилактика заболеваний школьного коллектива, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.

В ходе этой работы были выявлены следующие задачи:

  • Научить детей заботиться о своем здоровье, демонстрируя на своем примере здоровый образ жизни.

  • Создать для ребенка условия, при которых у него появиться желание заботиться о своем здоровье, оберегать, укреплять его.

  • Формировать культуру здоровья у воспитанников и учащихся.

  • Пропагандировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор детей в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.

  • Разработать и внедрить в школьную жизнь систему «выращивания воспитанников», показывающих высокие спортивные результаты.

  • Развивать массовую физическую культуру и спорт в МБОУ «СШ № 1», выявлять и поощрять сильнейших спортсменов.

  • Выявление и развитие новых форм образовательной деятельности в области физкультуры и спорта.

II этап

Используемые технологии, формы, методы, средства.

Для решения поставленных целей и задач я использовала традиционные и инновационные подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.

Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он наряду с общепринятыми задачами имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома.

Повысить эффективность урока физической культуры исключительно важно. Не только уровень физических нагрузок должен волновать учителя, но и то, какие знания, умения и навыки ученик приобрел на уроке, что от них осталось к следующим занятиям, как он их реализовал в повседневной жизни, как их использует в других видах деятельности. Сообщение учащимся знаний в виде информации, «натаскивание» их с целью развития физических качеств и двигательных навыков кажется кратчайшим путем, ведущим к цели. Но если мы хотим большего, чем просто научить, тем или иным движениям, если нам важно, чтобы ученик научился самостоятельно находить путь, ведущий к цели, то просто научить его что-то делать — недостаточно, нужно еще, чтобы он «научился учиться делать».

Создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения использование новых модных направлений в сфере физической культуры.

Компетентностный подход в образовательном процессе по физической культуре.

 А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:

1.Ключевые компетенции

2.Общепредметные

3.Предметные

Осуществление компетентностно-деятельного подхода в процессе обучении предполагает усиление практической направленности школьного образования, увеличения доли самостоятельной работы, творческого поискового и исследовательского характера.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

1. Общекультурная

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества.

2. Учебно-познавательная

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом.

3. Коммуникативная

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.

4. Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;

владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение.

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма.



В результате освоения ключевых базовых компетентностей ученик должен осознать «Я знаю, что умею это делать, и знаю, как это делать»:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;

• умение уживаться с другими;

• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

• умение перенимать «новое» у спортсменов более высокого класса.

Хочу рассказать о методике формирования ключевых компетенций через разнообразные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, востребованных современным социумом.

Так учебно-познавательная компетентность формируется в начальной школе через сюжетно-ролевые и дидактические игры. Ведь через игру дети познают мир, в котором живут. Подвижные игры хороши тем, что ученики сами регулируют нагрузку в соответствии со своими возможностями. В играх раскрывается характер ребёнка, развивается творчество детей, повышается интерес к занятиям. Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определённые явления и события, выступают в роли взрослых. Например, сюжетная игра-разминка – «Путешествие по морям, по волнам». Дети имитируют движения пловцов, капитаны у штурвала, наклоны вправо, влево, лазание по канату, танец «яблочко». Особый интерес у ребят вызывают сюжетные уроки «Мой весёлый звонкий мяч», «Азбука баскетболиста».

На сюжетном уроке «Птицы учатся летать» основными задачами являются:


1.Способствовать формированию правильной осанки; закрепить технику мы так?

В начальной школе, нацеливаем ребят на методы самоизучениявозможности своего организма, предлагаем им проблемную ситуацию. Например: мы поехали на машине. Что заставляет машину двигаться? (мотор). Мы едем на машине, а рядом бегут ребята. Что заставляет двигаться их? Мотор-сердце. А можно ли «услышать» его? Слушают сердце врачи. Кто хочет услышать своё сердце? Находим пальчиками пульс и слушаем. Приём и самоизучение позволит ребёнку самореализовать возможности определения своего организма, ведь успех поставленной задачи урока зависит от того, как дети поняли и осознали необходимость выполнения данного двигательного действия.

Самоконтроль на уроках физической культуры.

Адекватным показателем реакции на нагрузку можно считать частоту сердечных сокращений. Пульс измеряется перед занятием, после пика нагрузки и через 1—2 минуты после пика нагрузки. Большое значение на уроке отводится самоконтролю.

Самоконтроль — это несколько больше, чем просто измерение пульса. Это система наблюдений за своим здоровьем, функциональным состоянием организма и переносимостью нагрузок. Она помогает регулировать нагрузку и избегать переутомления. Так как урок проходит по принципу тренировки, каждая ученик ведет дневник самоконтроля, где фиксирует все показатели, контроль над динамикой, который необходим для успешных занятий.

Сформированные качества на уроке находят своё продолжение на внеклассных мероприятиях, спортивных праздниках.

Интегрированно-ролевой подход к выбору структуры и формы её поведения способствует формированию гражданскому мировоззрению, поиску путей реализации собственных возможностей.

Таким образом, применение разнообразных форм урока и его методики способствует социализации личности через учебно-воспитательный процесс в школе и формирование важнейших компетенций востребованных современным социумом. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков. А также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Так записано в «Конвенции модернизации и российского образования на период до 2010 года».

В спорте человек себя утверждаетВ результате богатого опыта спортивной деятельности появилась убежденность, что именно спорт помогает воспитанию характера, воли, личности ребенка. Учитель воспитывает учащихся в духе преодоления трудностей, ведет их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е., все время создает учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию. На мой взгляд, спорт помогает сохранять собственное достоинство, быть сильным, порождает желание стать востребованным в обществе.

Имея крепкий организм, совершенствуя свой физический потенциал, можно добиться больших успехов и хороших результатов по физической подготовленности даже в условиях слабой материально-технической оснащенности, но при правильно организованной системе физического воспитания. Поэтому работая над формированием компетенций личностного самосовершенствования, учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, я уделяю большое внимание следующим аспектам:

  • общей и специальной физической подготовке учащихся,

  • повышению результативности в личном и командном первенстве по разным видам спорта,

  • участию в конкурсах и соревнованиях разного уровня.

III этап

Особой популярностью пользуются уроки, в которых используются игровые исоревновательные формы и игровые методы работы. Так, самая привлекательная для детей форма занятий физической культурой — это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых психологических и физических качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, решительности и т.д.).

Вывод. 

Разнообразные современные образовательные технологии вызывают интерес и желание вести здоровый образ жизни, принимать участие и побеждать в городских и областных соревнованиях. Об этом свидетельствует позитивная динамика охвата учащихся физкультурно-спортивной деятельностью увеличение количества призовых мест.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!