СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда с умственно-отсталыми детьми"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления на методическом объединении коррекционных педагогов.

Просмотр содержимого документа
«"Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда с умственно-отсталыми детьми"»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»





Доклад на методическое объединение

коррекционных педагогов:



Использование нетрадиционных методов и приёмов в работе учителя-логопеда с умственно-отсталыми детьми

























Подготовила:

учитель-логопед Крашеница Е.А.



В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Отсутствие специальной коррекционно-педагогической помощи таким детям неизбежно приводит к трудностям в общении, изменениям в личности подрастающего человека.

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит, в конечном счете, уровень реализации личности. Вне речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти и поведения в социуме.

Работа учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми приобретает особую актуальность и значимость. Нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми выделю те, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

  Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

  Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

  В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.

Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения. Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.

Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой сейчас очень популярна. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Её можно делать дома, в группе и на улице, стоя, сидя и лёжа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.

Стрельникова А. Н. рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям и имеет 100%-ный успех при лечении заикания у детей и подростков.

Правило первое Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Ваш вдох должен быть непродолжительным и заинтересованным! «Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе.

Правило второе Движение, движение и еще раз – движение! Выполняя упражнения, соблюдайте одновременность вдохов и движений и ни в коем случае не контролируйте выдох – пусть он будет произвольным, однако лучше всего выдыхать ртом. Обратите особое внимание на то, что вдох следует делать или в момент выполнения движения, или в момент максимального сжатия грудной клетки. Выдох – результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – но лучше ртом, чем носом.

Правило третье Думаю, что каждый из нас, если и не накачивал автомобильную камеру, то прекрасно представляет себе, как происходит процесс. Третья особенность и третье правило дыхательной гимнастики Стрельниковой заключается в том, что вдохи необходимо повторять так, как будто вы накачиваете камеру или надуваете воздушный шар. Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», «16», «32»., то есть, вдыхаем сериями: два, четыре, восемь и т. д. раз подряд (при этом важно соблюдать следующий темп дыхания: 60-72 вдоха/мин.). Пауза между сериями вдохов составляет 2-3 секунды. Продолжительность интервалов между выдохами должна быть несколько большей, поскольку выдохам мы не «помогали», и воздух уходил произвольно. Следите за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Естественно, что для детей достаточно 8-16 серий.

Правило четвертое А. Н. Стрельникова особо подчеркивала важность соблюдения этого правила для всех, кто решил заняться оздоровлением по ее методике. Какое количество вдохов рекомендуется делать подряд? Этот вопрос решается индивидуально, однако можно делать именно столько вдохов, сколько даются вам без труда – свободно, комфортно и легко.

Правило пятое Если вы решили заняться дыхательной гимнастикой Стрельниковой всерьез и надолго, никогда не выполняйте упражнения мимоходом. Настройтесь на занятия, отрешитесь от проблем, мешающих занятиям, сконцентрируйтесь и вслушайтесь в себя. И тогда вы услышите собственное дыхание и сразу же поймете, что делаете правильно, а что – неправильно.

А. Н. Стрельникова считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, следует чаще отдыхать.

Приведу примеры упражнений, которые чаще всего используют в работе с детьми.

1. Разминка Помните о вдохе! Нюхайте воздух! Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность.. Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение: Мы сегодня так играем – Нюхать воздух начинаем. Чем же пахнет? Не понять – Нужно носиком вдыхать. Вдох-вдох-вдох-вдох. Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха. В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха. Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку». Подражать мы будем кошке В кулачки сожмем ладошки. Запах мышки мы узнаем – Делать вдох не забываем. Коготки мы выпускаем – Мышку быстро мы поймаем!

3. «Повороты» Повороты и наклоны головы. Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте). Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом. Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару». Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. Чем же пахнет – не понять, Нужно носиком вдыхать.

4. «Ушки» Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!». Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте). Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом. Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата». Головою покачаем – Влево-вправо наклоняем. Будто говорим братишке – «Ай-ай-ай, как не стыдно! Ты зачем порвал все книжки?» Плечи мы не поднимаем – Воздух носиком вдыхаем.

5. «Малый маятник» Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте. Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом. Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород». Собирайся народ, Поиграем в «Сад-огород»! Вверх мы голову поднимем – Фрукты спелые увидим. Пахнет грушей очень вкусно. А внизу растет капуста. Апельсин на ветке близко – А внизу растет редиска. Африканский фрукт – банан, Овощ синий – баклажан, От лимона – аромат, Нюхать лук не каждый рад.

6. «Кошка» Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Он происходит непроизвольно между вдохами – без вашего «участия»! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии. Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте). Игра «кошка и воробей». Вышла кошка на охоту – Воробьев поймать охота. Носом чует запах дичи – Вправо смотрит – нет добычи, Влево смотрит – видит их И хватает в тот же миг. Подражая этой кошке – В кулачки сожмем ладошки, Влево-вправо приседаем – Запах «воробья» вдыхаем.

7. «Погончики» Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот. Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно. Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха: Руки в кулачки сжимаем – Теперь руки вниз толкаем – Кулачки тут разжимаем – Воздух носиком вдыхаем.

8. «Насос» Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу! Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте). Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля. Едем, едем мы домой. На машине легковой. Въехали на горку – стоп! Колесо спустило – хлоп! Из багажника насос достанем – Шину быстро накачаем! Воздух мы внизу вдыхаем Голову не поднимаем!

9. «Обними плечи» Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку. Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» - закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила!». @Privelena Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте). Для детей – в сопровождении стихотворения: Ой, ребята, замерзаем – Плечи дружно обнимаем! Зиму радостно встречаем – Свежий воздух мы вдыхаем.

10. «Большой маятник» Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный. Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» - «0бними плечи». Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте). В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли. Шину стали мы качать. Стали руки замерзать. Раз – качаем, Два – мы плечи обнимаем.

11. «Шаги» Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас. Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать?» - спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе! Такое дыхание в движении – еще одна отличительная черта гимнастики Александры Николаевны (вспомните: в любом другом гимнастическом комплексе упражнения выполняются на счет «раз-два», читай, «вдох-выдох»).

Шаги-вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, если позволяет метраж, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, впередназад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными и частыми. Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения: Аты-баты, аты-баты. А сегодня мы солдаты. Левой-правой мы шагаем. Быстро воздух мы вдыхаем.

Это лишь некоторые упражнения, которые я использую в своей работе с детьми.

Таким образом, дыхательная гимнастика — действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Массажный мячик, орешки, шишечки, каштаны, шестигранные карандаши.

Ни для кого не секрет, что самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов.

Су-Джок терапия

В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, самомассаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки

Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.



Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребёнка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами.

Знакомясь с трудами Марии Монтессори, я обратила внимание на то, как много уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики, мускулатуры рук и тонких движений пальцев, откуда собственно идея включить в свою работу цветные капельки и возникла. Сжимая и разжимая тремя основными пальцами колпачок пипетки, ребёнок тем самым упражняет именно те пальцы, которыми потом будет писать. Упражнение требует предельного внимания, концентрации внимания, что также немаловажно

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному)

Игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта



Для улучшения мыслительной деятельности, расширения границ возможностей мозга применяем кинезиологические упражнения (Методика Сиротюк). Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, дети активнее включаются в деятельность, с удовольствием выполняют комплексы упражнений «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Лягушка» и др.

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. К такой технологии относится литотерапия.

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. В коррекционной практике с умственно отсталыми детьми используются камешки «Марблс». Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Игры с использованием камней стимулируют речевое развитие, развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи.

Рассмотрим игры с использованием камешков «марблс» в логопедической работе с детьми:

«Разложи по цвету», «Найди такой же», «Найди игрушку», «Выложи по контуру», «Помоги бабочке долететь до цветка», «Звуковой анализ», «Составь предложение», «Раздели слово на слоги», «Расскажи сказку».

Например: Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

В своей работе активно применяю песочную терапию, которая способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям и дает положительные результаты.

В коррекционно-развивающей деятельности с детьми, я использую стол-планшет для игр с песком.

Для развития тактильной чувствительности применяю игры: «Ладошки», «Следы».

Дети с СНР эмоционально замкнутые, их эмоции. Лучшее раскрепощение эмоций – это сказки.

СКАЗКОТЕРАПИЯ – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логопеды используют в своей практике логосказки, которые могут выступать как целостное занятие, часть занятия или как дидактическая игра.

Виды логосказок:

 Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)

 Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)

 Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации)

 Лексико – грамматические (обогащение словаря, закрепление знаний грамматических категорий)

Сказки, способствующие развитию связной речи

 Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах)

и т.д

Логопед ставит цель (взрослая задача) и решает ее через сказку. В сказке всегда есть герои. Оживают они и появляются куклы.


В настоящее время введение в программу обучения ребенка компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Новые технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свое место в окружающем его социуме.

«Игры для Тигры", "Учимся правильно говорить", «Дельфа-142». Данные компьютерные программы помогают в работе над коррекцией устной речи детей, с нарушением звукопроизношения, нарушения темпа или ритма речи. Мы занимаемся не только коррекцией устной, но и   развитием и коррекцией письменной речи.

С помощью таких нетрадиционных методов и приёмов пробуждается интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, фонематических процессов, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной.

Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

Представленные Вам формы работыметодыприёмы должны носить системный характер, чередуя их на каждом занятии, я сохраняю интерес и желание у ребят использовать эти занимательные игры и упражнения в нашей совместной деятельности, что очень важно в работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!