ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ МУЛЬТСТУДИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Мозер И.В. методист
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
С каждым годом современное общество предъявляет всё новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования. В дошкольных образовательных организациях одной из таких форм стал кружок по мультипликации, для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Мультипликация, как вид детского творчества существует уже достаточно давно, и не только в нашей стране. Отличаясь сравнительной доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы, как взрослого, так и ребенка. В дошкольных образовательных организациях педагоги уделяют большое внимание педагогическому потенциалу мультипликации. Это связано с тем, что они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества – мультфильмах, но и в проявлении и выражении творческих способностей детей.
Благодаря развитию и доступности цифровых технологий, становится возможным реализация собственных детских проектов, а сам процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для ребенка.
При организации кружковой деятельности в дошкольных образовательных организациях чаще всего используется мультстудия «Я творю мир», которая включает в себя следующее оборудование: легко складываемая ширма, дизайнерские фоны на магнитах, диск, с программным обеспечением, рекомендуется устанавливать на ноутбук, камера, методические рекомендации, инструкция в вопросах и ответах. С помощью мультстудии дети совместно с педагогом создают необычные образы мультипликационных героев, сочиняют не шаблонные и не привязанные к литературным источникам сюжеты, озвучивают мультфильмы.
В детском саду прекрасно подходят техники мультипликации, которые не требуют сложного оборудования и длительной подготовки, но при этом позволяют детям участвовать в процессе и видеть быстрый результат.
Рисованная анимация: дети создают кадры, рисуя на бумаге, доске или даже прямо на прозрачных файлах. Можно использовать карандаши, фломастеры, краски.
Пластилиновая анимация: из пластилина лепятся персонажи и декорации, которые меняют свое положение в каждом кадре.
Предметная анимация: анимируются игрушки, фигурки, вырезки из бумаги, природные материалы (листья, камушки).
Песочная анимация: на подсвеченном столе создаются изображения песком, которые меняются с каждым кадром.
Кукольная анимация: используются куклы на шарнирах, которых понемногу передвигают для создания движения в кадре.
Перекладка (cut-out animation): персонажи и декорации вырезаются из бумаги или ткани, а затем анимируются путем перемещения.
Мультипликация с помощью планшета: существуют специальные приложения, которые позволяют создавать простую анимацию, фотографируя рисунки или перемещая объекты на экране.
Занятия по мультипликации в детском саду — это не просто создание мультфильмов, а увлекательный процесс, который вовлекает детей в творчество, развивает фантазию, мышление, мелкую моторику и другие полезные навыки. Вот примерная методика проведения таких занятий:
1. Подготовительный этап:
Выбор темы и сюжета: обсудите с детьми, какой мультфильм они хотят создать, о ком или о чём он будет. Важно, чтобы тема была им интересна и понятна.
Разработка персонажей: Придумайте вместе, как будут выглядеть герои мультфильма, какие у них характеры. Можно нарисовать эскизы.
Создание сценария (раскадровка): разбейте будущий мультфильм на небольшие сцены (кадры) и нарисуйте схематично каждую сцену на отдельных листах бумаги. Дети постарше могут участвовать в рисовании раскадровки.
Подготовка материалов: в зависимости от выбранной техники, подготовьте бумагу, карандаши, краски, пластилин, игрушки, фотоаппарат или планшет для съёмки кадров.
2. Основной этап (создание мультфильма):
Создание фона: нарисуйте или сконструируйте фон для вашего мультфильма.
Создание и анимация персонажей: в зависимости от выбранной техники, нарисуйте, слепите или возьмите готовые фигурки персонажей. Объясните детям, как создавать иллюзию движения, понемногу изменяя положение персонажей в каждом кадре.
Съёмка: сфотографируйте или снимите на видео каждый кадр, слегка меняя положение персонажей или объектов. Помогайте детям удерживать камеру неподвижно во время съемки кадра.
Озвучивание (по желанию): когда все кадры готовы, можно озвучить мультфильм, добавить музыку и звуковые эффекты. Дети могут озвучивать персонажей, напевать песенки, создавать шумы.
3. Заключительный этап:
Монтаж: соберите отснятые кадры в видеоредакторе (можно использовать простые программы или приложения).
Просмотр и обсуждение: посмотрите получившийся мультфильм вместе, порадуйтесь результату. Обсудите с детьми, что им понравилось в процессе, что было сложно, что можно сделать по-другому в следующий раз.
Создание мультфильмов – это творческий и веселый процесс, который принесет детям много радости и пользы!
Какой бы вид мультипликации вы ни выбрали, это будет увлекательное и развивающее занятие для детей!
В дошкольных образовательных организациях уже стало доброй традицией завершать познавательные проекты созданием мультфильма. Итоговый продукт в такой форме позволяет воспитанникам не только развивать творческие способности, но и надолго закреплять полученные знания и умения в ходе проектной деятельности.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства.
Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС ДО.