СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование песочной терапии в работе педагога-психолога с целью оказания помощи детям в успешной адаптации к обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В психологической работе с детьми успешно используются различные методы, большинство из которых связаны с творческим самовыражением (рисование, лепка, игра, инсценировка, сочинение сказок и многие другие). Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является песочная терапия.

Просмотр содержимого документа
«Использование песочной терапии в работе педагога-психолога с целью оказания помощи детям в успешной адаптации к обучению в школе»

Использование песочной терапии в работе педагога-психолога с целью оказания помощи детям в успешной адаптации к обучению в школе Из опыта работы педагога-психолога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» г. Курска Сметаниной М.В. Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»

Использование песочной терапии в работе педагога-психолога с целью оказания помощи детям в успешной адаптации к обучению в школе

Из опыта работы

педагога-психолога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» г. Курска

Сметаниной М.В.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»

 В психологической работе с детьми успешно используются различные методы, большинство из которых связаны с творческим самовыражением (рисование, лепка, игра, инсценировка, сочинение сказок и многие другие). Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является песочная терапия.  «Песочная терапия» - является методом профилактики и коррекции проблем психоэмоционального развития детей дошкольного возраста. Также «песочная терапия» помогает успешно адаптироваться детям к обучению в школе.  Еще К.Д. Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка».  От других методов она отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.  Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этому стремлению творческую составляющую, и из обычных игр с песком получится образовательный процесс.

В психологической работе с детьми успешно используются различные методы, большинство из которых связаны с творческим самовыражением (рисование, лепка, игра, инсценировка, сочинение сказок и многие другие). Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является песочная терапия.

«Песочная терапия» - является методом профилактики и коррекции проблем психоэмоционального развития детей дошкольного возраста. Также «песочная терапия» помогает успешно адаптироваться детям к обучению в школе.

Еще К.Д. Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка».

От других методов она отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.

Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этому стремлению творческую составляющую, и из обычных игр с песком получится образовательный процесс.

 Песок нередко действует на детей, как магнит, они неосознанно начинают пере-сыпать и просеивать его, возводить горы, тоннели, выкапывать ямки.  Ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Использование в игре природных мате­риалов позволяет ощутить связь с приро­дой.  Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом проходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песок нередко действует на детей, как магнит, они неосознанно начинают пере-сыпать и просеивать его, возводить горы, тоннели, выкапывать ямки.

Ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Использование в игре природных мате­риалов позволяет ощутить связь с приро­дой.

Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом проходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

 Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.  Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.  Как лучше подготовить ребенка к школе? На мой взгляд, в этом нелегком деле может большую помощь оказать песочница. Нужно просто организовать «школу на песке» и учиться играя. «Песочная терапия» дает положительный дополнительный эффект – с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой – более наглядно и интенсивно происходит развитие познавательных процессов у ребенка. «Песочная терапия» может помочь освоить любые темы во время обучения чтения и письму, усвоить разнообразные понятия (фрукты, овощи, звери, насекомые).

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Как лучше подготовить ребенка к школе? На мой взгляд, в этом нелегком деле может большую помощь оказать песочница. Нужно просто организовать «школу на песке» и учиться играя. «Песочная терапия» дает положительный дополнительный эффект – с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой – более наглядно и интенсивно происходит развитие познавательных процессов у ребенка. «Песочная терапия» может помочь освоить любые темы во время обучения чтения и письму, усвоить разнообразные понятия (фрукты, овощи, звери, насекомые).

 На занятиях с использованием песка, я воздействую на познавательную, поведенческую и эмоционально-волевую сферы психики дошкольника. В этот момент состояние нервной системы ребенка стабилизируется, невротические реакции (навязчивые движения, заикание, качание и др.) временно угасают, и я получаю реальную возможность продуктивной работы над конкретным незрелым психическим процессом. Нельзя не заметить, что во время игры в песке дети успокаиваются, могут концентрироваться в определенной деятельности, увеличивается время произвольного внимания, бурно развивается фантазия.

На занятиях с использованием песка, я воздействую на познавательную, поведенческую и эмоционально-волевую сферы психики дошкольника. В этот момент состояние нервной системы ребенка стабилизируется, невротические реакции (навязчивые движения, заикание, качание и др.) временно угасают, и я получаю реальную возможность продуктивной работы над конкретным незрелым психическим процессом. Нельзя не заметить, что во время игры в песке дети успокаиваются, могут концентрироваться в определенной деятельности, увеличивается время произвольного внимания, бурно развивается фантазия.

 Игры с песком развивают тактильное восприятие, мелкую моторику рук, наглядно-образное и пространственное мышление, речь, память, творческие способности, коммуникативные и социальные навыки.  Используют для диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.  Для адаптации к условиям дошкольного учреждения.  Для успешной адаптации к обучению в школе (написание букв и цифр, пространственная ориентировка и т.д.).
  • Игры с песком развивают тактильное восприятие, мелкую моторику рук, наглядно-образное и пространственное мышление, речь, память, творческие способности, коммуникативные и социальные навыки.
  • Используют для диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
  • Для адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  • Для успешной адаптации к обучению в школе (написание букв и цифр, пространственная ориентировка и т.д.).
 Появление на рынке кинетического песка расширило возможности песочной терапии. В его состав входит обыкновенный песок (98%) и особый полимер-силикон (2%), который является пищевой добавкой, то есть не вреден для ребенка. Именно этот полимер делает обычный песок вязким и облегчает постройку различных сооружений. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий. пушистый и «течет» сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.  Кинетический песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования.

Появление на рынке кинетического песка расширило возможности песочной терапии. В его состав входит обыкновенный песок (98%) и особый полимер-силикон (2%), который является пищевой добавкой, то есть не вреден для ребенка. Именно этот полимер делает обычный песок вязким и облегчает постройку различных сооружений.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий. пушистый и «течет» сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.

Кинетический песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования.

 Он способен принять любую форму, и лишь единственное прикосновение превращает его в обычную песчаную массу. Кинетический песок очень приятен на ощупь. Причем при работе с таким песком ребенок испытывает другие тактильные ощущения, нежели при контакте с обычным песком или пластилином. Еще одна особенность кинетического песка – он цветной.  Так как кинетический песок способен сохранять пластичность, сыпучесть и поддерживать свою целостность, у ребенка возникает ощущение контроля над происходящим во время работы с таким песком. Благодаря этим свойствам кинетический песок иногда используется без песочницы – с ним можно играть, расположившись на клеёнке.

Он способен принять любую форму, и лишь единственное прикосновение превращает его в обычную песчаную массу. Кинетический песок очень приятен на ощупь. Причем при работе с таким песком ребенок испытывает другие тактильные ощущения, нежели при контакте с обычным песком или пластилином. Еще одна особенность кинетического песка – он цветной.

Так как кинетический песок способен сохранять пластичность, сыпучесть и поддерживать свою целостность, у ребенка возникает ощущение контроля над происходящим во время работы с таким песком. Благодаря этим свойствам кинетический песок иногда используется без песочницы – с ним можно играть, расположившись на клеёнке.

 В своей работе я использую те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию. Как проводится «терапия» песком?  Детям показываю, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок»; «Я чувствую тепло песка».  Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют «на пианино».

В своей работе я использую те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

Как проводится «терапия» песком?

Детям показываю, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок»; «Я чувствую тепло песка».

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют «на пианино».

 Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, пальцев рук, следов. Нравится им делать руками из счетных палочек геометрические фигуры. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) у них развивается восприятие цвета и величины (большой - маленький, длинный-короткий, широкий-узкий), умение ориентироваться на плоскости (справа, слева, вверх, вниз).

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, пальцев рук, следов. Нравится им делать руками из счетных палочек геометрические фигуры. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) у них развивается восприятие цвета и величины (большой - маленький, длинный-короткий, широкий-узкий), умение ориентироваться на плоскости (справа, слева, вверх, вниз).

 С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительстве замков, ходов, лабиринтов, колодцев.

С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительстве замков, ходов, лабиринтов, колодцев.

 «Песочная терапия» - это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию . Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развиваются кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

«Песочная терапия» - это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию . Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развиваются кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

 На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

 Для успешной адаптации воспитанников к обучению в школе, мною проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми по песочной терапии.  Эти занятия направленны на развитие произвольного внимания и памяти, речи, тактильного восприятия и мелкой моторики рук, на формирование навыков позитивной коммуникации и на раскрытие творческих способностей у детей.

Для успешной адаптации воспитанников к обучению в школе, мною проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми по песочной терапии.

Эти занятия направленны на развитие произвольного внимания и памяти, речи, тактильного восприятия и мелкой моторики рук, на формирование навыков позитивной коммуникации и на раскрытие творческих способностей у детей.

Обучающие игры с песком «Угадай-ка»  Предварительно спрячьте буквы в песке. Ребёнок должен их найти. Выполнив задание, он составляет из букв слово. «Допиши»  Напишите на песке слово с пропущен­ной буквой, например: К _ Т. Ребёнку нужно вписать букву. «Слова»  Дайте ребёнку мелкие цветные ка­мешки, ракушки, фасоль и предложите выложить из них на песке слова или узоры.

Обучающие игры с песком

«Угадай-ка»

Предварительно спрячьте буквы в песке. Ребёнок должен их найти. Выполнив задание, он составляет из букв слово.

«Допиши»

Напишите на песке слово с пропущен­ной буквой, например: К _ Т. Ребёнку нужно

вписать букву.

«Слова»

Дайте ребёнку мелкие цветные ка­мешки, ракушки, фасоль и предложите выложить

из них на песке слова или узоры.

Обучающие игры с песком «Секретики»  Предварительно закопайте игрушки. Предложите ребёнку их откопать и со­считать.  Если играет пара детей, устройте со­ревнование: кто соберёт больше игрушек, тот и  выиграет. «Ссыщик»  Предварительно спрячьте в песке камешек или шишку. Ребёнок должен отыскать спрятанное, следуя вашей инструкции, например: «Иди прямо, потом направо и найдешь то, что спрята­но. Если найдёшь - узнаешь что». Затем поменяйтесь с ребёнком ролями.

Обучающие игры с песком

«Секретики»

Предварительно закопайте игрушки. Предложите ребёнку их откопать и со­считать.

Если играет пара детей, устройте со­ревнование: кто соберёт больше игрушек, тот и

выиграет.

«Ссыщик»

Предварительно спрячьте в песке камешек или шишку. Ребёнок должен отыскать спрятанное, следуя вашей инструкции, например: «Иди прямо, потом направо и найдешь то, что спрята­но. Если найдёшь - узнаешь что». Затем поменяйтесь с ребёнком ролями.

Обучающие игры с песком «Повторялки»  Разложите на песке в ряд геометрические фигуры разного цвета. За 30 секунд ребёнок должен запомнить последовательность выложенных фигур. Присыпьте их песком. Дайте ребёнку такие же фигуры. Он должен разложить их в заданной последовательности под присыпанными фигурами.  После выполнения задания откопайте ваши геометрические фигуры. Пусть ребёнок проверит, как он запомнил их последовательность. В дальнейшем увеличивайте количество фигур разного цвета.

Обучающие игры с песком

«Повторялки»

Разложите на песке в ряд геометрические фигуры разного цвета. За 30 секунд ребёнок должен запомнить последовательность выложенных фигур. Присыпьте их песком. Дайте ребёнку такие же фигуры. Он должен разложить их в заданной последовательности под присыпанными фигурами.

После выполнения задания откопайте ваши геометрические фигуры. Пусть ребёнок проверит, как он запомнил их последовательность. В дальнейшем увеличивайте количество фигур разного цвета.

Обучающие игры с песком «Арифметика»  Называйте цифры, а ребёнок пусть их напишет на песке. Напишите на песке арифметический пример с пропущенной цифрой, например: 1 + 1 = . Ребёнку нужно вписать цифру. «Что изменилось?»  Дайте ребёнку задание: посадить в песоч­нице лес и заселить его дикими животными. Затем предложите ему запомнить всех жи­вотных и их точное местоположение. Попро­сите ребёнка отвернуться или закрыть глаза и уберите (добавьте) одно животное (изме­ните расположение фигурок). Ребёнок дол­жен отгадать, что изменилось.

Обучающие игры с песком

«Арифметика»

Называйте цифры, а ребёнок пусть их напишет на песке.

Напишите на песке арифметический пример с пропущенной цифрой, например:

1 + 1 = . Ребёнку нужно вписать цифру.

«Что изменилось?»

Дайте ребёнку задание: посадить в песоч­нице лес и заселить его дикими животными. Затем предложите ему запомнить всех жи­вотных и их точное местоположение. Попро­сите ребёнка отвернуться или закрыть глаза и уберите (добавьте) одно животное (изме­ните расположение фигурок). Ребёнок дол­жен отгадать, что изменилось.

Обучающие игры с песком «Маршрут»  Ребёнок предварительно закапывает игрушку в песок и объясняет вам маршрут поиска, используя слова: «влево», «сле­ва», «вправо», «справа», «вверх», «вниз», «ближе», «дальше» и т.п. Затем вы можете поменяться ролями. «Отгадки»  Загадайте ребёнку загадку и предло­жите нарисовать отгадку.

Обучающие игры с песком

«Маршрут»

Ребёнок предварительно закапывает игрушку в песок и объясняет вам маршрут

поиска, используя слова: «влево», «сле­ва», «вправо», «справа», «вверх», «вниз»,

«ближе», «дальше» и т.п.

Затем вы можете поменяться ролями.

«Отгадки»

Загадайте ребёнку загадку и предло­жите нарисовать отгадку.

Обучающие игры с песком «Потерянное сокровище»  Расположите на песке фигурки, при­родный материал. Объясните ребёнку: «Это остров, затерянный в океане. Дав­ным-давно на острове спрятали сокрови­ще, но никто так и не смог его отыскать. Давай попробуем, может, мы сможем?! Слушай внимательно! Надо пройти до пальмы, от неё - до полосатого камешка, от камешка повернуть налево и идти пря­мо до ракушки. Под ней и спрятано со­кровище». Ребёнок выполняет инструкции, «шагая» указательным и средним пальцами от пред­мета к предмету, и находит сокровище.

Обучающие игры с песком

«Потерянное сокровище»

Расположите на песке фигурки, при­родный материал. Объясните ребёнку: «Это остров, затерянный в океане. Дав­ным-давно на острове спрятали сокрови­ще, но никто так и не смог его отыскать. Давай попробуем, может, мы сможем?! Слушай внимательно! Надо пройти до пальмы, от неё - до полосатого камешка, от камешка повернуть налево и идти пря­мо до ракушки. Под ней и спрятано со­кровище».

Ребёнок выполняет инструкции, «шагая» указательным и средним пальцами от пред­мета к предмету, и находит сокровище.

Ожидаемый результат использования песочной терапии:  • стабилизация психоэмоционального состояния; • совершенствование координации движения, мелкой моторики; • стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы; • развитие навыков общения и речи (диалогическая и монологическая); • развитие пространственной ориентации; • стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора; • разнообразие способов сотрудничества; • успешная адаптация к обучению в школе.

Ожидаемый результат использования песочной терапии:

• стабилизация психоэмоционального состояния;

• совершенствование координации движения, мелкой моторики;

• стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы;

• развитие навыков общения и речи (диалогическая и монологическая);

• развитие пространственной ориентации;

• стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора;

• разнообразие способов сотрудничества;

• успешная адаптация к обучению в школе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!