Использование песочной терапии в работе педагога-психолога с целью оказания помощи детям в успешной адаптации к обучению в школе
Из опыта работы
педагога-психолога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8» г. Курска
Сметаниной М.В.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»
В психологической работе с детьми успешно используются различные методы, большинство из которых связаны с творческим самовыражением (рисование, лепка, игра, инсценировка, сочинение сказок и многие другие). Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является песочная терапия.
«Песочная терапия» - является методом профилактики и коррекции проблем психоэмоционального развития детей дошкольного возраста. Также «песочная терапия» помогает успешно адаптироваться детям к обучению в школе.
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка».
От других методов она отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.
Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этому стремлению творческую составляющую, и из обычных игр с песком получится образовательный процесс.
Песок нередко действует на детей, как магнит, они неосознанно начинают пере-сыпать и просеивать его, возводить горы, тоннели, выкапывать ямки.
Ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Использование в игре природных материалов позволяет ощутить связь с природой.
Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом проходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Как лучше подготовить ребенка к школе? На мой взгляд, в этом нелегком деле может большую помощь оказать песочница. Нужно просто организовать «школу на песке» и учиться играя. «Песочная терапия» дает положительный дополнительный эффект – с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой – более наглядно и интенсивно происходит развитие познавательных процессов у ребенка. «Песочная терапия» может помочь освоить любые темы во время обучения чтения и письму, усвоить разнообразные понятия (фрукты, овощи, звери, насекомые).
На занятиях с использованием песка, я воздействую на познавательную, поведенческую и эмоционально-волевую сферы психики дошкольника. В этот момент состояние нервной системы ребенка стабилизируется, невротические реакции (навязчивые движения, заикание, качание и др.) временно угасают, и я получаю реальную возможность продуктивной работы над конкретным незрелым психическим процессом. Нельзя не заметить, что во время игры в песке дети успокаиваются, могут концентрироваться в определенной деятельности, увеличивается время произвольного внимания, бурно развивается фантазия.
- Игры с песком развивают тактильное восприятие, мелкую моторику рук, наглядно-образное и пространственное мышление, речь, память, творческие способности, коммуникативные и социальные навыки.
- Используют для диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
- Для адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Для успешной адаптации к обучению в школе (написание букв и цифр, пространственная ориентировка и т.д.).
Появление на рынке кинетического песка расширило возможности песочной терапии. В его состав входит обыкновенный песок (98%) и особый полимер-силикон (2%), который является пищевой добавкой, то есть не вреден для ребенка. Именно этот полимер делает обычный песок вязким и облегчает постройку различных сооружений.
Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий. пушистый и «течет» сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.
Кинетический песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования.
Он способен принять любую форму, и лишь единственное прикосновение превращает его в обычную песчаную массу. Кинетический песок очень приятен на ощупь. Причем при работе с таким песком ребенок испытывает другие тактильные ощущения, нежели при контакте с обычным песком или пластилином. Еще одна особенность кинетического песка – он цветной.
Так как кинетический песок способен сохранять пластичность, сыпучесть и поддерживать свою целостность, у ребенка возникает ощущение контроля над происходящим во время работы с таким песком. Благодаря этим свойствам кинетический песок иногда используется без песочницы – с ним можно играть, расположившись на клеёнке.
В своей работе я использую те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.
Как проводится «терапия» песком?
Детям показываю, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок»; «Я чувствую тепло песка».
Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют «на пианино».
Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, пальцев рук, следов. Нравится им делать руками из счетных палочек геометрические фигуры. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) у них развивается восприятие цвета и величины (большой - маленький, длинный-короткий, широкий-узкий), умение ориентироваться на плоскости (справа, слева, вверх, вниз).
С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительстве замков, ходов, лабиринтов, колодцев.
«Песочная терапия» - это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию . Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развиваются кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Для успешной адаптации воспитанников к обучению в школе, мною проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми по песочной терапии.
Эти занятия направленны на развитие произвольного внимания и памяти, речи, тактильного восприятия и мелкой моторики рук, на формирование навыков позитивной коммуникации и на раскрытие творческих способностей у детей.
Обучающие игры с песком
«Угадай-ка»
Предварительно спрячьте буквы в песке. Ребёнок должен их найти. Выполнив задание, он составляет из букв слово.
«Допиши»
Напишите на песке слово с пропущенной буквой, например: К _ Т. Ребёнку нужно
вписать букву.
«Слова»
Дайте ребёнку мелкие цветные камешки, ракушки, фасоль и предложите выложить
из них на песке слова или узоры.
Обучающие игры с песком
«Секретики»
Предварительно закопайте игрушки. Предложите ребёнку их откопать и сосчитать.
Если играет пара детей, устройте соревнование: кто соберёт больше игрушек, тот и
выиграет.
«Ссыщик»
Предварительно спрячьте в песке камешек или шишку. Ребёнок должен отыскать спрятанное, следуя вашей инструкции, например: «Иди прямо, потом направо и найдешь то, что спрятано. Если найдёшь - узнаешь что». Затем поменяйтесь с ребёнком ролями.
Обучающие игры с песком
«Повторялки»
Разложите на песке в ряд геометрические фигуры разного цвета. За 30 секунд ребёнок должен запомнить последовательность выложенных фигур. Присыпьте их песком. Дайте ребёнку такие же фигуры. Он должен разложить их в заданной последовательности под присыпанными фигурами.
После выполнения задания откопайте ваши геометрические фигуры. Пусть ребёнок проверит, как он запомнил их последовательность. В дальнейшем увеличивайте количество фигур разного цвета.
Обучающие игры с песком
«Арифметика»
Называйте цифры, а ребёнок пусть их напишет на песке.
Напишите на песке арифметический пример с пропущенной цифрой, например:
1 + 1 = . Ребёнку нужно вписать цифру.
«Что изменилось?»
Дайте ребёнку задание: посадить в песочнице лес и заселить его дикими животными. Затем предложите ему запомнить всех животных и их точное местоположение. Попросите ребёнка отвернуться или закрыть глаза и уберите (добавьте) одно животное (измените расположение фигурок). Ребёнок должен отгадать, что изменилось.
Обучающие игры с песком
«Маршрут»
Ребёнок предварительно закапывает игрушку в песок и объясняет вам маршрут
поиска, используя слова: «влево», «слева», «вправо», «справа», «вверх», «вниз»,
«ближе», «дальше» и т.п.
Затем вы можете поменяться ролями.
«Отгадки»
Загадайте ребёнку загадку и предложите нарисовать отгадку.
Обучающие игры с песком
«Потерянное сокровище»
Расположите на песке фигурки, природный материал. Объясните ребёнку: «Это остров, затерянный в океане. Давным-давно на острове спрятали сокровище, но никто так и не смог его отыскать. Давай попробуем, может, мы сможем?! Слушай внимательно! Надо пройти до пальмы, от неё - до полосатого камешка, от камешка повернуть налево и идти прямо до ракушки. Под ней и спрятано сокровище».
Ребёнок выполняет инструкции, «шагая» указательным и средним пальцами от предмета к предмету, и находит сокровище.
Ожидаемый результат использования песочной терапии:
• стабилизация психоэмоционального состояния;
• совершенствование координации движения, мелкой моторики;
• стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы;
• развитие навыков общения и речи (диалогическая и монологическая);
• развитие пространственной ориентации;
• стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора;
• разнообразие способов сотрудничества;
• успешная адаптация к обучению в школе.
Спасибо за внимание!