СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование политических и прочих карт на уроках истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал моего выступления на педагогических чтениях 2023 г. В данной работе подчёркивается важность дополнительных материалов (карт) на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Использование политических и прочих карт на уроках истории.»



Использование различных карт на уроках истории



Шулындин Н.Н.

Преподаватель истории

«Семилукский политехничский колледж»





Введение.

Историческое образование играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого

На уроках истории используются следующие формы деятельности обучающихся:

-Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика

-Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий;

-Составление биографических справок – характеристик исторических личностей;

-Анализ исторических источников (документов);

-Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата

-Работа с исторической картой.

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной самооценки  и взаимооценки учебной деятельности.

В этой работе я хочу рассмотреть различные виды работ с картами на уроках истории


Основная часть


Историческая карта может стать хорошим подспорьем в ходе всего объяснения нового материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения, при закреплении изученного и при применении новых знаний. Пока обучающиеся ещё не вполне свободно ощущают себя у карты, преподавателю целесообразно сначала продемонстрировать приёмы работы с картой, затем проделать эту работу вместе с обучающимися и таким образом подготовить их к самостоятельному выполнению заданий.

Необходимость более основательного знакомства с картами определяется важной педагогической задачей – помочь учащимся ориентироваться в исторических и современных политических реалиях.

На самых первых уроках надо рассказывать первокурсникам какие мы будем использовать карты на уроках истории и как с ними работать.


В преподавании истории используются следующие виды карт: 

1) Настенная историческая карта. Это школьная карта в самом прямом смысле термина, так как используется только в школах или других учебных заведениях. Из-за своего размера она применяется в первую очередь в демонстрационных целях. Настенные карты обычно изображают относительно большое пространство, содержат сведения о довольно длительных исторических периодах и о различных аспектах исторического процесса. С дидактической точки зрения основное назначение настенной карты – способствовать проведению обзорных занятий (или обзорных элементов урока). Настенные карты могут содержать и дополнительные карты (карты-врезки), посвященные отдельным темам или каким-либо подробностям.

2) Карта в историческом атласе.

3) Карта в учебнике. Она, в отличие от карты в атласе, является дополнением к тексту и другим элементам учебника.

4) Карта-диапозитив. Такие карты существуют и в составе серий диапозитивов (диафильмов), и отдельно. Проекция диапозитива на экране может заменить настенную карту.

5) Самодельная карта, или карта-схема. Преподаватели иногда занимаются изготовлением самодельных пособий. Хорошо исполненные карты и схемы, будь то рисунок на доске или прозрачной пленке, ксерокопия или изображение на картоне, на плотной бумаге, восполняют упомянутые пробелы в существенном наборе картографических пособий лучше, чем любые карты массового изготовления, соответствуют способностям и знаниям отдельных учеников. Кроме вышеперечисленных видов школьных карт, можно выделить следующие новые формы исторических карт:

6) цифровые карты, проекция на экране может заменить стенную карту,

7) интерактивные карты, которые позволяют изменять их самим пользующимся, выполнять на их основе массу развивающих, контролирующих  заданий,

8) анимированные карты, в которых события можно наблюдать в динамике. 

Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт – залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.

Я предлагаю обучающимся памятку работы с картой

Памятка «Как работать с исторической картой».

Обучающийся должен знать,

что название карты указывает на тему, на основное содержание карты;

что исторические карты рассказывают о прошлом;

что условные знаки расшифровываются в легенде карты.

Обучающийся должен уметь

узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;

воспринимать масштаб;

сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;

правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи;

находить на карте и называть включённые в легенду знаки;

находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

передавать содержание карты устно и на контурных картах.

История перекликается со многими другими науками, одна из них это география. Без элементарных знаний географии невозможно адекватное восприятие исторических событий. В этом помогают карты. Конечно, не на каждую тему возможно показать карту, но в общем это очень желательный элемент. Карту можно повесить на доску, стену, можно раздать им на руки. И теперь студенты наглядно могут понять что такое Западный, а что такое Восточный фронт в Первой и Второй мировых войнах и что Австрия и Австралия это, оказывается, разные страны, а также где находится Швеция, а где Швейцария. Но это, конечно, я обобщённо, не все делают такие ошибки. А вот есть такие моменты, где без карты не поймёт человек даже соображающий в истории: например где была битва под Клястицами в 1812 году, как выглядела Римская империя во время кризиса III века, как точно выглядела Русь накануне монгольского нашествия (вернее русские государства) и прочее, прочее. И вообще изучая карты, ученики могут неожиданно найти для себя много чего интересного. Например, что самый северный греческий город (Танаис) находился в России, где была легендарная Троя (которую раскопал Генрих Шлиман), что в Англии существовало 7 англосаксонских королевств и прочее. А уж при изучении ПМВ или ВОВ карты крайне желательны.

Есть много способов работы с картами. Для примера разберём тему Великой Отечественной войны. Даётся настенная карта, обучающийся должен показать основные районы ударов нацистских сил, цель продвижений захватчиков, линии фронта по периодам. Или задание попроще: на контурных картах обозначьте русские княжества и сопредельные государства 12 века (с городами, реками и ресурсами) и на основе этой информации составьте краткий анализ каждого княжества. С помощью карты и логики ответьте на вопросы. Какое княжество самое крупное? Какое самое южное? Какие преимущества и недостатки даёт географическое положение княжеств?

Чем обусловливается богатство Новгородской республики и массовый отток населения из южных княжеств на более северные территории? Для чего был основан Нижний Новгород? В состав какого княжества входила территория Семилук? И прочее.



Традиционно говорят о трёх типах исторических карт:

• общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. — I в. н.э.)», «Российская империя в первой четверти XVIII в.». Общая историческая карта даёт «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но её отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;

• обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определённого явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не исчерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;

• тематические, посвящённые отдельным событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобождён от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и детализацией раскрывает изучаемое событие и отличается более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.

каждый тип исторической карты сочетается с адекватным ему приёмом изложения учебного материала: тематические — с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием; общие и обзорные — с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением. Представления школьников об историческом пространстве углубляются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также образных фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.

Задания на локализацию исторических фактов:

1) покажите на карте и словами опишите местоположение ... (исторической области, государства, города, места сражения и т.п.).

2) с помощью легенды карты выясните, где в странах Древнего Востока находились золотые рудники;

Творческие образные задания:

4) по контурной карте проведите путь ахейцев к Трое из всех городов-полисов, принявших участие в Троянской войне.

5) информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три самостоятельных картографических сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:

6) сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте границ суверенных государств, колоний и полуколоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте мира на протяжении Нового времени;

7) охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующего периода;





Заключение

В данной работе я изложил свой опыт по применению различных карт на уроках истории. В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь обучающемуся мыслить, искать, находить.

       Таким образом, формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории в образовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период; умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большое пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Требования школы XXI в. к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни.

Литература

  1.  Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по истории. М., 2015. С. 7.

  2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2011, №9.

  3. Стражев А.И. Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома. // Преподавание истории в школе, 1946, №2.

  4. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –240 с.

  5. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 475 с. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!