СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов активной педагогики в развитии одаренных детей.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Многие педагоги до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня самовосприятия. Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие и  саморазвитие.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов активной педагогики в развитии одаренных детей.»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

г. Палласовка Волгоградской области





Семинар - практикум


«Использование приемов активной педагогики

в развитии одаренных детей»








Подготовила: Киселева Татьяна Юрьевна,

педагог МКОУ ДО «СЮН»



 

 









Палласовка 2019

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». Действительно, одаренность – это высокие способности, которые позволяют своему обладателю достигать незаурядных результатов в одной или нескольких сферах деятельности. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. 

Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора.

7. Чувствителен к красоте, к эстетике вещей.

8. Не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен.

10. Стремится к самовыражению.

11.Обнаруживает обостренное чувство справедливости.

12. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

13.Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера.

У одаренных детей зачастую возникают проблемы адаптации в социуме:

1. Неприязнь к школе оттого, что учебная программа для них скучна и неинтересна.

2. Им нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими.Потому одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

4. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка. Они погружены в философию.

5. Талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих: неумение выслушивать собеседника до конца, исправлять других.

6. Стремление к совершенству (перфекционизм).Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные нереалистичные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать.

8. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. 9. Испытывают острую потребность во внимании взрослых в силу природной любознательности и стремления к познанию.Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества.

Методики выявления одаренности

Тест Векслера.

Модификация теста Торренса.

Тесты Стенфорд-Бине.

Задачи Пиаже.

Матрицы Равенна.

«Резервирующая модель» Гауэна.

Тест Слоссена – измерение уровня IQ.

Рисуночный тест на интеллект.

Развитие одаренности

Хотя многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных заведениях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности. Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить ему максимальное развитие с помощью различные методов и приемов.

-Ускорение имеет как «+», так и «-». С одной стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитым сверстникам. С дугой стороны, большие нагрузки иногда оказывается слишком трудными для рано развившегося ребенка.

-Другой метод поддержки обучения одаренных детей – обогащение – чаще всегопринимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках.

-Занятия по индивидуальному расписанию с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений.

-Малые размеры учебных групп, чтобы достичь подлинно индивидуального подхода.

-Учебные программы, открывающие простор для творчества.

-Стиль педагога – совместное творчество с детьми. Педагог должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь им делать самостоятельные выводы и открытия.

-Акцент в обучении делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

Для развития одаренных детей использую многие дидактические приемы, одним из которых является формулирование и разрешение противоречий:

-У фермеров южноафриканской провинции Трансвааль в течение ряда лет стада павианов уничтожали почти весь урожай мандаринов. Не помогали ни сторожа, ни собаки. Как быть фермерам?(Фермеры стали высаживать среди мандариновых деревьев лимон­ные. Любители сладких плодов стали приходить в бешенство, когда раскусывали кислые фрукты. Приблизительно через полгода после начала эксперимента павианы полностью разочаровались в этих план­тациях.)

Я принципиально не задаю докладов, так как они зачастую не дают толчка для развития мысли, для применения собственных знаний в новом контексте. А предлагаю писатьмини-сочинения. (Тема «Кольчатые черви».Возможные темы сочинений:
«Бухгалтерская книга дождевого червя», «Отчёт червя Колечкинао проделанной работе в огороде»).

Интересен прием « Мудрые совы», позволяющий детально осмыслить новый материал, «пропустив» его через себя аж шесть раз!

Еще один замечательный интерактивный прием- «Автобусная остановка», развивающий самостоятельность в осмыслениии анализе материала.

В качестве мотивации результативным стало использование таких приемов, как:

-парадоксальные факты

Например, приизученииработысердца и автоматии, можнопривеститакойфакт в началезанятия: известныйврач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку.Зал ахнул.У трупа слабо билось сердце.Как объяснить этот факт?Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?Интересно. Как вы думаете?

-созданиепроблемнойситуации

Например, рыбы — водныесущества. Освоив все жизненные ресурсы своей среды, они высадили десант на сушу.С какими проблемами столкнулись эти первопроходцы?» ( кожа и слизистая глаз будут пересыхать на воздухе; как дышать на суше, ведь жабры тоже сразу высохнут;. в воде пища и так была мокрая, а теперь ее надо как-то смачивать; как передвигаться на суше, ведь плавники — слабые помощники, да и вес тела возрастает при выходе из воды).

- При изучении темы «Сердце человека» проводим небольшой эксперимент:

Находим пульс назапястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаемвниманиенаизменения.

Почему же ноги утомились, а сердце безостановочно работает в течение всей жизни, причем ритм его сокращений может меняться. Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (изучить строение сердца).

нализжизненнойситуации

При изучении витаминов: замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?

-найди в тексте ошибку (дается текст с ошибкой по определенной теме и в конце урока ошибку дети сами найдут)

-экскурсия в историю

Приизучениифотосинтеза и дыхания растений: одназнатнаядама, узнавобисследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль.В чем была ее ошибка?

Для установления степени осмысления детьми ранее приобретённых знаний необходима постоянная проверка домашних заданий, что организует их, повышает сознание их ответственности. Использование различных нетрадиционных форм домашнего задания позволяет привлечь внимание детей к его выполнению.

Пример, домашнее задание по теме «Нервная система».

1. Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия: ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество.

2. Составьте кроссворд и подписи к нему.

3. Составьте тест для своих одногруппников из 10 вопросов к теме «Нервная система». Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ.

4. Составьте конспект темы «Нервная система». Придумайте форму и содержание зачетной работы.

Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Многие педагоги до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня самовосприятия.Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие и саморазвитие.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!