СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов критического мышления кластера и синквейна при узучении рассказа И.Тургенева " Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры использования приёмов кластера и синквейна при изучении рассказа И.Тургенева " Муму".

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов критического мышления кластера и синквейна при узучении рассказа И.Тургенева " Муму"»

Критическое мышление является одним из методов инновационных технологий, активно используемых в современной школе.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

     Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

     Признаки критического мышления:

- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.

- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).

- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).

- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.

- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).



Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Описание основных, наиболее часто применяемых приёмов данной технологии:

1.Составление кластера (пучок, созвездие).

2.Учебный мозговой штурм (1 этап) - создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап - коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап - выбор наиболее перспективных решений. "Вызов", "Осмысление".

3.Ассоциации: "Какие ассоциации связаны с …"? " Что вы знаете о …"? "Вызов".

4."Перепутанные логические цепочки". Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. "Вызов", "Рефлексия".

5.Написание синквейна (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное - тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово - резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Использование приема кластера и синквейна будет удачным на многих уроках литературы, где мы говорим о характерах главных героев, о причинах их поступков, будь то 5 или 11 класс.



Например, в 5 классе рассматривая произведение Тургенева « Муму», обсуждая

образы барыни и Герасима мы можем использовать оба приема.









завистливая

упрямая

вредная

бессердечная

капризная

одинокая

Барыня





злопамятная













Пример синквейна:

Герасим

Сильный, выносливый.

Трудится, любит, страдает.

Горжусь крепким гордым человека.

Личность!


Крепостной

Крепкий, волевой

Работает, заботится, сопротивляется.

Герасим с чувством собственного достоинства.

Не сломлен!




Причем есть ученики, которые легко составляют 2 синквейна, обращая внимание на разные грани проявления характера. Синквейн в данном случае позволяет развивать навык анализа и обобщения.



симпатичная



милая



умная



любящая

справедливая

ласковая

Муму

чуткая











Друг.

Милая, заботливая, умная.

Сторожит, заботится, любит.

Надежный и преданный друг.

Несправедливость


Собачка.

Маленькая, ласковая, оценивающая.

Доверяет, охраняет, погибает.

Муму- смысл жизни для Герасима.

Страдание.



На уроке обобщающего повторения дети составляют следующие синквейны.

Крепостное право

Беспощадное, унизительное, губительное

Оскорбляет, принижает, убивает.

Крепостное право- это зло.

Равенство!

Личность

Свободная, мыслящая, деятельная

Заботится, создает, любит.

Смысл жизни в любви и заботе.

Свобода!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!