Критическое мышление является одним из методов инновационных технологий, активно используемых в современной школе.
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Признаки критического мышления:
- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.
- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.
- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).
- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).
- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.
- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).
Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Описание основных, наиболее часто применяемых приёмов данной технологии:
1.Составление кластера (пучок, созвездие).
2.Учебный мозговой штурм (1 этап) - создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап - коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап - выбор наиболее перспективных решений. "Вызов", "Осмысление".
3.Ассоциации: "Какие ассоциации связаны с …"? " Что вы знаете о …"? "Вызов".
4."Перепутанные логические цепочки". Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. "Вызов", "Рефлексия".
5.Написание синквейна (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное - тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово - резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Использование приема кластера и синквейна будет удачным на многих уроках литературы, где мы говорим о характерах главных героев, о причинах их поступков, будь то 5 или 11 класс.
Например, в 5 классе рассматривая произведение Тургенева « Муму», обсуждая
образы барыни и Герасима мы можем использовать оба приема.
завистливая
упрямая
вредная
бессердечная
капризная
одинокая
Барыня
злопамятная
Пример синквейна:
Герасим Сильный, выносливый. Трудится, любит, страдает. Горжусь крепким гордым человека. Личность! | Крепостной Крепкий, волевой Работает, заботится, сопротивляется. Герасим с чувством собственного достоинства. Не сломлен! |
Причем есть ученики, которые легко составляют 2 синквейна, обращая внимание на разные грани проявления характера. Синквейн в данном случае позволяет развивать навык анализа и обобщения.
симпатичная
милая
умная
любящая
справедливая
ласковая
Муму
чуткая
Друг. Милая, заботливая, умная. Сторожит, заботится, любит. Надежный и преданный друг. Несправедливость | Собачка. Маленькая, ласковая, оценивающая. Доверяет, охраняет, погибает. Муму- смысл жизни для Герасима. Страдание. |
На уроке обобщающего повторения дети составляют следующие синквейны.
Крепостное право Беспощадное, унизительное, губительное Оскорбляет, принижает, убивает. Крепостное право- это зло. Равенство! | Личность Свободная, мыслящая, деятельная Заботится, создает, любит. Смысл жизни в любви и заботе. Свобода! |