СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках математики в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение данной технологии повышает мотивацию учащихся, формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся, учит рассуждать, а главное дети станут не пассивными слушателями, а действующими лицами урока.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках математики в начальных классах»

Использование приемов технологии развития критического

мышления на уроках математики в начальных классах

В современном мире нашему обществу требуются люди, мыслящие нестандартно, готовые активно действовать, сознательно размышлять над процессом обучения, способные отслеживать, подтверждать, опровергать, расширять знания, внедрять в жизнь свои идеи, принимать правильные и обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Одной из технологий, способной решить данные задачи, является технология развития критического мышления.

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения). Критически мыслящий человек, это человек у которого:

• открытый ум;

• умение отстаивать свое мнение;

• видение ситуации целиком, а не отдельной части проблемы;

• умение оценить, почему проблема существует;

• умение не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения;

• умение добывать информацию из разных источников;

• умение анализировать информацию;

• умение четко определять проблему.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. 

Что дает ТРКМ ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;

  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

  • умение ответственно относиться к собственному образованию;

  • умение работать в сотрудничестве с другими;

  • повышение качества образования;

  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. 

Что дает ТРКМ учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

Младший школьный возраст — очень важный период для формирования и развития критичности. Существуют факторы внешней среды, которые могут оказать позитивное или негативное влияние на развитие критических способностей. До сих пор исследователи отводили решающую роль специальной микросреде, в которой формируется ребёнок, и, в первую очередь, влиянию семейных отношений. Для развития критичности необходима не регламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребёнка творческой личности, а развивающая среда, в которой могли бы формироваться не только определенные умения и навыки, но и критические способности. Одним из социально-педагогических условий развития критического мышления является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие критичности. Работая с детьми младшего школьного возраста, всегда находишься в поиске таких методов и приёмов, которые помогли бы совершенствовать мыслительные способности учащихся и позволили бы им мыслить более продуктивно.

Модель технологии критического мышления предлагает 3 фазы:

1 фаза «Вызов».

Учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах –группах.

Некоторые приёмы фазы «Вызова»:

• Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

• Кластер;

• Инсерт;

• Дерево предсказаний;

• Толстые и тонкие вопросы;

• Инвентаризация;

• Прогнозирование по иллюстрации;

• Ассоциации;

• Перепутанные цепочки;

• Ключевые слова;

• Бортовой журнал;

• Отсроченная догадка;

• Круги по воде;

• Мозговая атака (штурм);

• Корзина идей;

• Верите ли вы, что…;

Таблица «ЗУХ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Еще один из способов графической организации материала таблица «Знаю –Хочу знать – Узнал». Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с информацией учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый столбик «Знаю».

2 шаг: По ходу знакомства с информацией или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать».

3 шаг: В конце урока, на фазе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьем столбце то, что узнали.

Данную таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» начинают заполнять на фазе «Вызова», продолжают на фазе «Осмысления», заканчивают на фазе «Рефлексии». З – Знаю Х – Хочу знать У – Узнал

Прием «Составление кластера». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. 

Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех фазах.

Приём «Инсерт». При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт», состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:«V» – знаю, «+» – новое, «?» – вопросы. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается. 

Приём «Толстые и тонкие вопросы». Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни учу детей различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Для достижения цели на уроках использую таблицу:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

согласны ли вы...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...



Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся провожу на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Наиболее продуктивной на уроках математики считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

2 фаза «Реализация смысла» или «Осмысления».

Учащиеся активно работают с информацией, ведут записи по мере осмысления новых данных, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

• Инсерт;

• Чтение с остановками;

• Схема «Фишбоун» - «Рыбий скелет»

• Таблица «Плюс – минус – интересно»;

• Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»);

• Таблица – синтез;

• Сводная таблица;

• Концептуальная таблица;

• Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»;

• Зигзаг;

• Идеал;

• Кубик Блума;

3 фаза «Рефлексия».

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

• Шесть шляп;

• Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»);

• Ромашка вопросов;

• Синквейн;

• Таблица «толстых» и «тонких» вопросов;

• Лесенка успеха;

• Дерево успеха;

• Вагончики;

• «Знаки»;

Прием «Шесть шляп». Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:

эксперты – анализируют проблему;

участники – ищут варианты решения проблемы;

мыслители – анализируют связи между явлениями;

собеседники – умеют слушать, договариваться;

партнёры – учатся сотрудничать.

 В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из них:

Белая шляпа – работа по сбору информации – в словарях, картах, таблицах, схемах, документах.

Красная шляпа – формирование своего отношения к событиям и их участникам.

Жёлтая шляпа – это выявление позитивных сторон явления, преимуществ и достижений.

Чёрная шляпа – это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки.

Зелёная шляпа – это новые предложения, идеи, возможные альтернативы.

Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев.

При изучении темы «Единицы измерения времени» группы получили следующие задания:

Белые шляпы:

-Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?

Красные шляпы:

-Что побудило людей к введению единой меры времени? Какими часами пользуются современные люди?

Жёлтые шляпы:

-Какие преимущества в измерении времени сейчас перед тем, как измеряли время в старину?

Чёрные шляпы:

-Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?

Зелёные шляпы:

-Объясните назначение единиц измерения времени: минуты, часа, суток, месяца, года.

Синие шляпы:

Зачем необходимо знать меры времени? Подведите итоги.

Приём «Синквейн». Стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Уравнение

Линия

Простое, составное

Прямая, кривая

Находит, решает, составляет

Начертить, находить, построить

Задачу решили составлением уравнения.

С помощью карандаша и линейки ученики построили прямую линию.


Равенство

Полоса


Прием «Ромашка вопросов». Шесть лепестков- шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут каки-либо факты.

Уточняющие вопросы, задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».

Оценочные вопросы. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?

Практические вопросы. Формулируются при условии, если речь на уроке идет о связи теории и практики.

Прием «Лестница успеха». Этот приём поможет ученикам наглядно оценить свою деятельность на каждом этапе урока. Количество ступеней в лестнице вариативно и зависит от возраста учеников, этапа урока и целей педагога. Минимальное количество — 3 ступени. Ступени лестницы успеха могут быть подписаны, проиллюстрированы или пронумерованы, а могут вообще не сопровождаться дополнительными символами или пояснениями. Вот лишь несколько вариантов подписей для лестницы успеха (по восходящей слева направо):

  • 3 ступени: ничего не понял, остались вопросы, всё понял;

  • 4 ступени: нуждаюсь в помощи, нужно повторить, практически всё понял, уверен в знаниях;

  • 5 ступеней: услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу научить другого.

Применение данной технологии повышает мотивацию учащихся, формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся, учит рассуждать, а главное дети станут не пассивными слушателями, а действующими лицами урока. Формирование критического мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!