СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование приемов ТРИЗ и Развитие творческих способностей в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы ТРИЗ на уроках литературного чтения,русского языка. математике

Просмотр содержимого документа
««Использование приемов ТРИЗ и Развитие творческих способностей в начальной школе»»

« Использование приемов ТРИЗ и Развитие творческих способностей в начальной школе» Мастер-класс

« Использование приемов ТРИЗ и Развитие творческих способностей в начальной школе»

Мастер-класс

  «Не мыслям надо учить, а мыслить».  И. Кант.

«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант.

Вопросы Чему я хочу научить своих учеников  Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности ?  Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству?

Вопросы

Чему я хочу научить своих учеников

Как учить детей без принуждения?

Как помочь им раскрыть свои возможности ?

Как сделать предмет интересным для всех?

Как дать стимул к творчеству?

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

  Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.

 ТРИЗ является междисциплинарной наукой, призванной объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих пор было принято считать различными и несовместимыми. Данная цель достигается в ТРИЗ за счёт анализа и выявления общих принципов, подходов, законов, закономерностей и тенденций развития в процессе научного познания. Это может служить основанием для активизации внимания к данной технологии в свете принятия ФГОС II поколения начального общего образования, так как напрямую способствует формированию метапредметных результатов обучения.

ТРИЗ является междисциплинарной наукой, призванной объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих пор было принято считать различными и несовместимыми. Данная цель достигается в ТРИЗ за счёт анализа и выявления общих принципов, подходов, законов, закономерностей и тенденций развития в процессе научного познания. Это может служить основанием для активизации внимания к данной технологии в свете принятия ФГОС II поколения начального общего образования, так как напрямую способствует формированию метапредметных результатов обучения.

ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач

ТРИЗ

Теория

Решения

Изобретательских

Задач

Цель: Развитие системного мышления у учащихся младших классов, а также развитие творческих способностей учащихся с помощью методов, технологий и законов теории решения изобретательских задач

Цель:

Развитие системного мышления у учащихся младших классов, а также развитие творческих способностей учащихся с помощью методов, технологий и законов теории решения изобретательских задач

Задачи:  формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности. овладение новым способом решения задач освоение методов и технологий ТРИЗ формирование умений по применению ТРИЗ - методов для выполнения различных операций творческой деятельности воспитание творческой самостоятельности учащихся при применении ТРИЗ - методов

Задачи:

  • формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
  • овладение новым способом решения задач
  • освоение методов и технологий ТРИЗ
  • формирование умений по применению ТРИЗ - методов для выполнения различных операций творческой деятельности
  • воспитание творческой самостоятельности учащихся при применении ТРИЗ - методов
Использование методов и приемов ТРИЗ –технологий на уроке литературного чтения

Использование методов и приемов ТРИЗ –технологий на уроке литературного чтения

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ТРИЗ        - системный оператор;      - метод фокальных объектов;       - мозговой штурм;       - приемы фантазирования (фантограмма);        - механизмы решения изобретательских задач (противоречия, приемы разрешения противоречий);        - моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ);        - развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);        - изучение научной фантастики доступной данному возрасту.   

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ТРИЗ    

- системный оператор;    - метод фокальных объектов;     - мозговой штурм;     - приемы фантазирования (фантограмма);      - механизмы решения изобретательских задач (противоречия, приемы разрешения противоречий);      - моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ);      - развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);      - изучение научной фантастики доступной данному возрасту.  

Метод фокальных объектов Фонарик Очки  солнечные Валенки теплые Парашют защитные раскрывающийся мягкие модные деревенские цветной надёжный

Метод фокальных объектов

Фонарик

Очки

солнечные

Валенки

теплые

Парашют

защитные

раскрывающийся

мягкие

модные

деревенские

цветной

надёжный

Фонарик с подзарядкой от солнечного света,  фонарик с электрошоком,  фонарик в виде украшения.  Фонарик плюс обогреватель,  фонарик в виде мягкой игрушки,  фонарик маячок для домашних животных для домашних животных.  Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный  Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский  фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик маячок для домашних животных для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный

Метод противоречий Прием «Зеркало»  + -  игра «Суд»  игра «Спор»

Метод противоречий

Прием «Зеркало» + - игра «Суд» игра «Спор»

Линейка. карандаш Линейка. карандаш Линейка. карандаш Линейка. карандаш

Линейка. карандаш

Линейка. карандаш

Линейка. карандаш

Линейка. карандаш

Дихотомия линейная   «ДА – НЕТКА»

Дихотомия линейная

«ДА – НЕТКА»

Системный оператор   Если мы рассмотрим что-то… (объект) Это что-то из чего-то…(функция объекта) Это что-то часть чего-то…..(подсистема объекта) Это что-то из чего-то…….(надсистема объекта) Чем-то было раньше что-то…..(прошлое объекта) Чем-то будет с этим что-то……(будущее объекта) Что-то ты теперь возьми На экранах рассмотри. М.С.Гафитулина «Что-то )

Системный оператор

Если мы рассмотрим что-то… (объект)

  • Это что-то из чего-то…(функция объекта)
  • Это что-то часть чего-то…..(подсистема объекта)
  • Это что-то из чего-то…….(надсистема объекта)
  • Чем-то было раньше что-то…..(прошлое объекта)
  • Чем-то будет с этим что-то……(будущее объекта)
  • Что-то ты теперь возьми
  • На экранах рассмотри.
  • М.С.Гафитулина «Что-то )
Системный оператор Надсистема в прошлом  Надсистема Система в прошлом  Надсистема в будущем Система Часть системы в прошлом Выбранный объект, его функция Подсистема Система в будущем Часть системы Подсистема в будущем

Системный оператор

Надсистема в прошлом

Надсистема

Система в прошлом

Надсистема в будущем

Система

Часть системы в прошлом

Выбранный объект, его функция

Подсистема

Система в будущем

Часть системы

Подсистема в будущем

В лесу На празднике Ель Фабрика по переработке древесины Новогодняя елка Корневая система Линейка. карандаш Крона, ствол Корневая система, крона, ствол остались в лесу Части новых объектов

В лесу

На празднике

Ель

Фабрика по переработке древесины

Новогодняя елка

Корневая система

Линейка. карандаш

Крона, ствол

Корневая система, крона, ствол остались в лесу

Части новых объектов

Загадки-обманки или лжезагадки Во дворе трещит мороз – Шапку ты одень на ….. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело  Просит бабушка Аркашу Из редиски скушать…. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница Кто быстрее плавает –утенок или цыпленок

Загадки-обманки или лжезагадки

  • Во дворе трещит мороз –
  • Шапку ты одень на …..
  • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело

  • Просит бабушка Аркашу
  • Из редиски скушать….
  • Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница
  • Кто быстрее плавает –утенок или цыпленок
  «Сочините последнюю строчку в стихотворении»    Сел на ветку снегирек.  Брызнул дождик - он промок,  Ветерок, подуй слегка,  ( Обсуши нам …

«Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка,

( Обсуши нам …

Фразы- образы Тема: Учитель-ученик 1.Я ленивою бываю… 2.Расскажите нам учителя….. 3.Я пока что мало знаю…  Тема :Осенние мотивы 1.С грустью думаю о даче.. 2.Листья медленно так пожелтели… 3.Перелетные птицы спешат.. Тема: Школа 1.Школа, школа научи… 2.В школе мои лучшие друзья.. 3.Задают так много в школе нам… Тема: Мой любимец 1. Мы с собакою вдвоем… 2.У меня ленивый кот.. 3. У меня есть попугай

Фразы- образы

  • Тема: Учитель-ученик
  • 1.Я ленивою бываю…
  • 2.Расскажите нам учителя…..
  • 3.Я пока что мало знаю…

  • Тема :Осенние мотивы
  • 1.С грустью думаю о даче..
  • 2.Листья медленно так пожелтели…
  • 3.Перелетные птицы
  • спешат..
  • Тема: Школа
  • 1.Школа, школа научи…
  • 2.В школе мои лучшие друзья..
  • 3.Задают так много в школе нам…
  • Тема: Мой любимец
  • 1. Мы с собакою вдвоем…
  • 2.У меня ленивый кот..
  • 3. У меня есть попугай
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (мир, литература). Автор (создатель) – П.П. Ершов Имя – Иван Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок» Где живет – в град-столице Кем служит – конюхом у царя Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок) Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (мир, литература).

  • Автор (создатель) – П.П. Ершов
  • Имя – Иван
  • Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
  • Где живет – в град-столице
  • Кем служит – конюхом у царя
  • Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
  • Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Приёмы , направленные на активную познавательную деятельность : “ Не  стандартный вход в урок»  “ Отсроченная отгадка”

Приёмы , направленные на активную познавательную деятельность :

  • Не стандартный вход в урок»

Отсроченная отгадка”

"Ассоциативный ряд"

Необъявленная тема”

Удивляй!”

Фантастическая добавка”

“ Необъявленная тема”   Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами .

Необъявленная тема”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами .

Приём «Фантастическая добавка »  Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. - Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. - Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра , привычную который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть ситуацию с необычной точки зрения.

Приём «Фантастическая добавка »

  • Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
  • Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

- Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

- Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра , привычную который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть ситуацию с необычной точки зрения.

Приём «Отсроченная отгадка» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие

Приём «Отсроченная отгадка»

  • Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
  • Формирует:
  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.
  • 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  • 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие
Приём «Удивляй!» Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие; Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой .

Приём «Удивляй!»

  • Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
  • Формирует:
  • умение анализировать;
  • умение выделять и формулировать противоречие;
  • Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой .
Прием «Нестандартный вход в урок»  Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Прием «Нестандартный вход в урок»

  • Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
  • Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Приём «Ассоциативный ряд»  К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть .

Приём «Ассоциативный ряд»

  • К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
  • Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть .
Типовой приём фантазирования- один из методов решения проблемных ситуаций .          В гости к детям приходят волшебники: Увеличения, Уменьшения, Дробления, Объединения, Специал – Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник  времени.

Типовой приём фантазирования- один из методов решения проблемных ситуаций .

В гости к детям приходят волшебники:

Увеличения, Уменьшения, Дробления, Объединения, Специал – Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник

времени.

У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление

У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!