« Использование приемов ТРИЗ и Развитие творческих способностей в начальной школе»
Мастер-класс
«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант.
Вопросы
Чему я хочу научить своих учеников
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности ?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
ТРИЗ является междисциплинарной наукой, призванной объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих пор было принято считать различными и несовместимыми. Данная цель достигается в ТРИЗ за счёт анализа и выявления общих принципов, подходов, законов, закономерностей и тенденций развития в процессе научного познания. Это может служить основанием для активизации внимания к данной технологии в свете принятия ФГОС II поколения начального общего образования, так как напрямую способствует формированию метапредметных результатов обучения.
ТРИЗ
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
Цель:
Развитие системного мышления у учащихся младших классов, а также развитие творческих способностей учащихся с помощью методов, технологий и законов теории решения изобретательских задач
Задачи:
- формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
- овладение новым способом решения задач
- освоение методов и технологий ТРИЗ
- формирование умений по применению ТРИЗ - методов для выполнения различных операций творческой деятельности
- воспитание творческой самостоятельности учащихся при применении ТРИЗ - методов
Использование методов и приемов ТРИЗ –технологий на уроке литературного чтения
МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ТРИЗ
- системный оператор; - метод фокальных объектов; - мозговой штурм; - приемы фантазирования (фантограмма); - механизмы решения изобретательских задач (противоречия, приемы разрешения противоречий); - моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ); - развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы); - изучение научной фантастики доступной данному возрасту.
Метод фокальных объектов
Фонарик
Очки
солнечные
Валенки
теплые
Парашют
защитные
раскрывающийся
мягкие
модные
деревенские
цветной
надёжный
Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик маячок для домашних животных для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный
Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный
Метод противоречий
Прием «Зеркало» + - игра «Суд» игра «Спор»
Линейка. карандаш
Линейка. карандаш
Линейка. карандаш
Линейка. карандаш
Дихотомия линейная
«ДА – НЕТКА»
Системный оператор
Если мы рассмотрим что-то… (объект)
- Это что-то из чего-то…(функция объекта)
- Это что-то часть чего-то…..(подсистема объекта)
- Это что-то из чего-то…….(надсистема объекта)
- Чем-то было раньше что-то…..(прошлое объекта)
- Чем-то будет с этим что-то……(будущее объекта)
- Что-то ты теперь возьми
- На экранах рассмотри.
- М.С.Гафитулина «Что-то )
Системный оператор
Надсистема в прошлом
Надсистема
Система в прошлом
Надсистема в будущем
Система
Часть системы в прошлом
Выбранный объект, его функция
Подсистема
Система в будущем
Часть системы
Подсистема в будущем
В лесу
На празднике
Ель
Фабрика по переработке древесины
Новогодняя елка
Корневая система
Линейка. карандаш
Крона, ствол
Корневая система, крона, ствол остались в лесу
Части новых объектов
Загадки-обманки или лжезагадки
- Во дворе трещит мороз –
- Шапку ты одень на …..
- Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело
- Просит бабушка Аркашу
- Из редиски скушать….
- Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница
- Кто быстрее плавает –утенок или цыпленок
«Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка,
( Обсуши нам …
Фразы- образы
- Тема: Учитель-ученик
- 1.Я ленивою бываю…
- 2.Расскажите нам учителя…..
- 3.Я пока что мало знаю…
- Тема :Осенние мотивы
- 1.С грустью думаю о даче..
- 2.Листья медленно так пожелтели…
- 3.Перелетные птицы
- спешат..
- Тема: Школа
- 1.Школа, школа научи…
- 2.В школе мои лучшие друзья..
- 3.Задают так много в школе нам…
- Тема: Мой любимец
- 1. Мы с собакою вдвоем…
- 2.У меня ленивый кот..
- 3. У меня есть попугай
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (мир, литература).
- Автор (создатель) – П.П. Ершов
- Имя – Иван
- Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
- Где живет – в град-столице
- Кем служит – конюхом у царя
- Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
- Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Приёмы , направленные на активную познавательную деятельность :
- “ Не стандартный вход в урок»
“ Отсроченная отгадка”
"Ассоциативный ряд"
“ Необъявленная тема”
“ Удивляй!”
“ Фантастическая добавка”
“ Необъявленная тема”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.
Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами .
Приём «Фантастическая добавка »
- Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
- Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
- Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.
- Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра , привычную который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть ситуацию с необычной точки зрения.
Приём «Отсроченная отгадка»
- Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
- Формирует:
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
- 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
- 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие
Приём «Удивляй!»
- Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
- Формирует:
- умение анализировать;
- умение выделять и формулировать противоречие;
- Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой .
Прием «Нестандартный вход в урок»
- Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
- Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Приём «Ассоциативный ряд»
- К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
- Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
- Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть .
Типовой приём фантазирования- один из методов решения проблемных ситуаций .
В гости к детям приходят волшебники:
Увеличения, Уменьшения, Дробления, Объединения, Специал – Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник
времени.
У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
Спасибо за внимание!