СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёма кругов Эйлера в технологии критического мышления на уроке литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круги Эйлера в технологии критического мышления как способ сопоставления и обобщения на уроке литературы.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёма кругов Эйлера в технологии критического мышления на уроке литературы.»

Круги Эйлера как приём критического мышления.

Круги Эйлера представляют собой особую геометрическую схему, необходимую для поиска и более наглядного отображения логических связей между понятиями и явлениями, а также для изображения отношений между определенным множеством и его частью. Благодаря наглядности они значительно упрощают любые рассуждения и помогают быстрее находить ответы на вопросы.

Автором кругов является известный математик Леонард Эйлер, который считал, что они необходимы, чтобы облегчить размышления человека. С момента своего появления метод приобрел широкую популярность и признание.



Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Этот приём можно использовать на русском языке и на литературе. На уроках литературы активно применяем на этапе знакомства с героями, особенно когда речь заходит об общих чертах и отличиях. Круги Эйлера можно заполнять совместно в ходе беседы, можно дать как вид работы в группе, тогда интересно было бы сравнить, насколько разные черты отметят ученики. Можно дать как вид домашнего задания. На первый взгляд кажется, что это простая работа, но это заблуждение. Она требует определенных навыков анализа, учения сопоставлять. А главное- найти точные слова.

Достоинства этого приёма:

  1. Экономия времени;

  2. Зрительное восприятие;

  3. Смена деятельности, уход от традиционных таблиц;

  4. Приём хорош для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе( задание, связанное с сопоставлением);

  5. Приём хорош при работе с детьми, которым трудно излагать устно мысли, т.к развито образно- логическое мышление;

  6. Развивает аналитические способности и способность обобщать:



Недостатки:

1.Надо знать меру, не заменять письменные и устные монологические высказывания подобной работой;

2.Иногда трудно сразу и быстро подобрать точное, эмоциональное слово;

1. Бедность

2.Обе стойкие

3. Готовы жертвовать, но по разным причинам

4. Сталкиваются с подлостью

5. Преодолевают трудности

6. Обрели счастье




Соня

1. Скромная, тихая

2. Смирившаяся

3. Жертвенная

4. Живет так, как велит сердце

5. Верит в Бога, в людей

6. Детскость в чертах

лица


6. Жертвенная




Дуня

1. Гордая

2. Стойкая, защищается

3.Идет на жертву не от

чистого сердца

4. Живет так, как велит

разум

5. Надеется на себя

6. Привлекательная

















Соня

1. Без образования

2. Тихая, скромная

3. Искренняя

4. Верующая

5. Любит семью

6. Жертвенная


1. Оба преступили

2. Страдают, но по разным причинам

3. Одиночество

4. Безвыходность

5. Вера в перерождение




Раскольников

1.Студент

2. Высокомерный

3.Скрытный

4. Циничный

5.Не умеет любит семью

6. Эгоистичный















Пример использования кругов Эйлера при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!