СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов гуманной педагогики на уроках русского языка в условиях ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны приемы, повышающие интерес к урокам 

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов гуманной педагогики на уроках русского языка в условиях ФГОС»

Использование приёмов гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили на уроках русского языка в условиях ФГОС.

Кардинально меняющаяся социальная ситуация в обществе и требования, предъявляемые жизнью к обществу и его членам, привели к переосмыслению подходов к образованию, произошло смещение ценностей образования в сторону личности. Появились новые гуманистические концепции. Большинство из них, в конечном счёте ориентированы на более мягкие, более человечные отношения между учителями и учениками в педагогическом процессе. Такой является "Школа Жизни" Ш. А. Амонашвили, которая раскрывает для учителей секреты педагогического мастерства, путь воспитания благородного человека. Создана автором (Ш. А. Амонашвили) как реальная  поддержка учителей в их стремлении освоить систему гуманно - личностного подхода к детям.

  Ш. А. Амонашвили в "Школе Жизни" раскрывает для учителей секреты педагогического мастерства, путь воспитания Благородного Человека. Человек и деятельность, мир духовной реальности, включающий весь аспект человеческих переживаний, эмоций, чувств, верований - это Учителя. Самое высокое предназначение, даруемое учителю и ученику гуманной педагогикой - это возможность свободного творчества. Именно развитие творческого потенциала личности в благородной воспитательной среде, при создании определенных условий, содержательной целостности и является одной из центральных линий личностного развития. "Школа Жизни" создана Ш. А. Амонашвили, как реальная поддержка учителей в их стремлении освоить систему гуманно - личностного подхода к детям.

  Урок постепенно меняет свою обычную структуру и направленность, содержание и качество. Ведущими принципами педагога становятся устремлённость к расширению своего сознания, духовность деятельности. Изменяются задачи обучения: способ положения материала и обмена информацией уже не так важен, как способ совместной духовной и практической деятельности ученика и учителя. Уже не "приходится "учит мудрости, которой владеет учитель, требуется добывать истину, опираясь на внутренний мир ребёнка. Процесс обучения постепенно переходит в процесс сотрудничества и общения. Всё более ребёнок является активным участником на уроке, а не пассивным слушателем. Как следствие, повышается интерес детей к учебному предмету. А если ученик и учитель совместно заражены интересом к знанию, то он становится мощным двигателем учебного процесса, активизирует деятельность ученика, пробуждает в детях потребность творчества, а без этого немыслимы уроки русского языка и литературы.  В настоящее время всё чаще учителя жалуются, что современные школьники не умеют творить, им тяжело даются письменные творческие работы (сочинения, изложения ).  Но как они будут творить, если не умеют так много говорить, размышлять, потому что всё чаще на уроках даются тестовые работы, используются фронтальные  опросы.  Всего это не достаточно, чтобы привить любовь и уважение к родному языку, глубоко понять его ценность и значимость, поэтому я на своих "уроках" использую приёмы гуманной педагогики.

 

  1. Приёмы стимула обучения.

1.      Минутки самовнушения. Установки перед уроком, каким вы хотите увидеть урок.

2.      Эмоциональный настрой на урок.

3.      Выражение благодарности в конце урока (если чувствуете удовлетворение от него); объяснения чему учитель научился, и чему научили дети учителя на уроке.

4.      Оценивание урока детьми: как он прошёл и насколько он их увлёк; какие задания мне приготовить для них в будущем.

5.      Как можно чаще обращаться с детьми с просьбой помочь учителю (подготовить карточки с заданиями, кроссворды, пословицы, поговорки, какие - либо произведения).

  2. Приёмы создания ситуации успеха.

1.      Создание ситуации доверия через приемы" поглаживания": "Молодец, умница" и т. д.

2.      Снятие чувства страха: "Ничего страшного, если у тебя не получится, мы все ошибаемся".

3.      Провозглашение достоинств: "У тебя всё получится, так как ты…"

4.      Повышение самооценки, уверенности в себе: "Это нам необходимо, только ты сможешь это сделать".

5.      Педагогическое внушение: "Не бойся, мы все тебе поможем, я уверена, ты справишься".

6.      Педагогическая оценка: "Молодец, всё сделал. У тебя всё получилось

7.      Аргументация. Важно обязательно озвучить качества, за которые ребёнок достоин похвалы (смелость ума, разумный риск, творческие подходы, любознательность, стремление к самостоятельности, обдумывание и постановка сложных вопросов и т. д.). Ребёнок должен знать, за что его ценят и уважают, и это должны знать все дети, с которыми он общается.

8.      Создание атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы. Это особенно важно для тех детей, которым уделяется меньше внимания в семье. У школьника должно быть ощущение продвижения вперёд. Необходимо создавать ситуацию успеха.

3. Приёмы, активизирующие учебный  процесс.

1.      "Нашёптывание" на ушко (головоломка, ребус, зашифрованное слово, отгадка и т. д.) "Молодец", "Подумай, я к тебе подойду".

2.      "Самодиктант". В классе развешиваются тексты на листах на изучаемую или уже изученную тему, учащиеся встают с места, подходят к листам, читают по предложению и записывают. После записи текста дети берут тетрадь и проводят самопроверку.

3.      Восстановление пословицы или предложения. Слова на листочках могут располагаться на доске или по классу.

4.       "Найти ошибку". Дети читают предложение и ищут ошибку, а её (их) может вовсе не быть. Они должны установить есть ли она в действительности, и если есть, то в каком слове и как её исправить

5.      "Намеренная ошибка", этот приём позволяет развивать орфографическую зоркость: учитель намеренно допускает ошибку и делает вид, что не замечает, ребята исправляют ошибку, учитель извиняется.

6.      Приём "изгоняем ошибку или "фонетическое письмо" позволяет вести работу над осознанием расхождения между произношением и написанием. С помощью детей учитель обозначает "трудные места" в слове, где легко допустить ошибки, следуя тому, как слышится записанная фраза. Подсчитывается возможное количество ошибок, объясняется правописание, и ошибки "изгоняются". Только потом выполняется письменная работа.

7.      Приём "опустите головы" или "обучение в темноте" используя на уроках по "Фонетике". Ребятам предлагается сосредоточиться и на слух определить количество букв и звуков в слове, на пальцах показать ответ. Учитель пожимает пальцы ребят, ответивших правильно, или тихо предлагает подумать тому, кто ошибся.         

        Данные приёмы способствуют развитию личности ребёнка, его индивидуальности, дают возможность учителю проверить определённые знания у детей, одновременно, способствуют развитию у них самостоятельности. Эти приёмы приглашают к сотрудничеству учителя и ученика, свидетельствуют об уважении к мнению детей, о желании учителя советоваться, сотрудничать с ними. Также можно отметить непосредственность высказываний учащихся, их артистизм, развитое воображение и фантазию, творческий подход к решению заданий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!