СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов ТРИЗ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой практическое использование приёмов ТРИЗ на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов ТРИЗ на уроках литературного чтения в начальной школе.»


Тема: «Использование приёмов ТРИЗ на уроке литературного чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС».





Абрамова Татьяна Александровна


учитель начальных классов

МБОУ «Прогимназия «Радуга»




Слайд № 1 Поступление ребёнка в школу, это новый этап в его жизни, ведь именно здесь закладывается база для последующего обучения. Что значит для ребёнка современная начальная школа? Что должен знать и уметь ученик, выходя из стен школы? Прежде всего – умение учиться, творчески мыслить, приобретать не только знания, но и навыки, необходимые в дальнейшей учебе, и в обычной жизни. В современном обществе возросла потребность в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, Поэтому в школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые технологии творческой ориентации .

Слайд № 2 Одна из таких технологий- это технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Слайд № 3 Разработанная эта технология советским изобретателем, писателем –фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная задача данной методики– научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.


Слайд 4 ТРИЗ технология– одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования . Использование приёмов Триз-технологии способствует формированию универсальных учебных действий:

  • Регулятивных: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;

  • Познавательных: анализ и синтез объектов, сравнение , поиск информации;

  • Коммуникативных: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;

  • Личностных: самоопределение, смыслообразование.

Эта технология полностью соответствует требованиям ФГОС НООО второго поколения.

Учителя, работающие в начальных классах, прекрасно понимают, как трудно обучить учащихся технике чтения, но ещё тяжелее воспитать увлечённого читателя. Заставить учиться нельзя. Ребёнка можно только увечь. С чего же начать? Конечно же, с удивления ребенка. Ребенок удивился, ему стало интересно, он заинтригован и заинтересован, и теперь он самостоятельно будет искать решение проблемы, которая поставлена перед ним.

Уроки с использованием приёмов и методик Триз-технологии несут в себе большой воспитательный потенциал, так как ведётся анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Методики Триз - идеальный инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Они увлекательны и результативны. Умения и навыки не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы детей с информацией. Хочется отметить их универсальность. Эти приёмы можно использовать практически на всех этапах работы на уроке при разборе любого литературного произведения. Многие из них можно применять на уроках окружающего мира, математики, русского языка. 

Слайд № 5 Рассмотрим некоторые примеры приемов и стратегий, которые успешно используются в моей педагогической практике на уроках литературного чтения. Курс литературного чтения является фундаментом для дальнейшего образования учащихся, а уроки литературного чтения являются ключевыми в формировании читательской компетентности.

Уже в букварный период идет активная работа над развитием речи и обогащением словарного запаса детей. С первым литературным жанром с которым знакомятся дети- это сказки. Русских народные и авторские сказок, многие из которых детям уже известны. И одним из первых приёмов методики- ТРИЗ является работа со сказками. Например приемы фантазирования в работе со сказками

Слайд № 6 Новое свойство - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »)

Сказки наизнанку – создаются на основе приёма инверсии.

«Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым,  «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»);

«Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца;

«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной,

если взрослые и дети «меняются»  обязанностями,

поступками и мыслями);

«Салат из сказок» создание новой сказки на основе приёма объединения .

Объединять можно:

  • две-три целые сказки;

  • опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;

  • опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета»;

Название сказки

Герои и предметы

Место

«Красная шапочка»

девочка

волк

бабушка

дровосеки

ружьё

мама

лес

«Колосок»

петух

серп

мышата

пироги

колос

мельница

дом


Слайд № 8 Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Ученики начальной школы любят фантазировать, и потому часто на уроках мы изображаем героев произведений, и наделяем характеристиками, указываем их «Адрес проживания» и составляем «Паспорт».

Лягушка-путешественница имеет следующий паспорт

Паспорт.

Имя – Лягушка

Создатель – М. Гаршин

Прописка – сказочная повесть «Лягушка-путешественница»

Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая.

Где впервые встречается – на болоте

Личные качества – любопытная, смелая, хвастливая

Заветное желание – побывать на юге


Слайд № 9 Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица».

Имя – Ворона. 

Создатель – А.И. Крылов. 

Прописка – басня « Ворона и Лисица». 

Внешний вид- чёрная, имеет крылья, большой клюв. 

Где встречается - в лесу 

Личные качества-доверчивая. 

Заветное желание – поесть.


Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. После выполнения работы тут же детям предлагается ответить на вопрос – какую черту характера данного героя ты бы хотел иметь (не иметь) у себя и почему? Такой вопрос побуждает детей понимать, каким должен быть (не должен быть) человек. При использовании этого приёма развиваются коммуникативные способности детей и их личностные качества.


Слайд № 10 Приём Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

Вариант 1: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:

- Перед вами кадры сказки «Репка» Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.

Слайд № 11 Вариант 2: При чтении сказки или рассказа дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке или рассказе. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже будет план произведения.По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.


Слайд № 12 Приём «Если бы…» Дети составляют цепочку событий по произведению, устанавливая причинно- следственные связи использую слова если бы… то и рассмотрим этот приём на примере сказки М. Гаршина « Лягушка – путешественница» в виде цепочки событий. Если бы..., то...

Д. Если бы уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото.

Если бы они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят.

Если бы лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову.

Если бы лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками.

Если бы лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели.

Если бы утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться.

Если бы лягушка не была хвастлива, то она долетела

бы вероятно до юга.

Если бы лягушка не упала в болото, то она не смогла бы

столько нафантазировать про своё путешествие.

С целью развития воображения использую приём « Составление загадок», « Лимерики», « Склеивание». 

Слайд № 13 Учащиеся сочиняют загадки про литературных героев после анализа художественного произведения по определённой модели в виде таблицы. Вставляя между левым и правым столбцом таблицы слова « как» или « но не» получается загадка.

Рыжая, как белка.

Пушистая, как кошка.

Хитрая , но не человек. Ответ: Лиса

Рыжая пушистая хитрая

Белка кошка человек

Слайд № 14 С опорой на сходство

Слайд № 15 С опорой на отличия


Слайд № Ли́мерики - небольшие стихи, созданные на обыгрывании бессмыслицы. Появились они в Великобритании. Лимерики состоят из пяти строк, рифмующихся по схеме ААВВА. Вначале обучения написания лимериков учащимся можно предложить 1-2 строчки. А дальше они могут продолжить сами. Для оформления работ учащиеся могут нарисовать рисунок к сочинённому лимерику или можно использовать раскраску.

Вот пример лимерика из произведений

Жила-была Настенька пригожая,
Скромная, ласковая, хорошая.
Пожалела чудище и его полюбила,
От злых чар освободила.
Любовь и добро всегда побеждают.

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Жила королева Снежная,

Не была она добрая, нежная.

Кая в царстве своем поселила,

Сердце мальчика в лед превратила.

Холод в сердце делает человека бездушным.

4 класс Андерсен Г.Х. «Снежная королев

Слайд №18 Прием «Ромашка Блума» предполагает формирование коммуникативных УУДУ ромашки 5 лепестков. Учащихся должны придумать и записать на лепестках пять различных видов вопросов.

Классификация вопросов Б. Блума:

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет" Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше? Правильно ли поступил...?

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы

Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?


Слайд № 19 Примеры из практики: Н. Носов «Огурцы» 3 класс




Слайд № 20 Вывод: Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.

Приемы ТРИЗ и РКМ являются наиболее приемлемыми и востребованными в современной педагогике, поскольку они решают все задачи, отвечающие современным требованиям.

Широкое применение технологии ТРИЗ и РКМ на уроках в начальных классах дают положительные результаты. Дети становятся более раскрепощенными, вдумчивыми, не боятся высказывать и отстаивать свои мнения. Они учатся рассуждать, доказывать, предлагать оригинальные идеи. У ребят закладываются умения совместной работы в группах. Проявляется чувство ответственности каждого за конечный результат. Активно раскрываются творческие способности детей. У ребёнка происходит формирование инициативной позиции, улучшается самооценка и самоуважение. Все выше перечисленное воспитывает успешных, активных, творчески мыслящих людей, затребованных современным обществом.

Слайд № 21« Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим,- тем хуже» - утверждал Л.Н. Толстой. Изменятся время, меняются дети, другим становится процесс образования, а мысль, высказанная известным русским писателем, остаётся актуальна и в наше время.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!