СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемно-поисковой технологии в целях творческого усвоения знаний: методический материал по литературе для изучения рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемно-поисковой технологии в целях творческого усвоения знаний: методический материал по литературе для изучения рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе»

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск»

Патрушева Майя Эриковна



Использование проблемно-поисковой технологии в целях творческого усвоения знаний: методический материал по литературе для изучения рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе

История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А. П. Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов. Год написания «Хамелеона» – 1884. В этот же год произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А. Чехонте». В 1886 г. несколько измененный рассказ вошел в сборник «Пёстрые рассказы». В 1971 г. произведение экранизировали как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…».

Рассказ «Хамелеон» занял видное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. Анализ «Хамелеона» нужно начинать с характеристики проблем и образов.

В центре произведения мотивы подхалимства и приспособленчества. В контексте них формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются. Система образов неразветвлённая. Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато даёт им красноречивые фамилии.

В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ ждёт от стража правопорядка восстановления справедливости. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто её хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака – любимец брата генерала. Животное «оправдывают».

После прочтения произведения становится понятен смысл названия. Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились ярче всего в образе надзирателя Очумелова. Но и Хрюкин, и толпа тоже хамелеоны. Идея рассказа ­– осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией. Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно – вот чему учит писатель.

Особенность композиции произведения в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Внесюжетные элементы лаконичные, важную роль в донесении идеи рассказа А. Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.

Жанр произведения – рассказ, о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, два главных героя. Произведение «Хамелеон» относится к направлению – реализм. Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

(образовательная технология: проблемно-поисковая в целях творческого усвоения знаний)

Цель: знакомство с содержанием рассказа «Хамелеон».

Задачи: дать оценку ситуации, героям, их поступкам; работать над развитием речи обучающихся; активизировать мышление, организовав поисковую деятельность учащихся для решения проблемного вопроса в целях творческого усвоения знаний; формирование умения выразить свое отношение к социальной несправедливости в обществе.

Оборудование: портрет писателя А. П. Чехова, карточки с частями рассказа «Хамелеон», толковый словарь В. И. Даля.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

На уроке мы прочтем рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», поразмышляем над его содержанием.



  1. Беседа по вопросам.

- Ребята, знаете ли вы, кто такой хамелеон?

- Как вы думаете, судя по названию рассказа, кто может быть его героем?

Мне интересны разные мнения.

- Писатель, готовя рассказ к печати, сначала ввел подзаголовок сценка, а потом убрал его (это проблемный вопрос). В конце урока мы узнаем, почему он это сделал, в этом нам поможет анализ произведения, который мы проведем.

3. Задание классу.

- Я раздала вам листочки, на них – части рассказа. Ваша задача на этом этапе урока – внимательно прочесть то, что на них написано, затем собрать содержание рассказа. Вы знакомы с такими понятиями, как завязка, развитие действия, кульминация, развязка, которые составляют композицию литературного произведения. Итак, через 5 минут вы по очереди будете выразительно читать свой смысловой кусок. У нас должен получиться связный рассказ. Я раздала все части рассказа, кроме первой. Чтобы направить вас, я включу запись рассказа, прозвучат первые предложения (завязка).

Ученики внимательно читают свои отрывки сначала про себя, а затем по очереди вслух.



  1. Беседа по вопросам.

- Рассказ прозвучал, спасибо всем за старание. Что же помогло справиться с поставленной задачей?

- Мы сумели определить причинно-следственные связи. Помогло нам и понятие о композиции.

Задание.

-Давайте отметим основные моменты рассказа «Хамелеон».

Дети называют их.

- Верно. Получился план. Запишем его в тетради.

1. Очумелов и Елдырин заметили беспорядок.

2. Разговор о собаке (обратите внимание на поведение героев, толпы)

3. Прохор уводит собаку, толпа хохочет над Хрюкиным

4. Очумелов продолжает свой путь по базарной площади.

Продолжение беседы.

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Хамелеон»? Мне важно узнать все мнения.

- Я согласна с вами в том, что Очумелов ведет себя в зависимости от ситуации как хамелеон. Это маска человека, который зависит от обстоятельств. Какая деталь в поведении делает его похожим на пресмыкающееся? Процитируйте текст.

- Понаблюдаем за речью Очумелова. Какие слова он говорит и как это его характеризует? Процитируйте, пожалуйста, текст.

- Да, это грубые слова, хамски он ведет себя. Очумелов чувствует свою власть, он выше других. Защищает то Хрюкина, то собаку, в этом он похож на флюгер.

- Какие пословицы уместно употребить в отношении поведения героя?

-Значима ли интонация, с которой произносятся реплики?

- Безапелляционные заявления о том, что надо истребить собаку, сменяются улыбкой умиления, когда разговор заходит о том, что собака генеральская; Очумелов лебезит. А как ведет себя Хрюкин?

- Хрюкин «тыкал цигарку собаке в нос». А когда речь заходит о том, что его могут наказать, придумывает, что его брат тоже имеет власть, он жандарм, и сможет его защитить.

- Вы, конечно, обратили внимание на говорящие фамилии героев. А вот говорит ли вам о чем-нибудь фамилия Елдырин?

- Заранее подготовленный ученик дает справку о слове елдыжить (решать спор в свою пользу) из словаря В.И. Даля.

- Прочтите первые два предложения рассказа и ответьте, может ли слово соответствовать фамилии героя? Почему? Мне интересны разные мнения.

- Елдырин решил спор в свою пользу – конфисковал у кого-то крыжовник. Как вы думаете, это был серьезный, опасный нарушитель? Может, городовому просто захотелось вкусненького? Власть-то на его стороне. У него чин, а в обществе, как мы видим, он важен.

- Как вы считаете, это веселый рассказ или это сатира на современное писателю общество? Почему?

- Да, автор показал хамелеонство в страшном виде, все общество такое. Так почему же он убрал подзаголовок сценка? Какое содержание предполагает сценка?

- Верно, она предполагает что-то шутливое, а здесь показано социальное явление: чинопреклонение.

5. Вывод по уроку.

- Итак, проанализировав содержание рассказа, мы ответили на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Закончу наш урок словами Чехова: «Не надо бояться показывать зло, иначе оно заполнит нашу жизнь…» Люди не должны быть равнодушны к тому, что происходит вокруг, к порокам общества. Они должны им противостоять.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа по ролям (готовят 2 творческие группы), посмотреть экранизацию рассказа «Эти разные, разные, разные лица…».

Оценивание работы учеников на уроке. Рефлексия.

- Спасибо за урок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!