СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе для развития логических универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе для развития логических универсальных учебных действий"

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе для развития логических универсальных учебных действий»

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе для развития логических универсальных учебных действий

В зависимости от цели, от задачи школы, от учебной дисциплины каждый учитель должен выбрать путь, с помощью которого будет реализовать свою педагогическую деятельность. С появлением новых Федеральных государственных образовательных стандартов перед современным обществом встала проблема найти такой путь обучения детей, который помог бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи, формирующие универсальные учебные действия. Одним из таких путей может стать проблемное обучение.

Селевко Г. К. определяет проблемное обучение как такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по из разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Приведем некоторые примеры создания проблемных ситуаций, выделенных М. И. Махмутовым, направленные на развитие логических универсальных учебных действий (примеры взяты из учебника математики системы развивающего бучения Л. В. Занкова авторов И. И. Аргинской, Е. И. Ивановской, С. Н. Кормишиной):

  • Столкнуть противоречия в практической деятельности.

Пример: учебник математики 2 класс часть 1, страница 100, тема: «Вместимость».

Найди длину отрезка АВ. Какие единицы измерения ты знаешь? Запиши длину отрезка, используя разные единицы измерения длины. Как узнать массу торта (представлено на иллюстрации)? Какие единицы измерения массы ты знаешь? А как узнать, где больше молока - в бидоне или кастрюле? (нужно взять мерку, например, стакан). А в нашей жизни мы используем такое словосочетание «Купил 5 стаканов молока?». (нет) А какой же единицей измерения вместимости мы пользуемся? (литр).

Выполнение таких практических действий направлено на развитие таких логических универсальных учебных действий:

• осуществлять анализ;

• подведение под понятие, выведение следствий;

•строить логическую цепь рассуждений.

  • Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Пример: учебник математики 3 класс часть 1, страница 48, тема: Деление с остатком».

Рассмотри равенства: х:7=9 и е:7=9 (ост. 3). Посмотри, как сделали это задание ученики.

Лена: 9*7=63. Олег: 9*7-3=60. Ваня: 9*7+3=66. Кто из них прав?

Такая организация работы позволяет развивать следующие логические универсальные учебные действия:

  • осуществлять анализ;

  • производить сравнение, доказательство;

  • выбирать основания и критерии для сравнения объектов;

  • Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например, ученого, профессора и т.д.

Пример: учебник математики 1 класса 1 часть, страниц: 4-5, тема: «Зачем людям математика».

На развороте представлены иллюстрации, где люди разных профессий используют знания по математике, ученикам предлагается ответить на проблемный вопрос: «Где в жизни нужна математика?». Ученики отвечают на этот вопрос с позиций древних людей, портного, продавца, архитектора, строителя, астронома и т.д.

Решение данной проблемной ситуации направлено на развитие следующих логических универсальных учебных действий:

• осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• строить логическую цепь рассуждений;

• выдвигать гипотезы и их обосновывать.

  • Побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Пример: учебник 3 класса 2 часть, страница 36, тема: «Числовой (координатный) луч».

Надо построить числовой луч. Опиши подробно свой способ выполнения задания. Построй луч. Катя предложила сделать так: «Для того, чтобы построить числовой луч, надо:

1.Поставить точку и провести от нее вправо луч.

2.У начальной точки луча поставить число 0.

3.Выбрать мерку и отложить её от начальной точки луча вправо.

4.Поставить у конца отложенной мерки число 1.

Теперь на этом луче можно отмечать любые числа».

Сравни свой способ с предложенным.

При организации такой проблемной ситуации, работа направлена развитие следующих логических универсальных учебных действий:

• осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• выдвигать гипотезы и их обосновывать.

  • Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

Пример: учебник математики 4 класс 1 часть, страница 32, тема: «Умножение многозначных чисел».

Предложи свой способ вычисления произведения: 49726*7. Какие способы предложили твои одноклассники? Какие свойства умножения использовали в разных способах? Какой способ, на твой взгляд, самый удобный?

Решение данной проблемной ситуации позволяет развивать такие логические универсальные учебные действия:

  • осуществлять анализ;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты;

  • строить логическую цепь рассуждений;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках математики учит мыслить логично, научно, способствует развитию логических универсальных учебных действий.


Список использованной литературы

1. Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С., Кормишина С. Н. Математика: Учебникдля 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

2. Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С., Кормишина С. Н. Математика: Учебникдля 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

3. Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С., Кормишина С. Н. Математика: Учебникдля 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

4. Асмолов А. Г., Бумеранская Г. В., Володарская В. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.: ил.

5. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика, 1977. – 240 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!