СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Использование психологических особенностей мышления ребенка при подготовке к ОГЭ иЕГЭ по физике.»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рассматриваются различные виды мышления и их особенности. Приведены различные виды заданий ОГЭ и ЕГЭ по физике с использованием типов мышления.

Просмотр содержимого документа
«« Использование психологических особенностей мышления ребенка при подготовке к ОГЭ иЕГЭ по физике.»»

Как известно, развитие мышления школьников – одна из центральных задач школьного образования, непосредственно направленная на достижение важнейшей цели процесса обучения – развитие личности учащегося 

Конечно, обучение физике с необходимостью связано с теоретическими обобщениями (с построением понятийно-образных моделей). Поэтому развитие логического мышления школьников, безусловно, сопряжено с развитием их научного мышления.

Мыслительная деятельность школьников осуществляется при объяснении учителем нового материала, при чтении соответствующих параграфов учебника, при выполнении экспериментальных работ, при ответах на вопросы учителя и при решении учебных физических задач.

Виды мышления

Исходя из того, что доминирует в процессе - образ, действие или слово, как они взаимодействуют друг с другом, в психологии выделяют следующие основные виды мышления:

  1. Абстрактное.

  2. Конкретно – действенное.

  3. Конкретно – образное.

Простая схема содержания мышления

Абстрактный или словесно-логический вид характеризуется быстрыми и последовательными логическими манипуляциями с понятиями. Когда человек пытается решить какую-то задачу с помощью абстрактного мышления, он, в сущности, опирается только на готовые знания и выводы, которые уже доказаны другими и не требуют логических размышлений. Такие люди прекрасно справляются с теорией, где нужно быстро и красиво оперировать понятиями, приводить доводы, опираясь на чужой опыт..

Конкретно-действенное или наглядно-действенные мыслительные операции предполагают то, что человек совершает какие-то действия с предметами, а не только с понятиями о них. Этот вид максимально проявляется при повседневной деятельности людей, когда им приходится сталкиваться и решать конкретные задачи. Они бывают бытовой или производственной направленности. Конкретно-действенное мышление характеризуется пониманием человеком технических деталей, чертежей, проектов и возможностью самостоятельно решать подобного рода задачи, на основании уже имеющегося опыта окружающих и самого человека. Этот вид мышления, в сущности, объединяет умение людей не только мыслить, но и совершать практические действия. Отличительными чертами таких людей является:

  • особая наблюдательность;

  • внимание к мелочам.

, Они могут не только абстрактно представить себе какой-то предмет, но и разложить его по полочкам, мысленно разобрать и собрать обратно, найти поломку, не нарушая всю конструкцию и устранить ее.

Такой человек не только быстро мыслит, но и так же быстро действует, его действия уверенны и напористы, так как он уже все обдумал.

Конкретно-образный или наглядно-образный вид в своей сущности полагается на преобразование отдельных образов, идей и размышлений в конкретные формы. Также характерным для этого вида мышления является привязка к настоящему времени. Именно из него такие люди черпают идеи и вдохновение, в то время как абстрактно мыслящий человек берет идеи из долгосрочной памяти. Мыслящие конкретными образами люди находят свои замыслы не только на основе полученных понятий и знаний, но также важную роль в их деятельности играют эмоции и чувства, которые они испытывают от всего происходящего.

Конечно же, у каждого человека превалирует один из видов мышления, однако это совсем не значит, что другие два отсутствуют. В своей повседневной жизни люди используют все виды мышления, некоторые чаще, другие реже. В зависимости от того, какой вид характерен для индивида, он чаще к нему прибегает. Однако при желании и постоянной практике можно развивать и тренировать любой из видов мышления. Но подобные исследования вряд ли принесут ощутимые плоды, и человек все равно подсознательно будет решать поставленные задачи с помощью превалирующего вида мышления.

Классификация задач.

К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они классифицируются по сложности, содержанию, способам решения. Но возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы правильно осуществлять выбор задач на основании определѐнных дидактических, которые необходимо достичь в соответствии с определѐнной учебной ситуации. Единой классификации физических задач не существует. Задачи классифицируются: По содержанию все задачи делятся на абстрактные и конкретные.

Абстрактные — это те задачи, в которых нет конкретных числовых значений, и которые решаются в общем виде. Они в большинстве случаев сложны для восприятия учащихся. Конкретные задачи легче для учащихся, потому что конкретные числа приближают задачу к уровню развития ребѐнка, который не научился ещѐ абстрагировать. По степени сложности задачи делятся на простые, сложные, задачи повышенной сложности(трудности) и творческие. Простые — с использованием одной формулы. Они обычно решаются на закрепление сразу же после изучения нового материала и они носят тренировочный характер. Сложные — с использованием нескольких формул. Эти формулы могут быть из разных тем. Они помогаю при закреплении нового материала и в тоже время повторение ранее пройденного. Повышенной сложности — связывающие в одну проблему несколько разделов.

Творческие — алгоритм решения, которых ученику не известен. Это могут быть задачи, по классификации Разумовского, исследовательские или конструкторские. Исследовательская задача отвечает на вопрос «почему?», а конструкторская — на вопрос «как сделать?» По основному способу выражения условия задачи делятся на текстовые, экспериментальные, графические и задачи-рисунки.

По способу решения задачи делятся на качественные, вычислительные, графические, экспериментальные. Главная особенность качественных задач заключается в том, что их условия акцентируют внимание учащихся на физической сущности рассматриваемых явлений. Решаются они, как правило, устно, путём логических умозаключений и даются в идее разминки. Вычислительные задачи — это задачи, которые могут быть решены только с помощью вычислений и математических действий. Графические и экспериментальные задачи — это задачи, решаемые с помощью графика или с помощью эксперимента.

Для того, чтобы научить учеников решать задачи, необходимо представлять себе, какова структура мыслительной деятельности ученика по решению задачи и какова подготовленность класса. Самый важный — первый момент — анализ условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и проанализировать его. Проверить понимание задачи учитель может, попросив ученика повторить формулировку задачи, выделить главные элементы задачи: неизвестные и данные. Составить краткое условие. На этапе поиска решения ученик вспоминает физические законы, определения, которые необходимы в данном случае, рассматривает условия, о которых говорится в задаче и составляет план решения.

Существуют различные методы поиска решения задачи. Учащихся желательно ознакомить с ними, показывая, в каких случаях удобнее использовать тот или иной из них. На этапе решения идут преобразования записанных формул, осуществляется намеченный план решения. Проверка результата — проверка, позволяет проверить достоверность, полученного результата. Исследование решения предполагает, что задача будет немного изменена, и ученик сам найдет способ решения.

Способы решения физических задач

Для решения количественных задач применяют следующие способы:

  1. Алгебраический (задачу решают с помощью формул и уравнений). Например

Мотоциклист и велосипедист одновременно начинают движение из состояния покоя. Ускорение мотоциклиста в 3 раза больше, чем велосипедиста. Во сколько раз большую скорость разовьет велосипедист за то же время?

  1. В 1,5 раза 2) в раз 3) в 3 раза 4) в 9 раз



  1. Геометрический  (при  решении  задач  используют  теоремы геометрии.) Например.

На тело действуют три силы F1 = 2 Н, F2 = 3 H и F3 = 6 Н. Направления действия сил показаны на рисунке.

Модуль равнодействующей этих трех сил равен

  1. 4 Н 2) 5 Н 3) 9 Н 4) 11 Н



  1. Тригонометрический   (в   анализе   используют   тригонометрические соотношения, например  формулы  u  = ·cosa,  u  =  sina.  Но  этот  способ решения применяется редко.)

4. Графический (при решении задачи используют график. В одних случаях по данным, полученным из графика, находят ответ на вопрос задачи. В других случаях, наоборот, определенные зависимости между физическими величинами выражают графически.) Например

Тело движется вдоль оси Х. На рисунке приведены графики зависимости координаты и скорости тела от времени. Какой график соответствует равномерному движению тела?

Одним из компонентов исследовательских (познавательных) действий является умение работать с метафорами. Причем тексты могут быть представлены и графическими средствами, в качестве которых рассматриваются схемы и пиктограммы. Умение их создавать и считывать относится к средствам интеллектуальной деятельности и способствует ее развитию. [1]. Приведем примеры заданий:

На рисунке приведена столбчатая диаграмма. На ней приведены плотности веществ, из которых сделаны два тела одинаковой массы. Сравните объемы тел V1 и V2

V1 = 3V2 2) V2 = 3V1 3) V2 = 2V1 4) V1 = V2





Какие из векторов, изображённых на рисунке, являются векторами линейной скорости и центростремительного ускорения точки, движущейся по окружности?

  1. 1 – вектор линейной скорости, 3 – вектор центростремительного ускорения

  2. 2 – вектор линейной скорости, 3 – вектор центростремительного ускорения

  3. 1 – вектор линейной скорости, 4 – вектор центростремительного ускорения

  4. 4 – вектор линейной скорости, 1 – вектор центростремительного ускорения


На рисунке приведены графики зависимости давления некоторого количества идеального газа от абсолютной температуры для различных процессов. Изотермическому процессу соответствует график

1)


2)


3)


4)

Другим компонентом исследовательских действий является умение проводить эмпирическое исследование (это установление новых фактов, на основе их обобщения формируются эмпирические закономерности). Здесь развиваются также и коммуникативные действия, например: умение правильно формулировать вопросы, выслушивать, анализировать, оценивать другую точку зрения, структурировать и записывать собранные данные) [1]. Приведем примеры таких заданий.

Интерференцией света объясняется

А. Красный цвет мыльной пленки, освященный белым светом.

Б. Красный цвет абажурной настольной лампы, светящейся белым светом.

Какие утверждения являются верными?

1)

только А

2)

только Б

3)

и А, и Б

4)

ни А, ни Б

Рассмотрим такой компонент исследовательских действий, как умение выделять и сравнивать стратегии решения. Приведем примеры таких заданий

На рисунке показана цепь постоянного тока. Внутренним сопротивлением источника тока можно пренебречь. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать (ε – ЭДС источника тока, 2R - сопротивление).



К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответах могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А) Сила тока в цепи при разомкнутом ключе К

Б) Сила тока в цепи при

замкнутом ключе К

1)



2)



3)



4)


А

Б





Использование психологических особенностей мышления ребенка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике кропотливый труд, необходимый для получения стабильных знаний и развития личности учащегося.







Доклад по теме:







« Использование психологических особенностей мышления ребенка при подготовке к ОГЭ иЕГЭ по физике.»













Подготовила учитель физики МАОУ СОШ №2

Лаврикова Марина Анатольевна.











г Курганинск 2017 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!