СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование разнообразных приемов и методов повышения мотивации к обучению».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем.Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.

Просмотр содержимого документа
««Использование разнообразных приемов и методов повышения мотивации к обучению».»

«Использование разнообразных приемов и методов   повышения мотивации к обучению».

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский


В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?

Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его?

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями.

Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.

Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Так как же сформировать его у ребенка? Ответ на это вопрос простой, необходимо использовать различные приемы на уроках, которые делают их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся.

Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию - сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах мотивации, которые я использую на уроках истории в 7 классе. Самый частый прием, который я использую, «прием проблемное обучение». Проблемное обучение - обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций. Используя проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. Составляю вопросы таким образом, чтобы дети их с нетерпением встречали и радовались поиску ответов на них; чтобы не ответить на них совсем, промолчать было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный. Проблемное изложение использую при изучении темы «Истоки образования российского государства», в 7-м классе спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Средневековый город» в 6-ом классе, детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где в средневековом городе лучше жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

Приступая к применению метода проблемного обучения в классе, учитель должен быть уверен, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Например, в 6-м классе по теме «Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученью. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

После недолгих наблюдений при использовании стандартной формой опроса, у учеников снижается интерес, к самому предмету. И я решила попробовать нестандартные формы опроса. Нестандартные формы опроса, воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока. Пусть он будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой». Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках.

«Скорое место». Рядом с рабочим местом учителя, но боковым положение к ученикам класса устанавливаю 2-3 стула. Ученикам объясняется, что те учащиеся, которые будут приглашены на эти места, смогут получить оценку «9,8», «7,6» или «5,4» при условии быстрых и верных ответов на задания. Соответственно оценивается по 1 баллу за верный ответ. На подготовку к ответам дается 2-3 минуты, в это время остальные ученики готовятся к фронтальному опросу. Оценки выставляются, они «прозрачны». Можно проводить дальнейший опрос во фронтальной форме.

«Да или нет?». Опрос всего класса по рядам, поочередно. Задаю вопросы на которые можно ответить да или нет. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов, оценки не выставляются, но разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.

«Вопрос другу». Можно данную форму опроса использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие ответить, но имеющие желание это сделать, приглашаются встать со своего рабочего места и класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Учитель корректирует вопрос, если это необходимо. Данная форма позволяет ученикам учится слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.

«От первого лица». Учащимся дается задание при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.

«Интервью». Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста - продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица - знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.

«Блиц». Учащиеся в быстром темпе отвечают на предложенные учителем вопросы по пройденному материалу. Ученик, выбранный учителем в качестве помощника, раздает цветные фишки. По количеству набранных фишек выставляется оценочный балл. Учитель должен заранее сообщить соотношение количества набранных фишек и оценок.

«Дай пять». Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогут следующее понятия:

централизованное государство,

сословно-представительная монархия,

парламент,

генеральные штаты,

кортесы.

Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.

«Путаница». Учитель рассказывает ребятам: «Представляете, у меня до урока упала книжка на пол, и в некоторых словах перепутались буквы. Ребята, помогите им найти свои места!»

Прием «Крепкий орешек». Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его.

2 Л Образование Древнерусского государства 882г.

3 А Начало деятельности Кирилла и Мефодия 863г.

4 В Принятие христианства на Руси 988 г.

7 Е Написание монахом Нестором "Повести временных лет" 1113г.

1 С Образование первого Болгарского царства 681г.

5 Я Падение первого Болгарского царства 1018 г.

6 Н Любечский съезд князей 1097 г.

Проведение игр, конкурсов и викторин, позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.

Игра развивает в детях творческое начало. При рассмотрении темы о средневековом обществе, можно провести урок - рыцарский турнир, который предполагает создание необходимой игровой атрибутики: оружие, одежда, гербы и т. д. При подготовке этих атрибутов игры, учащиеся не только проявляют чудеса изобретательности, но и переносятся в изучаемое время и проникаются духом эпохи.

Игровые формы занятий чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Часто на уроках провожу игры «Чистая доска», «Найди соответствие», «Крестики-нолики», «Цифровая цепочка», исторические диктанты, «Узнай историческую личность» или «Кто это» и др. При работе с исторической картой применяю игры «Неизвестная земля», «Говорящая карта».

Примером игрового элемента, который применяю при актуализации опорных знаний, является игра «Веришь - не веришь». Задача учащихся - определить истинные из них (например, поднятием разноцветных карточек). Для многократного повторения понятий и хронологических дат применяю игру «Снежный ком», которая состоит в том, что первый ученик называет понятие, термин, дату из изучаемого раздела, каждый следующий повторяет предыдущую и добавляет свою. На этапе актуализации опорных знаний провожу игру «Домино». Из плотной бумаги вырезаю небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяю наполовину, на обеих частях записываю часть текста определения, понятия, либо дату и ответ. Данные карточки раздаю учащимся. Игру начинает тот, у кого карточка «пусто—пусто»; дальнейший её ход - как в обычном домино. Выигрывает ученик, который первым выставит все свои карточки или положит пластину, к которой ни один из играющих не может приставить другие.

Практикую также проведение игры «Пятый лишний», суть которой состоит в том, что на карточке могут быть написаны даты, предметы, имена учёных, факты из истории страны. Четыре из них по какому либо признаку принадлежат к одной из категорий, а пятый - лишний. Например: франки, вестготы, вандалы, гунны, остготы, англы и саксы.

Для активизации мыслительной деятельности ученика, подготовке его к изучению нового материала, повторения ранее изученной темы или блока тем применяю прием разгадывания кроссвордов. Большой кроссворд использую как интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что формируют у учащихся научное мировоззрение, развивают речь, способствуют правильному запоминанию определений, понятий, имён исторических личностей. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда. Такие задания имеют чаще всего современное, нестандартное условие и выполняются детьми с удовольствием.

На уроках в 6-7 классах пользуюсь приемом составление синквейна. Создание синквейнов - пятистрочных «стихотворений» - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.

Отсутствие давления, нравоучений и правильная положительная мотивация со стороны учителя способствует установлению здорового психологического климата на уроке. Для сохранения высокой работоспособности на уроке я применяю «Юмористическое отступление». Поскольку в истории можно найти много смешных казусов, я стараюсь разнообразить ими научный материал. На уроках истории в 7 классе я, редко, но использую анекдоты и интересные истории изучаемого периода, это позволяет не только снять усталость у учащихся, но и мне продиагностировать насколько усвоен материал обучающимися. Например, изучая тему Столетняя война 1337-1453 гг. Я рассказываю жизненую историю из жизни Жанны д’Арк. После данного рассказа у учащихся повышается интерес к данной теме, и уже на следующий урок они мне рассказывают интересные истории из жизни Жанны д'Арк, о которых не говорилось на уроках.

Жанна д'Арк, услышав "голоса", решила спасать Францию. Родители попытались образумить дочь и выдать её замуж. Однако, согласно предсказанию, спасти Францию должна была именно девственница, и выйти замуж Жанна отказалась. Тогда родители подговорили одного парня лжесвидетельствовать против Жанны за расторжение помолвки, надеясь что ей предпишут вступить в брак судебным порядком.

При изучении темы «Общество и жизнь в Московской Руси», рассказываю анекдот, показывая на примере анекдота, что хоть крестьяне были бедными и необразованными, но могли запросто надурить барина, тем самым показывая свою смекалистость перед барином.

Мужик приходит к барину и спрашивает:

  • Сколько, ваша милость, может стоить слиток золота величиной с конскую голову?

Барин, ничего не отвечая, хлопает в ладоши:

  • Живо подайте нам выпить и закусить, и обед подавайте! Садись-садись, не стесняйся, пей, ешь, чего душа пожелает.

После сытного обеда барин вкрадчиво говорит:

  • Ступай, мужичок, тащи сюда твой слиток, я тебе за него пуд муки дам да денег полтину.

  • Да у меня и нет никакого золота.

  • Как нет?!! Чего тогда спрашивал?

  • А я, ваша милость, поспорил с сельчанами, что отобедаю у тебя и вин твоих заморских выпью всласть. А что, разве спросить нельзя?

  • Пошел вон, гоните его, слуги мои верные!

Через несколько минут барин выходит на балкон и кричит вслед плетущемуся прочь мужику:

  • Эй, любезный, как тебя там? На что поспорили-то?

  • Да на то, что Филька Косой давеча в лесу откопал.

  • А чего он там откопал-то?

  • Кусок золота величиной с конскую голову.

Современная педагогика богата разнообразными методами, технологиями и приемами. Использование различных приемов на уроках делает их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся. Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию - сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

Девиз моей работы - не будь предсказуем! И интерес к истории у детей не угаснет!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!