СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ресурсов сети Интернет при обучении грамматике английского языка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ресурсов сети Интернет при обучении грамматике английского языка»

УДК 1174

ББК 6/8

Ольшевская Наталия Николаевна

ГБПОУ «ИКАТ и ДС»

г. Иркутск, Россия

[email protected]

Использование ресурсов сети Интернет при обучении грамматике английского языка



В статье рассматриваются возможности использования интернет-ресурсов в обучении грамматике английского языка, а так же особенности «цифрового поколения» и нюансы его обучения.



Ключевые слова: метод, поколение, язык, обучение, учебное занятие, интернет-ресурс, исследование




Olshevskaya Natalia Nikolaevna

"IKAT&DS"

Irkutsk,Russia

[email protected]

The use of the Internet Resources in Teaching of English Grammar

The article deals with the possibilities of Internet resources in teaching of different English Grammar aspects. Also it contains the analysis of the “digital generation” psychological features.

Keywords: method, generation, language, teaching, lesson, resource, research



Новые условия диктуют новые правила. Цифровизация коснулась всех областей человеческой деятельности. Не обошло это явление стороной и сферу образования. Почти повсеместная доступность сети Интернет открывает практически неограниченные возможности варьирования: онлайн-курсы, онлайн-семинары, онлайн-уроки и онлайн-учебники, образовательные онлайн-платформы и еще многое, многое другое. Учебный предмет «Иностранный язык» тоже не стал исключением. Боле того, как преподаватель данной дисциплины, я рассматриваю интернет-ресурсы как огромный потенциал для обязательного освоения и непременного введения в структуру процесса обучения.

Предлагаю уделить внимание такому сложному языковому аспекту, как грамматика. В чем же ее сложность? Рассмотрим этот вопрос с двух сторон. Во-первых, существуют трудности, общие для всех языков. К ним можно отнести следующие:

1.Несовпадение грамматических систем иностранного и родного языков обучающегося в целом. Чем менее родственными они являются, тем масштабнее такое несовпадение.

2. В грамматике иностранного языка есть феномены, которые в родном языке отсутствуют, и наоборот.

Наряду с общими проблемами, существуют и специфические для каждого конкретного языка. Приведем здесь только некоторые из них:

1.Наличие в английском языке артикля. Русские, даже владеющие им в совершенстве, делают ошибки в его употреблении и с трудом понимают, зачем он нужен.

2. Отсутствие в английском личного и притяжательного местоимений второго лица единственного числа (попросту говоря, слов «ты» и «твой») и, как следствие, ущербность понятия «вы». Это создаёт большую путаницу не только при изучении грамматики, но и при общении.

3. Способность большинства (не всех) английских слов выступать в роли существительного, глагола, прилагательного и наречия одновременно, что усугубляется их многозначностью.

4. Наличие сложной и громоздкой системы времён.

При желании этот список можно продолжить, но, полагаю, на этом и следует в данный момент остановиться и рассмотреть специфику изучения грамматики в условиях системы СПО.

Многие мои коллеги не раз отмечали неоднородность качества обученности первокурсников и недостаточность базовых знаний по иностранному языку в целом. Опыт показывает, что один - два человека в каждой учебной группе не изучали данный предмет систематически, особенно это касается учеников сельских школ из отдаленных районов. Такой же малый процент составляют обучающиеся с довольно серьезной базой, чья школьная оценка «5» на практике оказывается твердой «четвёркой». Основная же масса – это глубокие «троечники» с фрагментарными знаниями и, как правило, очень низкой мотивацией к изучению иностранного языка. Однако, хоть и низкая, но мотивация эта есть, и перед преподавателем стоит сложная задача – не дать ей угаснуть, подарив «второе дыхание».

Добавим сюда психологические особенности наших обучающихся, которых часто определяют как «цифровое поколение» или поколение Z. Я не ставила себе цели углубляться в «Теорию поколений», позволив себе лишь упомянуть, что данная теория была создана американскими учеными-демографами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году. Исследователи пишут о четырёхчастном поколенческом цикле и повторяющихся моделях поведения в истории США и о сходных тенденциях в обществах различных стран [1]. Позднее данная теория была адаптирована для России командой ученых под руководством Евгении Шамис, координатора проекта Rugeneration. Согласно этой теории, в настоящее время на территории нашей страны проживают люди следующих поколений:

поколение GI (1900–1923 г.р.);

молчаливое поколение (1923–1943 г.р.);

поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.);

поколение Х (1963–1984 г.р.);

поколение Миллениум или Y (1984–2000 г.р.);

поколение Z (c 2000 г.р). [ 2]

Именно последнее нас и интересует, будучи прямым объектом нашей преподавательской деятельности. Поколение Z, или «цифровое поколение», по сравнению с остальными обладает целым рядом особенностей, назовем лишь некоторые из них. Это зависимость от цифровых технологий, нетерпеливость, сосредоточенность в основном на краткосрочных целях, меньшая амбициозность и большая ориентированность на потребление, нежели у людей предыдущих поколений. Являясь индивидуалистами, они не склонны становиться частью коллектива и настаивают на собственном праве принимать решения. Наряду со всем вышеперечисленным, людей поколения Z отличает максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Именно исходя из этих особенностей и имея определенный опыт в обучении «цифрового поколения», мы можем предположить, что традиционные методы не справляются в одиночку и им необходима помощь. К традиционным методам относятся:

  1. Грамматико-переводной метод.

Он вырос из способов преподавания латыни и греческого, и заключается в запоминания некоторого количества слов и знания грамматики. Процесс обучения состоит в том, что ученик последовательно изучает разные грамматические схемы и пополняет свой словарный запас. 

  1. Лексико-грамматический метод.

Этот метод направлен на обучение языку как системе, состоящей из 4-х основных компонентов – говорение (устная речь), аудирование (восприятие на слух), чтение, письмо.

  1. Коммуникативный метод.

На сегодняшний день это самый популярный метод изучения иностранных языков. Основная цель данного метода – научить человека взаимодействовать с другими людьми на изучаемом языке, что подразумевает все формы общения: речь, письмо (как чтение, так и навыки написания текстов), умение слушать и понимать сказанное собеседником. [3]

У каждого из традиционных методов имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Например, грамматико-переводной метод позволяет глубоко изучить структуру иностранного языка, но в то же время нередко формирует у обучающихся речевой барьер.

Однако практика показывает, что с современными обучающимися даже коммуникативный метод, признанный в качестве лучшего большинством исследователей и преподавателей-практиков, срабатывает далеко не всегда. Что же делать? Выход из данной ситуации видится только один – встраивание в привычную систему столь любимых нашими обучающимися «гаджетов», что я и стараюсь внедрять на своих занятиях. Вводить интернет-ресурсы можно на любом этапе занятия, в зависимости от поставленной цели и задач урока, но, поскольку в данной статье рассматривается именно обучение грамматике, на этом и заострим внимание.

Каждый обучающийся умеет пользоваться поисковыми системами Интернет, и это можно использовать при изучении такого грамматического пласта, как система времен. Времена в учебниках часто даются в сравнении: Present Simple и Present Progressive, Past Simple и Present Perfect и так далее, однако, когда эта система преподносится студентам в готовом виде, им становится скучно. Значит, необходимо создать условия для того, чтобы обучающиеся открывали новые знания сами. На занятии группу можно разделить на две команды, каждая из которых коллегиально рассматривает определенное время в свете ключевых аспектов, предложенных преподавателем. Активно идет работа с поисковыми системами Интернет. Далее выслушиваются мнения обеих команд по каждому пункту и создается единая сравнительная таблица. При этом обучающиеся действуют самостоятельно, преподаватель же лишь направляет процесс, отходя от привычной всем менторской роли.



Другой пример использования интернет-ресурсов – выполнение упражнений на закрепление материала и контрольных тестов. Здесь положительным моментом является быстрый результат и возможность работы в индивидуальном режиме, что очень ценится поколением Z, кроме того, выполняя упражнения и тесты онлайн, обучающийся может сразу же видеть свои ошибки и исправить их. Многие сайты оставляют возможность выполнить задания несколько раз в различных вариациях до получения удовлетворительного результата, и это повышает мотивацию и помогает созданию ситуации успеха, что повышает интерес к изучению даже такого трудного и, по мнению многих, скучного материала, как грамматика. Я активно использую такие сайты, как http://delightenglish.ru/, http://grammar-tei.com/uprazhneniya-po-teme-predlogi-v-anglijskom-yazyke/ , материалы сайта https://skyeng.ru/, на которые я подписана и т.д.



Так же для того, чтобы сделать учебный процесс более разнообразным и интересным, автором на занятиях внедряются игровые ресурсы -Kahoot, Learnis, Quiziz. Элементы игры позволяют обучающимся раскрепоститься, уйти от привычного ощущения урока как тоскливой обязанности и окунуться в увлекательное и живое общение на английском языке. Например, проверить теоретические знания можно с помощью викторины, созданной в системе Kahoot : https://create.kahoot.it/details/442b447e-2ac3-4859-a45b-61ba80b467f5 , а повторение пройденного материала организовать в процессе прохождения квеста в программе Learnis: https://www.learnis.ru/171702/

.

Однако говоря о положительных сторонах использования различных интернет-ресурсов, не следует совсем забывать о привычных классических методиках, упомянутых выше. Увлекшись кажущейся легкостью, мы рискуем утратить прочный фундамент знаний, который именно эти методики помогают сформировать. Приступая к обучению, и преподаватель, и обучающийся должны четко представлять себе конечную цель своей работы и выбирать методику в зависимости от этой цели. Если мы хотим предоставить ученику возможность осуществлять беседы на бытовые темы в условиях путешествия, нам, разумеется, достаточно дать ему знание элементарных грамматических конструкций и определенного набора слов. Но если мы ставим целью сформировать прочные знания, которые впоследствии смогут послужить обучающемуся основой для совершенствования в данном предмете, то использовать следует все имеющиеся на сегодняшний момент методики и технологии, использовать вдумчиво и гибко, принимая во внимание особенности учеников, требования рынка труда и общества в целом. И, по моему мнению, применение современных технических средств и активное использование ресурсов сети Интернет может оказать неоценимую помощь в выполнении этой сложной задачи.



Информационные источники:



  1. Strauss W., Howe N., “Generations” 1991. p. 14.

Штраусс У., Хоу Н., «Поколения» 1991. С. 14

  1. Шамис Е., Евгений Никонов, «Теория поколений. Необыкновенный Икс». Москва, 2017. С. 2

  2. Гошева А.Н. «Обзор традиционных и современных методик обучения иностранному языку» https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-traditsionnyh-i-sovremennyh-metodik-obucheniya-inostrannomu-yazyku, дата обращения 01.11.2022

  3. https://skyeng.ru/, дата обращения 28.10.2021

  4. http://delightenglish.ru/, дата обращения 26.10.2022

  5. http://grammar-tei.com/, дата обращения 01.11.2022

  6. https://create.kahoot.it/, дата обращения 01.11.2020

  7. https://www.learnis.ru/, дата обращения 01.11.2020


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!