Использование scrum на уроках математики
З.Ю.Владимирова, учитель математики,
МБОУ «Высокогорская СОШ № 1»,
Высокогорский район, РТ
Особенность ФГОС– деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образователҗной парадигме,которая в свою очередь сязана с принципиальными изменениями деятельности учителя,реализующего стандарт. Также изменяются и технологии обучения,внедрение информационно-коммуникационных технологий в ОУ,в том числе и по математике.В этих условиях традиционная школа .реализующая классическую модель,стала непродуктивной.Передо мной,как и перед моими коллегами ,возникла проблем-первратить традиционное обучение ,направленное на накопление знаний,умений и навыков , в процесс развития личности ребенка.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения Аgile-технологии и ее элементов позволяет устранить однообразие образовательной среды, монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся ,позволяя реализовать принципы здоровьесбережения.
В основе Аgile-технологии –проектная деятельность, в результате которой ученик планирует, формулирует, ищет, ставит цели, оформляет результаты. Гибкость данной технологии дает возможность адаптировать ее к разным учебным предметам.
Экспериментировать начала с учащимися 6 класса , но довольно быстро поняла, что им пока рано. С ними перешли на использование элементов Scrum.
С учащимися 11 класса взяли тему Показательная функция. Маршрутный лист составила сама, но в ходе процесса обсуждения вносила коррективы. В классе - 17 учеников. Работают они двумя группами – 3,4 человека. Им необходимо было изучить тему " Показательная функция " и подготовиться к контрольной работе.
В ходе этой темы я хотела выяснить возможности Скрама в изучении учебного материала , понять для себя суть технологии.
Сначала я разобрала с ребятами суть Agile и Scrum: где и когда они возникли, их принципы, основные понятия. Потом мы обсудили примерный план прохождения темы (маршрутный лист)
Здесь я совершила первую ошибку – не дала детям четко сформированные критерии прохождения темы . Одна группа сама определила, что значит выполненное задание, другая нет. И когда подошло время выполнения самостоятельной работы , стало ясно, что тема пройдена поверхностно.
Если бы задачей было провести учебный проект во внеурочное время, то этот опыт можно было бы считать полезным. Но в ходе учебных занятий таких провалов лучше избегать. Мне пришлось добавить целую неделю (еще один спринт) к теме, дать им четкие задачи, чтобы они выполнили итоговую работу.
Итак, первое и важное правило:
Маршрутный лист формирует учитель, выполняя роль владельца продукта. В него вносятся все учебные задачи - чтение учебника, просмотр видео, решение задач, выполнение практических работ и т.д.
Спринты
Первый спринт мы начали с совместного рассмотрения темы: прочитали параграф, составили конспект учебник,
прорешали задания.
Далее каждый спринт начинался с планирования. Дети отбирали учебные задачи на предстоящий спринт и пользовательские истории, которые они могут реализовать, используя отработанный материал.
Здесь возможен и другой вариант: дети могут выбрать задачи в предстоящем спринте, а под них определиться с материалом, который надо выучить и отработать.
Вторая пара уроков в спринте начиналась с 5-минутного совещания в группах - Daily Scrum, где обобщалась информация о проделанной работе дома и определялась работа на предстоящие уроки. Каждый ученик отвечал на 3 вопроса:
- Что я делал к этому уроку?
- Что я буду делать сегодня?
- Что мне мешает работать?
Мешать может все, что угодно: и непонятный момент в параграфе, не получилось решить задачу, плохое настроение сегодня, не успеваю работать в таком темпе и т.д. и т.п. Задача Скрам-мастера разрешить возникающие проблемы - это его главная задача.
улучшилось. Также проводилась рефлексия по поводу работы группы и каждого ученика в группе. Каждая группа отвечала на три вопроса:
- Что сделали?
- Как работала группа?
- Что мы можем сделать, чтобы работать лучше?
Роли
Как я уже писал, учитель выполняет роль Владельца продукта, т.к. он видит всю предстоящую работу целиком, понимает все предстоящие задачи. Учитель формирует маршрутный лист , состоящий из учебных задач и
Scrum-мастер. На первых порах, когда технология только внедряется, эту роль также играет и учитель. Но со временем, когда дети поймут и примут принципы Скрама, можно просто наблюдать со стороны,выделив в группе ученика, который "болеет" за группу, контактирует с учителем. Этот ученик великолепно справится с ролью Скрам-мастера, высвободив учителю время, которое можно потратить на анализ работы групп и отдельных учеников.
Итоги
Рассматривая возможности Scrum в образовании, я постепенно пришла к идее, что процесс обучения в этом случае можно рассматривать как проект. Ученики ставят себе цель завершить учебный год с определенными результатами. И начинают движение к ней, разбив путь на спринты - от 2 недель (по 4 урока в неделю) до 4 недель (1-2 урока в неделю).
В ходе первого спринта мы начали разбираться в сути Скрама.
Во втором спринте были созданы и заполнены таблицы; разобрали суть совещаний - для чего и как они проводятся.
Выводы у меня получились такие.
Первое, если вы только начинаете внедрять Scrum в учебный процесс, то на первую тему выделяйте на 1-2 спринта больше времени, чем это указано в программе. Причина понятна: детям необходимо будет кроме учебного материала еще и саму технологию Скрам осваивать, определяться с ролями в группе.
Второе, тему ребята все-таки освоили , несмотря на то, что им пришлось многое пересматривать из того, что они сначала себе напланировали. И это один из полученных уроков: долговременное планирование не имеет смысла, длинные планы, как правило, проваливаются.
Третий итог касается меня — учителя: стала более понятна сама методология Скрам, ее применение в учебном процессе.
И в-четвертых, будьте готовы к тому, что Скрам вскроет недостатки учебного процесса как со стороны детей, так и с вашей стороны как учителя. Прояснится ситуация с выполнением (точнее, невыполнением) домашнего задания, с работай в группе каждого ученика — кто-то рабочая лошадка, а кто-то просто выезжает за счет других. Выяснится вдруг, что вы их чему-то не научили, а думали, что все в порядке, и т.д. То есть надо готовиться принять все это и начать работать над исправлением.