СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование scrum на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения Аgile-технологии и ее элементов позволяет устранить однообразие образовательной среды, монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся ,позволяя реализовать принципы здоровьесбережения.

Просмотр содержимого документа
«Использование scrum на уроках математики»

Использование scrum на уроках математики

З.Ю.Владимирова, учитель математики,

МБОУ «Высокогорская СОШ № 1»,

Высокогорский район, РТ

Особенность ФГОС– деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образователҗной парадигме,которая в свою очередь сязана с принципиальными изменениями деятельности учителя,реализующего стандарт. Также изменяются и технологии обучения,внедрение информационно-коммуникационных технологий в ОУ,в том числе и по математике.В этих условиях традиционная школа .реализующая классическую модель,стала непродуктивной.Передо мной,как и перед моими коллегами ,возникла проблем-первратить традиционное обучение ,направленное на накопление знаний,умений и навыков , в процесс развития личности ребенка.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения Аgile-технологии и ее элементов позволяет устранить однообразие образовательной среды, монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся ,позволяя реализовать принципы здоровьесбережения.

В основе Аgile-технологии –проектная деятельность, в результате которой ученик планирует, формулирует, ищет, ставит цели, оформляет результаты. Гибкость данной технологии дает возможность адаптировать ее к разным учебным предметам.

Экспериментировать начала с учащимися 6 класса , но довольно быстро поняла, что им пока рано. С ними перешли на использование элементов Scrum.

С учащимися 11 класса взяли тему Показательная функция. Маршрутный лист составила сама, но в ходе процесса обсуждения вносила коррективы. В классе - 17 учеников. Работают они двумя группами – 3,4 человека. Им необходимо было изучить тему " Показательная функция " и подготовиться к контрольной работе.

В ходе этой темы я хотела выяснить возможности Скрама в изучении учебного материала , понять для себя суть технологии.

Сначала я разобрала с ребятами суть Agile и Scrum: где и когда они возникли, их принципы, основные понятия. Потом мы обсудили примерный план прохождения темы (маршрутный лист)


Здесь я совершила первую ошибку – не дала детям четко сформированные критерии прохождения темы . Одна группа сама определила, что значит выполненное задание, другая нет. И когда подошло время выполнения самостоятельной работы , стало ясно, что тема пройдена поверхностно. 

Если бы задачей было провести учебный проект во внеурочное время, то этот опыт можно было бы считать полезным. Но в ходе учебных занятий таких провалов лучше избегать. Мне пришлось добавить целую неделю (еще один спринт) к теме, дать им четкие задачи, чтобы они выполнили итоговую работу.

Итак, первое и важное правило:
Маршрутный лист формирует учитель, выполняя роль владельца продукта. В него вносятся все учебные задачи - чтение учебника, просмотр видео, решение задач, выполнение практических работ и т.д.

Спринты

Первый спринт мы начали с совместного рассмотрения темы: прочитали параграф, составили конспект учебник,

прорешали задания.

Далее каждый спринт начинался с планирования. Дети отбирали учебные задачи на предстоящий спринт и пользовательские истории, которые они могут реализовать, используя отработанный материал.

Здесь возможен и другой вариант: дети могут выбрать задачи в предстоящем спринте, а под них определиться с материалом, который надо выучить и отработать. 

Вторая пара уроков в спринте начиналась с 5-минутного совещания в группах - Daily Scrum, где обобщалась информация о проделанной работе дома и определялась работа на предстоящие уроки. Каждый ученик отвечал на 3 вопроса:
- Что я делал к этому уроку?
- Что я буду делать сегодня?
- Что мне мешает работать?
Мешать может все, что угодно: и непонятный момент в параграфе, не получилось решить задачу, плохое настроение сегодня, не успеваю работать в таком темпе и т.д. и т.п. Задача Скрам-мастера разрешить возникающие проблемы - это его главная задача.

улучшилось. Также проводилась рефлексия по поводу работы группы и каждого ученика в группе. Каждая группа отвечала на три вопроса:
- Что сделали?
- Как работала группа?
- Что мы можем сделать, чтобы работать лучше?



Роли

Как я уже писал, учитель выполняет роль Владельца продукта, т.к. он видит всю предстоящую работу целиком, понимает все предстоящие задачи. Учитель формирует маршрутный лист , состоящий из учебных задач и

Scrum-мастер. На первых порах, когда технология только внедряется, эту роль также играет и учитель. Но со временем, когда дети поймут и примут принципы Скрама, можно просто наблюдать со стороны,выделив в группе ученика, который "болеет" за группу, контактирует с учителем. Этот ученик великолепно справится с ролью Скрам-мастера, высвободив учителю время, которое можно потратить на анализ работы групп и отдельных учеников.

Итоги

Рассматривая возможности Scrum в образовании, я постепенно пришла к идее, что процесс обучения в этом случае можно рассматривать как проект. Ученики ставят себе цель завершить учебный год с определенными результатами. И начинают движение к ней, разбив путь на спринты - от 2 недель (по 4 урока в неделю) до 4 недель (1-2 урока в неделю).

В ходе первого спринта мы начали разбираться в сути Скрама.
Во втором спринте были созданы и заполнены таблицы; разобрали суть совещаний - для чего и как они проводятся.

Выводы у меня получились такие.

Первое, если вы только начинаете внедрять Scrum в учебный процесс, то на первую тему выделяйте на 1-2 спринта больше времени, чем это указано в программе. Причина понятна: детям необходимо будет кроме учебного материала еще и саму технологию Скрам осваивать, определяться с ролями в группе. 

Второе, тему ребята все-таки освоили , несмотря на то, что им пришлось многое пересматривать из того, что они сначала себе напланировали. И это один из полученных уроков: долговременное планирование не имеет смысла, длинные планы, как правило, проваливаются.

Третий итог касается меня — учителя: стала более понятна сама методология Скрам, ее применение в учебном процессе.

И в-четвертых, будьте готовы к тому, что Скрам вскроет недостатки учебного процесса как со стороны детей, так и с вашей стороны как учителя. Прояснится ситуация с выполнением (точнее, невыполнением) домашнего задания, с работай в группе каждого ученика — кто-то рабочая лошадка, а кто-то просто выезжает за счет других. Выяснится вдруг, что вы их чему-то не научили, а думали, что все в порядке, и т.д. То есть надо готовиться принять все это и начать работать над исправлением.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!