СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование школьных атласов в обучении географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании географических атласов в школьных курсах географии.

Просмотр содержимого документа
«Использование школьных атласов в обучении географии»




Использование школьных атласов

в обучении географии

Автор:

Лидия Петровна Малышева,

учитель географии

МКОУ СОШ №1 с.Дивное

Апанасенковского района

Ставропольского края


География имеет важное значение, как в образовательном процессе, так и в жизни человека. Необходимо отметить, что в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы. Географический атлас – систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги, альбома, комплекта листов в папке в одном или нескольких томах или в электронной форме.

Атласы используются в образовательных целях с давних пор и являются отличным способом изучения различных процессов, явлений и событий в привязке к географическому расположению. Несмотря на то, что мы живем в цифровом веке, где стремительными темпами происходит развитие техники и технологий, в образовательных учреждениях учебные пособия до сих пор остаются в том же бумажно-карандашном виде, что и  десятки лет назад.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Атласы наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение атласа – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.

Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома. Кроме школьных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклассной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Географический атлас «Мир и человек»). Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).

Лишь география как учебный предмет обеспечивает картографическую подготовку. Понимать, читать, знать карту - эти задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать.  Задача учителя - научить ученика пользоваться этим источником знания. Образовательное значение школьной географии заключается не только в том, что она даёт знания, но и содействует выработке умений и навыков (по ФГОС – УУД).

Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты. Поэтому карта должна быть на каждом уроке, во всех структурных звеньях процесса обучения.  Лишь с помощью карты можно обозревать земную поверхность в целом, любую территорию или регион, можно выявлять связи и зависимости между объектами, определять местоположение объектов, их соотношение с другими, форму, величину объектов, устанавливать закономерности пространственного распределения явления, динамику и развитие явлений, давать характеристику любых объектов и территорий. Научить все это делать и обязан учитель географии. 

Значение атласа в обучения переоценить сложно. В современной школе атласы должны быть нового поколения, не только по технике исполнения, но и по содержанию, соответствовать учебным программам. Издателям атласов надо, определять методическую цель их использования, уточнять у психологов способность восприятия учащимися данного возраста определенной информации и согласовывать с офтальмологами цветовую гамму и размеры географических объектов. Все это весьма важно для здоровья учащихся и максимальной восприимчивости информации.

Современные атласы содержат большое количество справочных данных: схем, рисунков, таблиц и других, то есть они перегружены и перестают соответствовать своему первоначальному определению «Атлас – это набор карт...». Значит, необходимо провести отбор дополнительной информации, помещаемой издателями в атлас, зачастую повторяя материал учебников.

  Четкость, выразительность и привлекательность являются важными свойствами всех школьных карт. Большое значение в этом отношении имеет фоновая раскраска, которая широко применяется для передачи качественных и количественных характеристик территорий и вместе с тем служит существенным оформительским фактором для усиления выразительности и привлекательности карты в целом.

Специфика школьных карт в первую очередь заключается в том, что они обязательно должны быть тщательно согласованы с программой курса географии, истории и других школьных дисциплин, в которых карты используются. Школьные карты, входящие в состав атласов  должны иметь минимальную необходимую нагрузку. Это обусловлено тем, что чрезмерное заполнение карт подробностями может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление на картах нужных объектов. И при этом, чем младше возраст учащихся, тем карта проще и обобщеннее по содержанию, меньше ее нагрузка.

  Наглядность — важнейшая особенность школьных карт, которая позволяет учащимся легко ассоциировать данные на этих картах обозначения с соответствующими объектами в натуре и получать о них образные представления. Здесь следует выделить изображения с повышенной наглядностью. Это обозначения, рисунок которых сохраняет масштабное подобие с соответствующим объектом натуры. К таким на картах относят изображения очертаний морей, озер, островов, контуров лесов, болот и других природных ареалов.

Наглядность многих из таких обозначений усиливается еще использованием фоновых и штриховых расцветок, ассоциируемых с природными (голубой цвет озер, синие линии рек и т. п.). С той же целью полезно помещение картинных (художественных) рисунков местности на самих картах, что непосредственно связывает их условный язык с соответствующими образами.

В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необ­ходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок, улучшение качества печати.

В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особен­ностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними. Это, прежде всего, относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографичес­кого изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного вос­приятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Зем­ли из космоса.

В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа. Именно так выделены све­дения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.

  Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных ат­ласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному ис­пользованию возможностей этих источников географических знаний. Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценку качества их содер­жания.

Карта в обучении географии выполняет еще очень важную задачу — она служит основным критерием географичности изучаемых явлений. Школьные карты в учебной литературе отражают природную и социально-экономическую тематику. Они дают возможность наглядно показать рельеф, природные зоны, климат, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов культуры и т. д.

  Карта является самым доступным средством активизации обучения учащихся, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету географии. По карте могут решаться различные творческие задачи, связанные с перспективами освоения природных ресурсов в различных районах страны, промышленного и транспортного строительства. По карте можно вычислять объемы, площади территории, длины рек, дорог и др. Целевая установка школьных карт состоит в том, чтобы в обученной географии служить важнейшим специфическим средством для последовательного (от класса к классу) овладения познанием закономерностей размещения и связей явлений природной среды и хозяйственной деятельности общества.

Выделяют три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту.

 Понимать карту — это значит усвоить основные свойства карты (и других картографических произведений), особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования. Для грамотного применения таких источников информации, какими являются современные карты следует, прежде всего достаточно хорошо их понимать, иметь для этого определенный запас специальных картографических знаний и умений, пользоваться полученными знаниями. Работа по усвоению таких знаний и умений начинается еще в начальной школе и затем продолжается на всем протяжении обучения географии.

  Читать карту — значит уметь выяснять географическую действительность по ее картографическому изображению, иначе говоря, уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Чтение карты — это умение, которое приобретается в результате упражнений. Глубина чтения карты может быть различной в зависимости от подготовленности учащихся и особенностей самой карты.

 Знать карту – это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Обучение знанию карты обычно называют изучением географической номенклатуры. При любом использовании нужно прежде всего понимать карту, ее язык и возможности. Отсюда вытекает особая специфическая значимость в школьной географии картографических знаний и умений.

Несомненно методы и способы обучения в школах переживают множество реформ, ежегодно разработчиками выпускается на рынок все больше информационных приспособлений для оптимизации образования, для облегчения восприятия информации детьми, но ученикам бывает сложно перейти от одного нововведения к другому и перед преподавателями стоит сложные задачи – донести необходимую информацию и в тоже время привить любовь к тому или иному предмету. Необходимо отметить важность школьного географического атласа, с которыми впервые сталкиваются в пятом классе, в том возрасте, когда очень важным остается интерес ребенка в изучении новой науки.

Атлас это не просто бумажное издание  в котором сосредоточенны проекции тех или иных объектов и явлений, он содержит систему карт, тесно увязанных между собой и друг друга дополняющих, поэтому в процессе обучения, школьники не просто изучают карты, они прослеживают зависимость и взаимосвязь многих природных, а также техногенных процессов на протяжении всего школьного курса.

В чем же заключаются основные преимущества школьного атласа?

Во-первых – это наглядность, как мы знаем, самая долгая память у человека, это зрительная, для детей только начинающих курс географии очень важно видеть то, что им пока неизвестно, чтобы в дальнейшем сохранились общие представления мира.

Не менее важным показателем является масштаб. Зайдя в интернет и запросив изображения каких-либо континентов, иной раз может сложиться ложное представление о соразмерности таковых, так как мало кто обращает внимание на масштаб представленной карты (особенно ученики). В атласах все проекции континентов представлены в одном масштабе и тем самым дается истинное представление о размерах, расположении материков и других объектов земного шара.

Важно отметить, что в картах соблюдается баланс между количеством аналитических, комплексных и синтетических карт.

Во всех школьных атласах используется единая система знаков и символов обозначений. Ученик, знающий условные обозначения, может читать карту не пользуясь легендой. И эти знания очень важно сохранить в дальнейшем. Так как, несмотря на достижения науки и техники, люди по – прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации, особенно это важно для людей, посвятивших свою жизнь путешествиям.

Также существенным показателем, является – единый стиль дизайна. Если рассматривать данный аргумент, на примере физической карты мира, можно отметить, что благодаря единой закономерности расцветки, с начального курса географии ребенок знает, каким цветом изображены океаны, материки и вследствие чего происходит затемнение или осветление палитры карт.

Именно традиционные атласы помогают точно раскрыть информацию, объяснить и «показать» доступным способом, что такое география. Ведь, как говорил Н.Н. Баранский – «Без географии мы нигде». Только знание карты дает общее представление о мире и наше положение в нем.

Многообразие компьютерных программ, позволяет учителю географии использовать компьютер как средство обучения на всех этапах урока: при проверке знаний учащихся, при изучении нового материала, его обобщении и закреплении.

В преподавании географии можно использовать компьютерную обучающую программу «Атлас». Данная программа может быть с успехом применена на уроках географии при изучении политической карты мира, при знакомстве с материками и странами, при проведении внеклассных мероприятий по географии.

Человека, неспособного читать географическую карту, сегодня нельзя в полной мере назвать образованным. Поэтому важнейшей частью географического образования является обучение школьников работе с картой. Современные атласы и карты должны решать целый ряд задач: формировать у школьников интерес к географии, обеспечивать их качественной картографической информацией, способствовать пониманию пространственно-временных параметров и ориентации в них, развитию творческого мышления и воображения.

В учебном процессе атлас выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии.

2. Главная функция атласов — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности.

3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их.

4. Атлас в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с атласами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью

Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл. Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе. 

Географические карты – незаменимое по своей наглядности и лаконичности средство для хранения, передачи и получения новой информации о нашей планете и её отдельных частях – суше и океанах, об их географических условиях и естественных богатствах, о населении, экономике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!