ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Ежедневная работа учителя-логопеда над развитием речевого аппарата ребенка включает обязательные моменты:
подготовка речевого аппарата;
развитие фонематического слуха;
уточнение и постепенное коррегирование артикуляции звуков;
снятие страха перед произнесением трудных и громоздких слов;
включение в работу всех отделов речевого аппарата;
проведение специальной дыхательной гимнастики;
развитие речедвигательных мышц для произнесения трудных звуковых структур (дзур, сшиб, др, дв и др.);
обеспечение благоприятного эмоционального настроя.
Работая с группой, особенностью в подготовке речевого аппарата является одновременное включение в процесс говорения всех участников группы в течение двух-трех минут от начала на каждом занятие.
Логопед должен показать образец говорения, вычленить нужный звук в скороговорке, выделить его интонационно, заинтересовать красотой и скоростью говорения. Точные и выразительные жесты должны помочь почувствовать ритм и темп говорения (например, длительно произносимому звуку соответствует длительное движение руки).
Систематическая работа над развитием речевого аппарата способствует увеличению скорости говорения детей. Ребенок, приготовивший к работе речевой аппарат, говорит уверенно, не боится сложных для произношения звукосочетаний, слов, предложений.
Все занятия проводятся в игровой форме. На начальном этапе работы логопеда незаменимым материалом являются скороговорки, считалки, чистоговорки. Скороговорка – это и интеллектуальная и артикуляционная игра, правила которой требуют точного воспроизведения слов. Ребенок
скороговорку повторяет со слуха, поэтому ее сначала заучивают (произнеси несколько раз вслух, затем про себя), а только потом быстро произносят вслух. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов, причем она не повторяется, в этом секрет звучания множества скороговорок. Каждая из скороговорок решает задачи – языковую, артикуляционную, смысловую, - предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, ритм, свою мелодию.
Скороговорка – это любимая игра детьми в словотворчество. Чтобы запомнить место слова в скороговорке и его правильное произношение, следует помнить об удивительном свойстве русского языка: одними и теми же звуками передавать разный смысл. Даже совсем простенькая скороговорка « Пошла Поля полоть поле» задает ребенку сложную умственную задачу.
Скороговорки строго соответствуют законам языка. Ритм скороговорки создается благодаря четкому чередованию ударных и безударных слогов. Подбор слов – односложных, двухсложных, многосложных – то убыстряет, то замедляет движение ритма.
На своих занятиях я использую определенные этапы работы со скороговорками.
Для начала следует проговорить текст скороговорки медленно по слогам несколько раз. Это позволит выучить текст и произносить его правильно, выговаривая все звуки.
Затем прорабатываем артикуляцию беззвучно, но при этом необходимо четко артикулировать каждый слог.
Отработав движения губ, произносим текст шепотом. Не шипя, а шепотом! Звуки, которые мы произносим должны быть тихими, но четкими.
На следующем этапе проговариваем ее вслух, но не очень быстро.
После того, когда текст выучен и проработан, можно произносить его с разной интонацией, в разных стилях (как стихотворение - плавно и выразительно; потом продемонстрировать скорость речи; затем спеть фразу).
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Например:
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [зь]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [л]: Дятел сидел на ѐлке и долбил щѐлки.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
Для звуков [с], [сь]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. Для звука [т]: Толком толковать, да без толку распереталковывать.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [ч]: Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ]: Щѐткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В процессе систематической работы по развитию речевого аппарата ребенок научается слушать и слышать слово, интонационно выделять нужный звук в слове, уверенно говорить, кроме того происходит интеллектуальное развитие, ребенок приобщается к искусству говорения, соблюдая законы языка.