СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование скороговорок для тренировки и развития речевого аппарата на логопедических занятиях

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование скороговорок для тренировки и развития речевого аппарата на логопедических занятиях»







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Ежедневная работа учителя-логопеда над развитием речевого аппарата ребенка включает обязательные моменты:

  • подготовка речевого аппарата;

  • развитие фонематического слуха;

  • уточнение и постепенное коррегирование артикуляции звуков;

  • снятие страха перед произнесением трудных и громоздких слов;

  • включение в работу всех отделов речевого аппарата;

  • проведение специальной дыхательной гимнастики;

  • развитие речедвигательных мышц для произнесения трудных звуковых структур (дзур, сшиб, др, дв и др.);

  • обеспечение благоприятного эмоционального настроя.

Работая с группой, особенностью в подготовке речевого аппарата является одновременное включение в процесс говорения всех участников группы в течение двух-трех минут от начала на каждом занятие.

Логопед должен показать образец говорения, вычленить нужный звук в скороговорке, выделить его интонационно, заинтересовать красотой и скоростью говорения. Точные и выразительные жесты должны помочь почувствовать ритм и темп говорения (например, длительно произносимому звуку соответствует длительное движение руки).

Систематическая работа над развитием речевого аппарата способствует увеличению скорости говорения детей. Ребенок, приготовивший к работе речевой аппарат, говорит уверенно, не боится сложных для произношения звукосочетаний, слов, предложений.

Все занятия проводятся в игровой форме. На начальном этапе работы логопеда незаменимым материалом являются скороговорки, считалки, чистоговорки. Скороговорка – это и интеллектуальная и артикуляционная игра, правила которой требуют точного воспроизведения слов. Ребенок

скороговорку повторяет со слуха, поэтому ее сначала заучивают (произнеси несколько раз вслух, затем про себя), а только потом быстро произносят вслух. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов, причем она не повторяется, в этом секрет звучания множества скороговорок. Каждая из скороговорок решает задачи – языковую, артикуляционную, смысловую, - предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, ритм, свою мелодию.

Скороговорка – это любимая игра детьми в словотворчество. Чтобы запомнить место слова в скороговорке и его правильное произношение, следует помнить об удивительном свойстве русского языка: одними и теми же звуками передавать разный смысл. Даже совсем простенькая скороговорка « Пошла Поля полоть поле» задает ребенку сложную умственную задачу.

Скороговорки строго соответствуют законам языка. Ритм скороговорки создается благодаря четкому чередованию ударных и безударных слогов. Подбор слов – односложных, двухсложных, многосложных – то убыстряет, то замедляет движение ритма.

На своих занятиях я использую определенные этапы работы со скороговорками.

  1. Для начала следует проговорить текст скороговорки медленно по слогам несколько раз. Это позволит выучить текст и произносить его правильно, выговаривая все звуки.

  2. Затем прорабатываем артикуляцию беззвучно, но при этом необходимо четко артикулировать каждый слог.

  3. Отработав движения губ, произносим текст шепотом. Не шипя, а шепотом! Звуки, которые мы произносим должны быть тихими, но четкими.

  4. На следующем этапе проговариваем ее вслух, но не очень быстро.

  5. После того, когда текст выучен и проработан, можно произносить его с разной интонацией, в разных стилях (как стихотворение - плавно и выразительно; потом продемонстрировать скорость речи; затем спеть фразу).

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [зь]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ѐлке и долбил щѐлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

Для звуков [с], [сь]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. Для звука [т]: Толком толковать, да без толку распереталковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щѐткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе систематической работы по развитию речевого аппарата ребенок научается слушать и слышать слово, интонационно выделять нужный звук в слове, уверенно говорить, кроме того происходит интеллектуальное развитие, ребенок приобщается к искусству говорения, соблюдая законы языка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!