Просмотр содержимого документа
«Использование сложившегося лингвистического опыта первого иностранного языка при изучении второго иностранного языка в основной школе»
Использование сложившегося лингвистического опыта первого иностранного языка при изучении второго иностранного языка в основной школе
Емельянова Наталия Ивановна
МБОУ Видновская СОШ № 5 с УИОП, г. Видное, Московская область
Преемственность при изучении иностранного языка в начальной, основной и средней школе обеспечивается посредством учета внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
В начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения. Кроме того, у них формируется элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Основными принципами и подходами в обучении младших школьников являются:
мотивирующий потенциал урока, доступность и посильность учебного материала, игровые приемы, развивающие обучение,
устное опережение и систематическое повторение пройденного материала,
мультисенсорный подход, смена деятельности, разнообразные формы работы.
К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового (А2) уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности, который дает им возможность продолжить языковое образование на старшей ступени в полной средней школе на продвинутом или базовом уровнях. В основной школе акцент преподавания смещается в сторону:
сбалансированности обучения разным видам речевой деятельности,
когнитивности и осмысленности обучения, деятельностного подхода,
овладения разнообразными формами работы и интерактивными технологиями,
освоения учебно-исследовательской, проектной, эвристической деятельностью,
приобретения опыта интеллектуальных иноязычных усилий на уровне понимания, применения, анализа и синтеза.
Введение второго иностранного языка в основной школе позволяет учесть сложившийся лингвистический опыт обучаемых и путем трансференции и контрастивного подхода достичь высоких результатов обучения, сопоставимых с уровнем обученности английскому языку как первому иностранному.
В средней школе осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных иноязычных умений во всех видах речевой деятельности (в том числе и в билингвальных видах речевой деятельности) на профильном уровне. Особенностями обучения старших школьников являются:
увеличение самостоятельности, самоконтроля и самокорректировки в освоении иностранного языка,
развитие продуктивных речевых умений в письме и говорении, умение решать релевантные коммуникативные задачи доступными языковыми средствами,
развитие компенсаторных языковых умений, овладение разнообразными форматами тестирования и экзаменационных процедур.
Лингвистически одаренные школьники осваивают второй иностранный язык на сопоставимо высоком уровне и участвуют в сдаче ЕГЭ.