СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

Комитет образования и науки Курской области

МКОУ «Гламаздинская средняя общеобразовательная школа»

Курской области









Доклад

по теме


Использование

современных

образовательных технологий

в учебном процессе






Подготовила: Залётова Нина Александровна,

учитель иностранного языка















С. Гламаздино – 2022 год

Одной из главных задач  в школьном образовании является повышение педагогического мастерства учителя. Учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий, построение учебного процесса на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника и являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды.

Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Наиболее эффективными технологиями преподавания иностранного языка являются:

- технология проблемного обучения,

- технология развития критического мышления,

- технология коммуникативного обучения,

- ИКТ- технологии,

- технология тестирования,

- игровые технологии.

Проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Проблемное обучение является развивающим, ибо его цель – формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.

Технология развития критического мышления. Вот одно из ее применений: на нескольких примерах словообразования педагог показывает учащимся, как из одной части речи образуется другая, и предлагает ученикам, опираясь на образец, составить пары слов с последующим их переводом. Также, работая над текстом с известным содержанием, учитель предлагает ученикам догадаться о переводе неизвестных слов без использования словаря. Подобная технология использования навыков критического мышления помогает не только избежать рутинного запоминания новых слов, но и более детально разобраться в грамматических и лексических явлениях в иностранном языке.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

 

Технология коммуникативного обучения – это обучение на основе общения, когда процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Она позволяет учащимся овладеть иностранным языком на уровне уверенного пользователя в иноязычной среде. Учебный процесс строится на основе коллективного взаимодействия ученика с учителем, а также учеников друг с другом.

На уроках с применением технологии коммуникативного обучения я использую различные формы работы, такие, как парная, групповая, проектная. Обучение  в  сотрудничестве помогает  не  только  развить  коммуникативные  навыки  на  уроках  иностранного  языка,  но  и  вовлечь  в  процесс  обучения  всех  учащихся  как  отстающих,  так  и  успевающих,  что  является  важным  аспектом  для  любого  урока.  Работа в малых группах  дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества. К сожалению, групповую работу я не могу применить на уроках, т.к. наша школа – малокомплектная. Проектная работа способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов  раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Метод проектов учит вести исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблемы. 

Этот метод  может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника.

Например, при изучении темы «Школа» общей задачей стало создание проекта школы, в которой ребятам хотелось бы учиться.  При обсуждении были выделены такие направления работы: 1) создание проекта здания школы, дизайна его; 2) описание рабочего дня школы (в классе 2 ученика).

Не менее значимым в работе с применением технологии коммуникативного обучения на уроках иностранного языка считаю использование монологов с заданиями следующего типа:

-согласиться с утверждением или опровергнуть его;

-дать развернутые комментарии к ситуации;

-доказать собственную точку зрения на проблему и т.д.

Например, по теме «Die Jahreszeiten» ученик должен доказать, что сейчас зима, а не осень, дать развернутый ответ.

Чтобы ученик уверенно заговорил на иностранном языке, необходимо пробудить в нем интерес, мотивировать его к этому виду деятельности. Обучение навыкам речи начинается с готового образца, рассматриваемого в качестве эталона или варианта для построения подобных ему высказываний. Здесь при работе с диалогами и монологами я применяю следующий алгоритм:

-прослушиваем (читаем) диалог(монолог);

-повторяем;

-разбираем особенности;

-заучиваем полностью или фрагментарно;

-учимся изменять элементы эталонного образца;

-составляем собственный диалог (монолог) на основе эталона.

Пример работы с диалогом «Auf der Straße» («На улице») по алгоритму (для 5класса):

1. Прочтите (прослушайте) диалог.

2. Повторите за диктором (учителем).

3. а) как бы вы назвали диалог;

б) как вы думаете, кто действующие лица;

в) о чем говорят действующие лица.

4. Разыгрываем диалог в парах с минимальной опорой на текст (предварительная подготовка – 3-4 минуты).

5. Учащимся предлагается поменять достопримечательность и название города).

6. В качестве домашнего задания предлагается составить собственный диалог на основе эталонного.

21 век – век информационных технологий, который обусловил необходимость формирования особой информационной культуры личности. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Использование IT способствует реализации личностно - ориентированного подхода в обучении. Изучение немецкого языка с помощью компьютерных программ вызывает большой интерес у учащихся. Современный учитель должен обладать навыками использования IT в профессиональном контексте. Им должны быть созданы условия для практического владения языком. В его арсенале должны присутствовать методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё умение. Почти на каждом уроке я использую ноутбук в аудировании, при введении новой лексики, закреплении ее, при играх и проведении физкультминутки. Использование компьютерных программ способствует расширению словарного запаса, учит понимать речь на слух.

При организации работы с классом применяю созданные уроки и презентации, которые дают возможность каждому ученику принять участие в процессе обучения.

Использование презентаций на уроках даёт возможность анимации. В презентацию можно добавить фотографии, таблицы. Данный приём способствует тому, что учащиеся без труда усваивают новый материал.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: будь то страноведческий или информационный материал.

На уроках иностранного языка с помощью Интернета я решаю целый ряд дидактических задач: формирую навыки и умения чтения, знакомлю с известными людьми Германии и Франции, используя материалы глобальной сети; пополняется словарный запас учащихся; формируется мотивация к изучению немецкого и французского языков. Кроме того, моя работа направлена на изучение возможностей Интернет технологий для расширения кругозора школьников.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.

Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

Например:

- песни на уроке - дети слышат носителей языка, стараются подражать, причем самостоятельно без принуждения;

- интерактивные игры - многообразие действий: найди пару - слушают, повторяют, читают, развивают память, соревнуются, развивают логику, фантазируют, общаются на языке, проигрывают ситуации;

- просмотр видео - полное погружение в ситуацию, в языковую среду, построение догадки… и многое другое.

В настоящее время существует много интересных компьютерных обучающих программ. Компьютерные технологии, несомненно, помогают жить в современном мире в ногу со временем. При этом трудно переоценить их значение в процессе информатизации системы образования, в частности, при изучении иностранных языков. Это и электронные учебники, где изложение материала (визуализация в картинках, таблицах, клипах, музыкальных фрагментах) помимо текстового материала, дает возможность представить учащимся не кусочек какой-то темы, а интерактивный урок, это и электронные словари.

Для учителя иностранного языка в электронных носителях огромный объем страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать свой собственный уровень владения языком.

Учителя при этом получают прекрасную возможность дистанционно (либо в классе) оценивать и обсуждать результаты детей, развивать навыки письменной и устной речи учащихся.

Мы в настоящее время уже не можем себе представить дистанционное обучение без информационных технологий, также, как и не можем представить свою жизнь без компьютера.

Применение компьютерных технологий в обучении приносит удовольствие от преподавания, радость от результатов своего труда и, что немаловажно, доставляет учащимся наслаждение от процесса обучения.

Технология тестирования используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.

Игровая технология. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяет учитель, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком. Например, во 2 классе использую ролевую игру «Знакомство»:

-         Guten Tag!

-         Ich heiße Hanna. Und wie heißt du?

- Sehr angenehm! Wie alt bist du?

-         Ich bin 7 Jahre alt. Woher kommst du?

-         Ich komme aus Moskau. Auf Wiedersehen!


-         Tag! Wie heißt du?

-         Ich heiße Anna.

-         Ich bin 8 Jahre alt. Und wie alt bist du?

-         Ich komme aus Berlin. Und du?

-         Tschüs, Anna.


Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.  

      Лучше всего интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.  


Вывод:

Таким образом, использование всех вышеназванных технологий в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, оно способствует модернизации общего образования, формированию функциональной грамотности учащихся, позволяет осуществить системно-деятельностный подход в обучении и успешно формировать учебно-познавательную, общекультурную и информационную компетенции учащихся.

Комплексное использование современных образовательных технологий в учебном процессе стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции школьников.








5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!