СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). Особенности личности: теория и практика».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы все активнее поднимают проблемы формирования личности безопасного типа поведения. В числе слагаемых эффективности столь сложной и многогранной работы – изучение психофизиологических особенностей учащихся и их учет в процессе педагогической деятельности. Научные основы практического решения этих проблем известны преподавателям-организаторам ОБЖ, но каждому из них приходится самостоятельно искать пути реализации теоретических положений психологии в педагогической практике.

Просмотр содержимого документа
««Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). Особенности личности: теория и практика».»

«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). Особенности личности: теория и практика».


В последние годы все активнее поднимают проблемы формирования личности безопасного типа поведения. В числе слагаемых эффективности столь сложной и многогранной работы – изучение психофизиологических особенностей учащихся и их учет в процессе педагогической деятельности. Научные основы практического решения этих проблем известны преподавателям-организаторам ОБЖ, но каждому из них приходится самостоятельно искать пути реализации теоретических положений психологии в педагогической практике. И результаты этих поисков бывают различны.

Эффективность обучения – учет особенностей нервной системы учащихся. Из всех психофизиологических особенностей личности более всего на поведение и усвоение учебного

материала влияют тип нервной системы и соответственно темперамент. Российский физиолог, академик И.П.Павлов выделил четыре типа нервной системы (высшей нервной деятельности), связав их с античной классификацией темпераментов Гиппократа:

- сильный неуравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту холерика;

- сильный, уравновешенный, подвижный темперамент – сангвиника;

- сильный, малоподвижный, инертный темперамент – флегматика;

- слабый темперамент – меланхолика.

Как известно, динамические особенности психической деятельности (темп, ритм интенсивность психических процессов и состояний) и темперамент человек имеет от рождения, изменить их невозможно, однако каждому под силу осознать свои индивидуальные особенности. Очень важно добиться, чтобы ни у одного школьника не возникло ощущение собственной неполноценности, напротив, нужно убедить их: нет «ущербных» темпераментов. У каждого типа нервной системы есть свои плюсы и минусы. Надо их знать и учитывать при обеспечении безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. На что учителю полезно обращать внимание школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Приведу пример учета особенностей темпераментов учащихся при изучении в рамках ОБЖ ситуационных задач, требующих немедленного решения. Конечно же, нужно изучать стандартные правила безопасного поведения в различных ЧС и вырабатывать навыки уверенных ответов, однако этого недостаточно. То, что за партами с такими задачами справятся все, вовсе не означает, что учащиеся смогут избежать опасностей в повседневной жизни и уверенно действовать в реальных ЧС. Как одни и те же педагогические воздействия на людей с разными индивидуальными особенностями могут привести к противоположным результатам, так и стереотип действий в ЧС оптимальный для одного человека может оказаться нерациональным для другого. Нужны поправки на индивидуальные психологические особенности.

Чтобы в минуты опасности школьники с максимальной эффективностью использовали свои знания на практике, наряду со стандартными правилами учитель может раскрыть способы действий, соответствующие их темпераментам. Торопливому, стремительному холерику, рискующему поспешными, необдуманными поступками усугубить свое положение, очень важно твердо запомнить: не опережай мысль действием, сначала оцени обстановку, прими адекватное ей решение, а уж затем начинай действовать. Для уравновешенного сангвиника, умеющего находить выходы из трудных положений, главное – представления об общей логике действий в ЧС, а скорректировать их порядок в соответствии с особенностями конкретной обстановки он может лучше других. А флегматику и тем более меланхолику, напротив, лучше всего заранее накрепко усвоить порядок действий. Чтобы не пострадать от природной медлительности, им нужно, не теряя времени на затяжные раздумья, уверенно действовать по заранее заученной схеме и тем самым компенсировать особенности своих темпераментов.

Так как в подавляющем большинстве ЧС человек действует не в одиночку, а в группе, немаловажно научить школьников учитывать личностные психологические особенности при взаимодействии с другими людьми. Присущая сангвиникам трезвость мысли позволяет быстро принимать верные решения в сложных ситуациях. Холерик лучше других выполнит разнообразные нестандартные, быстрые действия, которые трудны и в критических ситуациях могут быть непосильны для медлительных флегматиков. Но зато неторопливый, основательный флегматик меньше других подвержен панике, его спокойствие может оказывать стабилизирующее влияние на настроение окружающих при сильном стрессе. Меланхоликам, склонным к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, в ЧС противопоказаны первые роли. Для них рациональная линия поведения – ориентироваться на сангвиников с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы и следовать их примеру.

Мышление и проектно-исследовательская деятельность. При выборе методов обучения нужна и объективная оценка коллектива учащихся в целом – доминирующего

темперамента в классе, микрогруппе, особенностей взаимоотношений, формальных, неформальных лидеров и т.д. Конечно же, учет специфики коллектива не умоляет значимости индивидуального подхода к воспитанию и обучению, требующего учитывать не только

темперамент, но и другие личностные особенности. Тема учета педагогом мышления учащихся многогранна. Выделю лишь один из ее аспектов.

Какие возможности дает педагогу один урок ОБЖ в неделю? Он в среднем может уделить 2-3 минуты внимание каждому ученику. В этих условиях важным резервом роста эффективности обучения ОБЖ и формирования личности безопасно типа поведения становится вовлечения школьников в проектно-исследовательскую деятельность. Поэтому необходимо

ввести обязательное условие: в каждом году обучения учащийся должен защитить реферат. Темы разнообразны, связаны с местными условиями жизни в городе, регионе, учитывают возрастные особенности учащихся. К примеру, 5 класс – «Как уговорить друга отказаться от курения», 6 класс – «Лекарственные растения Томкой области», 7 класс – «Возможные последствия урагана для города Томска», 8 класс – «Экологические проблемы города Томска», 9 класс – «Травмы и травматизм в школе», 10-11 класс – «Молодые ветераны среди нас». Таким образом, ученик за годы учебы в школе помимо поурочного изучения ОБЖ более глубоко усваивает 5-7 тем, важных для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Чтобы проектно-исследовательская работа стала для учащихся не казенно-формальной «обязаловкой», а интересным увлекательным делом и принесла им максимум пользы, при выборе задания полезно исходить из их индивидуальных особенностей. Так как переработка информации человеком осуществляется в процессе мышления, следует учитывать вид мышления учащихся. Ученик с ярко выраженным словесно-логическим мышлением вероятнее всего заинтересуется темой, требующей вдумчивой аналитической работы. А школьнику, обладающему наглядно-образным мышлением, кропотливая аналитика будет не интересна, скучна и даже тягостна, обременительна. Привлечь его на маршрут исследовательского познания способны «маяки» ярких, эмоционально окрашенных образов. Такие школьники могут почувствовать себя первооткрывателями, собирая факты из повседневной жизни своих сверстников, школы, населенного пункта, региона. При этом им предпочтительнее систематизировать и представить результаты своего исследовательского поиска не таблицами цифр, графиками, а в форме эмоциональных описаний, фотографий, рисунков, плаката или красочной стенгазеты на темы безопасной жизнедеятельности, что, к слову, принесет бесспорную пользу не только юному исследователю, но и его одноклассникам. Школьникам же с практически-действенным мышлением можно давать задания, сочетающие аналитические и художественные элементы. Учитель помогает учащимся определить путь научного мышления, заставляет учеников следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. Роль учителя может быть и минимальной – он предоставляет школьникам возможность самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не занимает пассивной позиции, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени. При определении характера проектно-исследовательских заданий наряду с особенностями мышления школьника нужно также учесть его увлечения и темперамент. Например, неторопливость и основательность флегматиков предопределяет увлечение некоторых из них коллекционированием или моделированием. Эти склонности учащихся можно использовать на пользу делу, предложить им представить результаты исследовательского поиска в виде гербария лечебных трав или же макета, с помощью которого можно наглядно рассмотреть какую-либо проблему безопасной жизнедеятельности. Такой гербарий или макет на уроках ОБЖ может стать полезным наглядным пособием для всего класса.

Потенциалом не только учебных, но и воспитательных возможностей обладает коллективное выполнение проектно-исследовательских заданий микрогруппами, в которых школьники распределяют между собой обязанности сообразно своим индивидуальным наклонностям и психологическим особенностям.

Воспитание и оценка. Тип нервной системы и темперамент, неизменные на протяжении жизни, тесно связаны и накладывают отпечаток на внешнюю форму проявления других сторон личности, подверженных изменениям.

Преподаватель-организатор ОБЖ – не «урокодатель», а прежде всего воспитатель, играющий важную роль в формировании личностных качеств обучаемых. Поэтому ему нужна

своя, разработанная с учетом содержания и специфики преподаваемого учебного предмета программа воспитания – целенаправленная система мероприятий, нацеленная на формирование личности безопасного типа поведения, подготовку школьников к военной службе, пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек и т.д. Причем такая система должна быть рассчитана не на один учебный год, а на все время обучения детей и подростков в школе, чтобы на четкой, программной основе из года в год целенаправленно и последовательно формировать и развивать личностные качества школьников.

Эта воспитательная программа должна обеспечивать единство воспитания и обучения, быть тесно взаимосвязанной с разрабатываемой преподавателем-организатором ОБЖ качественной рабочей программой. Чтобы каждый урок и внеурочное мероприятие стали для школьников решением важных и интересных актуальных проблем, касающихся их личных интересов. При формировании рабочей программы я стараюсь пропустить требования стандарта образования к курсу ОБЖ сквозь призму особенностей жизни школы, района, города, региона и потенциальных опасностей, с которыми могут столкнуться мои ученики и в школьные годы, и в дальнейшей взрослой жизни. Для этого преподавателю-организатору, на мой взгляд, необходимо проанализировать условия, в которых находится школа, живут учащиеся. Провести тщательную рекогносцировку, определить в районе расположения школы и проживания учащихся не только потенциально опасные природные, промышленные, транспортные объекты, но и другие источники угроз, вплоть до того, с крыши какого дома на пути школьников и в какое время может упасть сосулька. И отразить их в содержании воспитания и обучения.

Получить достоверную и поучительную информацию по вопросам, изучаемым в рамках курса ОБЖ, помогают тесные контакты с лечебно-профилактическими учреждениями, органами внутренних дел, военкоматом, другими государственными и общественными структурами. Для того чтобы эффективно строить воспитание и обучение, преподавателю-организатору ОБЖ нужна местная статистика несчастных случаев, травматизма, дорожно-транспортных происшествий и заболеваемости детей. Наряду с отражением специфики местных условий в содержании уроков и внеурочных мероприятий это помогает нацеливать проектно-исследовательскую деятельность школьников на изучение и осмысление злободневных местных проблем обеспечения безопасности повседневной жизнедеятельности.

Еще один принципиально важный аспект – критерии оценки. Как преподаватель-организатор ОБЖ должен оценивать школьника: только по ЗУНам (знания-умения-навыки) или, может быть, еще и по результатам их использования в повседневной жизни – выполнению изученных норм и правил безопасности? Последнее мне представляется более логичным и правильным, так как наша главная задача – воспитать личность безопасного типа поведения.

Я оцениваю учащихся не только по ЗУНам, но и по их поведению в школе и за её пределами. Каждый ученик знает: если он нарушил правила безопасности, на следующем же уроке ОБЖ оценка ему будет снижена. Такой подход побуждает школьников не просто усваивать учебный материал, а вдумчиво и активно использовать полученные знания ОБЖ в повседневной жизни, принимать решения и оценивать свои поступки в соответствии с нормами безопасной жизнедеятельности.

В заключении замечу: бесполезно надеяться на положительные результат, ели курс ОБЖ поручают вести учителям-предметникам других профилей. Еще хуже, если в этой области работают случайные люди. Преподаватель-организатор ОБЖ играет значительную роль в обеспечении безопасности школьников и формировании личности безопасного типа поведения. Это ко многому обязывает. Он должен быть профессионалом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!