Я, учитель немецкого языка, представляю вашему вниманию выступление на тему «Применение современных образовательных технологий на уроках немецкого языка».
Начать свое выступление я хотела бы словами известного немецкого педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и игровых приемов; применение новых, наиболее актуальных для учеников ситуаций общения, связанных непосредственно с их повседневной жизнью. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками, от его профессионализма.
Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.
В настоящее время большие требования предъявляются к подготовке и организации урока. Современный урок немыслим без применения современных педагогических технологий, умения работать на компьютере.
Целью данной работы является показать, какую роль играют новые педагогические технологии в системе обучения немецкому языку на современном этапе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть основные дидактические функции, цели, задачи, возможности современных технологий для предмета немецкого языка,
- рассмотреть, какие же виды деятельности может осуществлять ученик при использовании компьютерных программ с целью лучшего овладения иностранного языка,
- проанализировать ряд технологий, которые используются для изучения немецкого языка.
Методы исследования – анализ учебных материалов, анализ компьютерных программ, направленных на обучение иностранному языку, знакомство с опытом работы преподавателей немецкого языка.
Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии. Мне особенно близки и интересны:
• технология уровневой дифференциации
• игровая технология
• обучение по станциям
• мультимедийные технологии
• кейс-технология
• метод проектов
• Online обучение
• здоровьесберегающие технологии
• технология интерактивного обучения
• обучение в сотрудничестве
• развивающие технологии
Мое сообщение имеет практическую направленность, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых.
Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты:
все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала;
повышается их уровень культуры;
устанавливаются межпредметные связи;
растет самооценка личности;
учащиеся учатся добывать знания;
получают опыт владения современными компьютерными технологиями;
дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования.
Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.
В ходе работы над той или иной темой учащиеся выполняют творческую работу в виде коллажа, проекта. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быть, как коллективный проект (например, «MeineLandschaften», 6 класс), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания (например, презентации «Города Германии» - 7 класс, «Моя семья», - 3 класс, «Что я люблю» - 3 класс, «Мое расписание уроков» - 4 класс).
Обучение по станциям – немецкая мотивационная методика К. Рауер, применяется при итоговом контроле.
Преимущества:
• ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;
• задания имеют различную степень сложности;
• на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;
• задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;
• развивается чувство самоконтроля, ответственности;
• постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости:
• учитель не контролер, а помощник и координатор;
• Возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности. Негативом считаю трудоемкость подготовки.
Мною было проведено внеклассное мероприятие с применением данной технологии «Что мы знаем о Германии».
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применениюздоровьесберегающих технологий. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут. В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я включаю оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы; минутки релаксации; гимнастику для глаз. Во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания; Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов.
Для повышения мотивационной сферы учащихся использую на уроках ИКТ, компьютерные обучающие программы. На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
Самостоятельно создаю дидактические и методические материалы к УМК, презентации к урокам и наглядные пособия, что способствует росту качества знаний. В своей работе по преподаванию немецкого языка для решения вышеперечисленных задач я использовала возможности ПК в среде Power Point на уроках в 4, 6 и 9 классах. Такие занятия особенно познавательны, когда тема недостаточно глубоко раскрыта в учебнике и методических пособиях, а овладение учащимися данной информацией просто необходимо. Так был проведён урок с учащимися 6-го класса по теме «Ландшафты» в рамках темы «Наша природа и мы».
Я использую программу Power Point для создания мультимедийных презентаций. Также мною создана презентация на тему «Рождество в Германии » - 5 класс и презентация на тему «Сказки Братьев Грим» - 6 класс, а также презентация для внеклассного мероприятия «День Святого Валентина»
Компьютер на уроках иностранного языка позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, повышает активность, мотивацию учащихся, позволяет интенсифицировать процесс обучения, способствует выработке адекватной самооценки у учащихся и обеспечивает для них комфортную среду обучения.
Для использования на уроках иностранного языка в настоящее время предлагается широкий спектр компьютерных программ:
• обучающие программы - для приобретения определенных знаний, умений и навыков;
• тренирующие программы - для закрепления знаний и умений;
• контролирующие программы – для контроля качества знаний и их корректирования;
• игровые программы
Используя компьютерные программы реализуются следующие цели и задачи:
1. при обучении фонетике:
а. приобретение навыков адекватного произношения и различения на слух. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому материалу;
б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.
2. при обучении грамматике:
а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи;
б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов немецкого предложения (для старшеклассников), продуктивное овладение определенными грамматическими явлениями ¬– например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов);
3. при работе с лексикой:
а. систематизация лексических единиц, расширение потенциального словаря, развитие навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;
б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.
4. при обучении чтению:
а. восприятие аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), используя основные виды чтения: ознакомительные, изучающие, просмотровые, поисковые;
На своих уроках активно использую учебные программы, такие как: MyTestX для выявления уровня владения учащимися лексическим и грамматическим материалом; Der grüne Max, Buntes Deutsch Aktiv 3 (при обучении фонетике, грамматике, лексике (слова, диалоги, ситуации), чтению и восприятию речи на слух; Hueber – die Grammatik für Anfänger. Данная программа предусмотрена для тренировки грамматики. Мною был проведен открытое учебное занятие с использованием программы MyTestX в 5-ом классе по теме «Справа – слева – прямо».