ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Шагалова Елена Геннадьевна,
старший воспитатель
МБДОУ Воротынский детский сад
№6 «Золотой ключик»
Пояснительная записка
Основой в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею.
Начиная работу, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Актуальность:
Реализация ФГОС ДО требует от педагогов владения современными образовательными подходами к формированию ориентации дошкольников, педагогов и родителей на собственную патриотическую позицию и формирование патриотических ориентированных ценностей.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.
Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Срок реализации: 2022-2023г.г.
Вид: информационно-аналитический.
Участники: педагоги, специалисты, старший воспитатель.
Основная идея:
Разработка, апробация и внедрение современных педагогических технологий, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий.
Задачи:
Совершенствовать навыки педагогов в области использования современных педагогических технологий в воспитании нравственно-патриотической направленности, организации коммуникации, совместной обработки информации, ее систематизации, разработки новых просветительских ресурсов.
Осуществлять методическую, консультационную и информационную поддержку педагогам по внедрению современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Сформировать банк методических разработок участников проектной деятельности для эффективной организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Перечень основных мероприятий:
Содержание проектной деятельности предусматривает рассмотрение следующих методических аспектов:
Предметно-пространственная развивающая среда, направленная на реализацию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Представление современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста воспитателями.
Представление лучших образовательных практик по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОО.
Формы и методы работы с педагогами – участниками проектной деятельности: консультации, методические часы, презентации, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые показы организованной образовательной деятельности с детьми.
Прогнозируемый результат:
- педагоги познакомятся с системой работы по теме «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
- каждый участник создаст собственный продукт деятельности методических разработок (Конспект ООД, квест-игра, проект, дидактическая игра).
- обобщение практического опыта работы воспитателей «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» на педагогическом совете ДОО.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап 06.09.2022г.-12.09.2022г.
Теоретическое изучение вопроса. Сбор дидактического материала. Разработка программы.
2. Основной этап 13.09.2022г.-12.05.2023г.
Реализация проекта.
3. Заключительный этап 15.05.2023г.-30.05.2023г.
Обобщение опыта работы. Диссеминация опыта.
План реализации проекта
Подготовительный этап 06.09.2022г.-12.09.2022г. |
Сентябрь |
1.Теоретическое изучение вопроса. 3.Сбор дидактического материала. 4.Разработка Рабочей программы воспитания. | Старший воспитатель. |
Основной этап 13.09.2022г.-12.05.2023г. |
Сентябрь |
Мероприятия | Ответственные |
1.Семинар-практикум «Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании дошкольников». 2.Методическая помощь педагогам в оформлении центров по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС. 3.Смотр – конкурс центров по нравственно-патриотическому воспитанию «Уголок России - Отчий дом!». | Старший воспитатель. |
Октябрь |
Мероприятия | Ответственные |
1.Консультация «Буккроссинг, как метод активизации читательского интереса детей и их родителей». 2.Помошь педагогам в организации движения «Буккроссинг» в детском саду. 3.Организация акции «С книгой в дорогу». Сотрудничество с родителями | Старший воспитатель. |
Ноябрь |
Мероприятия | Ответственные |
1.Консультация «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология». 2.Неделя педагогического мастерства «Музейная педагогика» (просмотр организации мини-музеев по патриотическому воспитанию в групповых помещениях). 3.Методическая помощь педагогам в оформлении мини-музеев по патриотическому воспитанию. | Старший воспитатель. |
Декабрь |
Мероприятия | Ответственные |
1.Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников средствами художественной литературы». 2.Мастер-класс «Народная кукла - оберег», как средство развития духовных ценностей. 3.Смотр-выставка книжек-малышек «Моя малая Родина». | Старший воспитатель. |
Январь |
Мероприятия | Ответственные |
1.Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников». 2.Методическое сопровождение проектной деятельности педагогов по патриотическому воспитанию. 3.Конкурс педагогических проектов по патриотическому воспитанию 2023. | Старший воспитатель. |
Февраль |
Мероприятия | Ответственные |
1.Методический час «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка». 2.Презентация «Социальная акция – как одна из форм нравственно-патриотического развития личности ребенка дошкольника». 3. Организация акции «Поздравление защитников Отечества». | Старший воспитатель. |
Март |
Мероприятия | Ответственные |
1.Семинар-практикум «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников». 2.Презентация «Создание квест игры средствами Microsoft Office Power Point». 3.Методическая помощь педагогам в создании квест-игр. | Старший воспитатель. |
Апрель |
Мероприятия | Ответственные |
1.Методический час «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни». 2.Консультация «ГТО – путь к здоровью». 3.Методическое сопровождение педагогов в сдаче норм ВФСК «ГТО». | Старший воспитатель. |
Май |
Мероприятия | Ответственные |
1.Методическая помощь педагогам в подготовке кейса с методическими разработками по нравственно-патриотическому воспитанию. | Старший воспитатель. |
Заключительный этап 15.05.2023г.-30.05.2023г. |
Май |
Мероприятия | Ответственные |
1.Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию через проектную деятельность. 2.Презентация кейса методических разработок по нравственно-патриотическому воспитанию. 3.Диссеминация опыта. | Старший воспитатель. |
Показатели результативности и эффективности деятельности:
1.Увеличение количества педагогов высшей и первой квалификационных категорий.
2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах.
3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях.
4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно–образовательный процесс детского сада.
5.Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию проекта.
Уровень открытости информации о реализации проекта:
1. Размещение информации на сайте ДОУ.
2. Публикации по теме эксперимента в педагогических интернет сообществах;
3. Участие педагогов в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.
Обоснование устойчивости результатов до и после окончания реализации проекта, включая механизмы ресурсного обеспечения:
1. Устойчивость результатов проекта после окончания ее реализации обеспечивается соответствием потребностям и интересам детей, созданным единым пространством развития и воспитания дошкольников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностям педагогического коллектива.
2. Разработанная проектная деятельность, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать высокие результаты. Разработка и апробирование проекта будет реализовываться в течение 3 лет, что позволит во влечь дошкольников и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс.
3. Проект позволит привлечь к участию ее реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений поселка, детей и их родителей, социальных партнеров.
Конечные продукты проекта:
1.Кейс методических разработок по нравственно-патриотическому
воспитанию.
2.Проект «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Перспективы развития:
Продолжить работу по направлению нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности.