СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных педагогических технологий на уроке русского языка как средство повышения учебной мотивации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе говорится о применении новых педагогических технологий на уроках русскогоязыка.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных педагогических технологий на уроке русского языка как средство повышения учебной мотивации»

Ю. В. Михайлова,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа» Волжского района Республики Марий Эл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

На современном этапе обучения формирование и повышение учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения новых образовательных стандартов основного общего образования. Современному обществу нужна социально-активная, гармонично развитая, творческая личность. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания.

Несмотря на то, что по требованию ФГОС немало внимания уделяется на внеурочную деятельность, основным все же остается урок. Значит, творчески мыслящего продуктивно деятельного ученика мы должны воспитать на уроке.

Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Сегодняшний учитель должен владеть педагогическими технологиями, которые помогут реализовать современные требования.

Педагогическая технология действенна тогда, когда она гармонично включается в учебный процесс, когда на уроке комфортно и учителю, и ученику. Технология не самоцель, а средство развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Хочу остановиться на некоторых моментах использования инновационных технологий на уроках. При изучении темы «Обращение» в 5 классе был проведен урок- исследование, в начале которого была использована игровая технология, которую любят пятиклассники. Дети с удовольствием поиграли в игру «Кроссворд», который позволил повторить пройденный материал по главным и второстепенным членам предложения и определить тему урока. Далее был предложен ряд вопросов для исследований, например:

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Какое место занимает обращение в предложении?

Какова роль обращения в речи?

Является ли обращение членом предложения? (все вопросы и задания для исследования были предложены в презентации под номерами).

Пример задания для исследования: Исследование второе.
Чем отличаются предложения?

Мама работает парикмахером.

Мама, я по тебе скучаю.

Возникает проблемная ситуация, которую надо решить. В ходе наблюдений (под руководством учителя) ребята ответили, что обращение членом предложения не является. На все заданные вопросы исследования (их было четыре) ребята ответили на основе анализа и оформили кластер «Обращение», куда записывали свои выводы. Это приемы технологии развития критического мышления, которые успешно можно использовать на всех этапах урока.

Люблю задавать на уроках «тонкие» и «толстые» вопросы, при этом использую личностно-ориентированный, дифференцированный подход, ученикам сильным предлагаю вопросы на размышление, например: Почему слова «коса» и «коса» являются омонимами? Чем антонимы отличаются от синонимов? А слабым предлагаю вопросы проще: Что такое синоним? Что такое антоним?

Все это позволяет реализовать возможности каждого ребенка.

На уроке литературы после изучения пословиц мы создали групповой проект «Пословица недаром молвится», где каждый ученик проявил творчество, нужно было и рисунок сделать, и написать толкование пословицы. Очень интересно было работать по басням И.А.Крылова: дети разбивались на группы по желанию и показывали инсценировки.

Так на уроках русского языка и литературы стараемся реализовать элементы таких современных технологий, как технология проблемного обучения (в вводной части урока, при защите мини-проектов по каждому разделу), приемы технологии развития критического мышления (проблемные вопросы, мозговая атака, кластеры), технология уровневой дифференциации (при разделении на группы, при выборе разделов науки о языке, при выполнении творческих заданий, домашнее задание на выбор), технология проектного обучения, здоровьесберегающая технология при выполнении физкультминутки, выполнении разноуровневых заданий. Информационно-коммуникационная технология позволяет учащимся наглядно увидеть задания в слайдах презентации, быстро переключиться на выполнение этих заданий, способствует наглядному усвоению, облегчает контроль над правильным выполнением заданий.

Таким образом, использование современных технологий на уроке русского языка и литературы помогает заинтересовать ребят, мотивировать на успех, детям становится интересно самим добывать знания, а все это ведет к повышению учебной мотивации, побуждает к творчеству, сближает учителя и ученика в едином стремлении найти истину в знании, в жизненном пути.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!