СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных технологий при обучении математике в рамках ФГОС СПО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий при обучении математике в рамках ФГОС СПО»



Использование современных технологий при обучении математике в рамках ФГОС СПО



Содержание:

Активные и интерактивные формы организации процесса обучения. Дидактические возможности средств ИКТ. Цифровые педагогические технологии. Метод кейсов. Игровые технологии. Тренинг. Метод проектов. Критерии оценки эффективности внедрения новых технологий.



Активные и интерактивные формы организации процесса обучения


В соответствии со статьей 13, пп. 2, 3 ФЗ-273 при реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При реализации образовательных программ СПО образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Классификации методов и технологий весьма многочисленны и разнообразны и проводятся по разным основаниям:

  • по источнику передачи и восприятия учебного материала – словесные, наглядные, практические методы;

  • по этапам процесса обучения – методы формирования (получения) новых знаний, закрепления, оценивания и т. д.;

  • по характеру учебной деятельности – репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические методы и т. д.

В последнее время отдельно выделяют две особые группы методов обучения – активные и интерактивные (наряду с традиционными или пассивными). Основание этой классификации – степень активности участия обучающихся в учебной деятельности. В то же время если обучающиеся пассивны, они ничему не научатся.

Воспроизводящая деятельность организуется на основе объяснительно- иллюстративного и репродуктивного методов обучения. И в процессе этой деятельности обучающиеся не могут быть неактивны, это противоречит сущности самого понятия «деятельность». Не исключается активность студентов и при репродуктивном методе обучения – они учатся приемам

выполнения действий, операций, решению определенных профессиональных задач. Это важный метод, используемый на этапе закрепления материала.

Проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский методы обучения подразумевают, соответственно, деятельность обучающихся по выстраиванию логических связей в учебном материале, умению строить доказательства и выводы; в овладении приемами анализа материала, постановки проблемы и поиску ее решений; освоении приемов самостоятельной деятельности и самооценки.

Активные методы строятся по принципу равнозначного участия преподавателя и студента в процессе обучения. Интерактивные – подразумевают взаимодействие не только преподавателя и студентов, но и студентов друг с другом (и с образовательной средой, в которую они погружены).

При этом существенно меняется роль преподавателя. Зависимость обучающихся от педагога должна быть хотя бы частично сокращена или дополнена самоорганизацией. Педагог должен организовать учебную ситуацию. При этом он продолжает нести ответственность за процесс образования (обучения), но часть ответственности ситуационно переносится на обучающихся. Педагог:

  • содействует процессу самообучения и развития обучающимися своих компетенций;

  • разрабатывает учебный процесс и способствует его эффективности, используя для этого учебные вопросы и задания;

  • дает рекомендации обучающимся в ходе планирования и выполнения практических заданий;

  • указывает на возможные действия и задает вопросы о возможных альтернативах;

  • обеспечивает доступ к источникам информации, систематически подготавливает и актуализирует их;

  • объясняет критерии оценивания и выдает рекомендации в процессе обсуждения результатов, продемонстрированных тем или иным обучающимся;

  • применяет наглядные методы обучения для максимально эффективной передачи учащимся знаний по решению актуальных производственных проблем, при этом дидактично формируя понимание и умения;

  • обеспечивает теоретическую подготовку, сочетающуюся с посещением учащимися производства, приглашением представителей отрасли в целях проведения лекций, организацией мастер-классов и использованием учебных ресурсов Интернета;

  • на протяжении всего учебного курса проводит регулярное учебное оценивание в целях проверки знаний обучающихся и их понимания ключевых понятий;

  • использует дифференцированный подход в обучении, состоящий в том, что менее способным учащимся дается больше времени на развитие

своих знаний и понимания, а более способным – возможность для более глубокого изучения предмета.

Педагог всегда следует принципу минимальной помощи, который заключается в том, чтобы помогать обучающимся как можно меньше, оказывая помощь лишь в необходимом объеме. Позиция обучающихся становится при этом более активной. Главными чертами образовательного процесса являются мотивация, содержательность, а также самостоятельность и ответственность (в соответствии с планируемыми результатами обучения и уровнем квалификации).

Важно использовать действенные средства и методы обучения, позволяющие обучающимся экспериментировать и новаторски подходить к усвоенным знаниям, умениям и пониманию. Педагоги должны поощрять обучающихся работать друг с другом и учиться друг у друга, что развивает коммуникативные навыки и способности к коллективной деятельности. Для того чтобы помогать обучающимся вдумчиво подходить к учебному процессу, целесообразно применять метакогнитивные задания, стимулирующие учащихся размышлять над тем, как они учатся, и думать о том, как они размышляют. Технические средства обучения могут как помогать обучающимся, так и бросить им вызов, а также расширить возможности обучения за пределами учебной аудитории. Поддержка проблемного обучения может быть полезна для поощрения обучающихся использовать свои знания и умения для решения круга задач и вопросов, связанных с работой.

Проектная деятельность обучающихся (проектный метод) – это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Чтобы достичь практической цели, обучающиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта.


Дидактические возможности средств ИКТ


На сегодняшний день трудно представить себе учебно-воспитательный процесс без применения информационно-компьютерных технологий (далее - ИКТ). Многие ученые сходятся во мнении, что внедрение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс способствует его интенсификации и совершенствованию.

Направление использования ИКТ для визуализации процесса обучения становится особенно актуальным в связи с переходом системы образования на ФГОС, в которых предусмотрена обязательная компьютерная поддержка предметного обучения, в частности математики.

Современные средства ИКТ увеличивают разнообразие способов решения учебных задач, позволяя создавать ситуации априори невозможные в традиционной дидактике (виртуальные эксперименты, исследование компьютерных моделей, совместное создание информационных продуктов

и т. п.). Обладая уникальными дидактическими возможностями, ИКТ значительно расширяют возможности визуализации процесса обучения.

Оптимизация использования средств обучения на базе ИКТ обусловлена реализацией следующих дидактических возможностей:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

  • визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

  • моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений  как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

  • архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

  • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

Важным преимуществом технологии ИКТ является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на нее очень важно в обучении. Без наглядности невозможно обойтись при оперировании абстрактными математическими объектами. Отсутствие наглядности в обучении математике ведет к возникновению формализма, то есть к формированию понятий, за которыми не стоят реальные знания, соотносящиеся с реальной практикой.

Наряду с признанием значимости принципа наглядности следует отметить, что нужно использовать наглядность не как цель, а как средство, стараться не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление.

Использование в сфере образования выделенных выше дидактических возможностей средств ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в

обязательном порядке предполагает реализацию возможностей ИКТ для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей.

  1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей средств ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

  1. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности.

Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. На этой основе осуществляется развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо думать, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (при наличии нескольких проблем). При интеллектуально емком информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность.

  1. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.

Повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогики, возможностей средств ИКТ, которые были перечислены выше. При этом развиваются побудительные мотивы (стимулы) к получению образования, обусловливающие активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ, углубляются межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной. Особое место принадлежит возможности реализации идеи открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Выделим некоторые критерии выбора программных средств, которые целесообразно использовать при обучении:

  • распространенность и доступность в образовательных учреждениях;

  • дружественный русифицированный интерфейс;

  • широкие графические возможности для создания качественной визуализации;

  • наличие инструментов, позволяющих использовать в учебных материалах различные виды интерактивности;

  • возможность работы без специальных знаний и навыков программирования.



Цифровые педагогические технологии


Процесс цифровизации образования имеет две стороны:

  • во-первых, формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов;

  • во-вторых, глубокая модернизация образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.

Цель трансформации образовательного процесса – создание гибкой и адаптивной образовательной системы, отвечающей запросам цифровой экономики и обеспечивающей максимально полное использование дидактического потенциала цифровых технологий. Цель трансформации цифровых технологий – их адаптация для максимально эффективного решения поставленных педагогических задач.

Цифровые педагогические технологии способны обеспечить практически бесконечное множество направлений индивидуализации обучения, в том числе: по содержанию, по темпу освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т.д.

К цифровым педагогическим технологиям относятся следующие.

  1. Дистанционные технологии – технологии построения образовательного процесса исключительно на основе онлайн-курсов, доступ к которым обеспечивается посредством сети Интернет (в том числе, через мобильные приложения). В процессе дистанционного обучения все взаимосвязи «преподаватель-студент» и «студент-студент», в рамках реализации образовательных программ или их частей, осуществляются опосредованно, через сеть Интернет.

Дистанционные технологии не требуют личного присутствия обучающегося и обеспечивают доступ обучающихся к образовательным ресурсам:

  • независимо от места нахождения субъектов образовательного процесса, в том числе в случае болезни или временного переезда обучающегося;

  • в удобное для этих субъектов время, в том числе без отрыва от работы или от основного места учебы.

В процессе применения дистанционных технологий могут использоваться различные цифровые средства, включая массовые открытые онлайн-курсы (МООК), видеолекции, онлайн-конференции (для видеодемонстраций, обсуждения учебных ситуаций и различных материалов), вебинары и персональные виртуальные уроки в режиме реального времени, Интернет-домашние задания, онлайн-тестирование, видеофиксация удаленного демонстрационного экзамена и т.д. Важным элементом дистанционных технологий является коммуникация преподавателей и обучающихся, которая обеспечивает контур обратной связи, повышающий педагогическую результативность обучения.

Использование в очном образовательном процессе профессионального образования элементов онлайн-обучения позволяет обеспечить ознакомительный уровень освоения и разгрузить очный учебный процесс, сфокусировав его на освоении умений, навыков и компетенций, требующих живого взаимодействия обучающихся с педагогом и друг с другом, а также с реальным учебным и производственным оборудованием.

  1. «Смешанное обучение» (blended learning) – педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого (онлайн) обучения с очным или автономным обучением. Технология «смешанного обучения» основана на комплексе базовых принципов (персонализация, полное усвоение, среда высоких достижений, личная ответственность). Использование «смешанного обучения» позволяет преодолеть наиболее серьезные педагогические недостатки дистанционного обучения: отсутствие живого контакта педагога и обучающегося, а также учащихся друг с другом, в процессе выполнения командных форм работы; падение мотивации у обучающихся, не обладающих высокой учебной самостоятельностью; трудности в обеспечении полноценного формирования многих практических, в том числе профессиональных умений и навыков.

Стандартная методическая рекомендация по организации смешанного обучения предполагает, что обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, около 40% – на очные, а оставшиеся 20% выделять на самообразование.

  1. «Перевернутое обучение» (flipped learning) – вариант «смешанного обучения», основанный на формуле: «самостоятельное освоение нового материала (в т. ч. в онлайн-форме) + закрепление в ходе практико- ориентированной аудиторной работы». В настоящее время разработан целый ряд разновидностей «перевернутого обучения» (стандартное, дискуссионно- ориентированное, демонстрационно-ориентированное, «фальшивое», групповое, виртуальное, «перевернутый учитель» и т. д.), использование которых позволяет выстроить результативный процесс освоения различных типов образовательных программ и с различным контингентом обучающихся.

  2. Мобильное обучение – вариант «смешанного обучения», предполагающий использование обучающимися мобильных устройств и мобильных приложений образовательной направленности в процессе освоения образовательной программы.

  3. Мета Цифровые (программно-аппаратные) комплексы, как обучающие (симуляторы, тренажеры, средства дополненной реальности, датчики, фиксирующие качество отдельного трудового действия и т. д.), так и используемые непосредственно в производственном процессе предприятий, имеют особое значение в образовательном процессе СПО. Использование таких комплексов – необходимое условия для формирования у обучающегося набора профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по избранной профессии (специальности) либо в рамках осваиваемой трудовой функции.

Например, универсальный тренажерный комплекс машиниста используется для проведения учебной практики для обучающихся железнодорожных профессий и специальностей. Тренажер дает возможность создавать ту или иную ситуацию, повторять действия, индивидуально подойти к каждому обучаемому, воспроизвести аварийные условия работы, моделировать которые в реальном процессе движения невозможно. Обучающийся (будущий машинист или его помощник) погружен в поездную среду благодаря специализированной кабине, оборудованной пультом машиниста, динамической платформой и системой жизнеобеспечения. За действиями обучающегося наблюдают видеокамеры, которые передают изображение поездной обстановки на проекционный экран в аудитории и дают возможность наблюдения за процессом ведения поезда. В состав тренажерного комплекса входит также «рабочее место машиниста- инструктора» для формирования сценария поездки, оперативного вмешательства в учебный процесс и анализа управляющих действий обучаемого (машиниста) в реальном времени. Пульт управления тренажерным комплексом аналогичен пульту управления локомотива. Это позволяет обеспечивать формирование навыков по управлению локомотивом, обрабатывать и доводить до автоматизма действия локомотивной бригады в нестандартных ситуациях. Студенты обучаются использованию современных систем безопасности и управления поездом.

Аттестация студентов по итогам учебной практики на тренажере обеспечивает допуск студентов к производственной практике на реальном рабочем месте.



Метод кейсов


Метод кейсов (case-study, задачный метод) – осмысление (обсуждение), анализ и поиск решения конкретной ситуации, описание которой

представлено в кейсе. Кейсы базируются на реальных проблемных ситуациях (или приближены к реальной ситуации).

Кейс составляется по определенным правилам:

  • описывается проблемная ситуация, требующая разрешения;

  • эта ситуация не имеет однозначного решения;

  • приводится набор данных (цифры, факты, иные сведения, либо ссылки на источники, где они содержатся), позволяющих выработать решение задачи;

  • решение проблемы, описанной в кейсе, требует активного использования тех или иных компетенций (а в ряде случаев – приобретения новых знаний или умений).

Работа с каждым кейсом предполагает целый комплекс действий (ценностно-ориентированных, поисковых, проектировочных, имитационно- практических, рефлексивно-самооценочных), что обеспечивает «прокачку» различных компетенций, значимых для профессионального самоопределения. Разбор кейсов, как правило, осуществляется при работе в малых группах, что обеспечивает обсуждение процесса и результатов совместных

действий всех участников по решению поставленной задачи.

Кейсы имеют множество разновидностей.

  1. По комплектации:

  • комплектные – содержат все необходимые для решения задачи материалы и данные;

  • поисковые – требуют самостоятельного поиска (например, перед экскурсией на предприятие обучающимся предлагается принять участие в решении поискового кейса – производственной задачи, для чего они в ходе экскурсии должны провести исследование на территории предприятия);

  • вероятностные – содержат неполную или вариативную информацию (поиск ответа должен осуществляться в различных направлениях, результат получается неоднозначным).

  1. По направленности:

  • закрытые – цель деятельности в рамках кейса определена условиями задачи;

  • открытые – в предложенной ситуации обучающийся должен самостоятельно ответить на вопрос «Что делать?» и сформулировать цели деятельности.

  1. По способу реализации:

  • текстовые или цифровые – решение осуществляется на бумажных или электронных носителях информации;

  • игровые или коммуникативные – решение осуществляется путем проигрывания определенных ситуаций в группе;

  • практические или полевые – решение осуществляется посредством практической (профессиональной, квазипрофессиональной) деятельности, в том числе в условиях реального профессионального контекста.

«Обратный кейс» – задача на формирование кейса, требующая подбора необходимых материалов исходя из заданного типа ситуации и способа решения.

Кейс-технология также рассматривается как одна из базовых дистанционных технологий. Она основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Сетевые средства телекоммуникации применяются для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами.

Применение кейс-технологии возможно также в сочетании дистанционного обучения с аудиторными занятиями (консультациями, презентациями решений, обсуждениями), т. е. в ситуации смешанного обучения.


Игровые технологии


Развивающие игровые среды во всем мире становятся реальным конкурентом образования. Поскольку дети и подростки вне образовательной организации играют практически постоянно, становится крайне сложно без игровых элементов удерживать их мотивацию на учебу. Однако за этим процессом стоят и более глубокие тенденции.

Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.

Использование игр считается весьма желательным для обучения дошкольников и школьников младшего возраста. Считается, что школьники старших классов гораздо более серьезны и способны учиться «без баловства». Тем не менее, опыт показывает, что старшеклассники зачастую не менее азартны, чем младшие школьники, а игры на уроках способствуют тому, что скучные во время традиционного урока задачи и примеры решаются с большим интересом, причем в гораздо большем количестве.

Важным моментом является новизна формата. Все ученики привыкли к схеме урока «разбор домашнего задания – объяснение нового материала – пример решения задачи – самостоятельное решение задач при помощи учителя, указывающего на ошибку – самостоятельная работа в конце урока».

Выход за пределы этой схемы, необходимость понимать правила игры, самостоятельно проверять правильность решения переключают внимание и развивают важные метапредметные навыки.

В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком

– четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер. При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна лишь смекалка.

Таким образом, не только сильные учащиеся проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.


Ролевая игра – педагогическая технология, реализуемая в форме группового взаимодействия, в котором каждый игрок выбирает одну из предложенных социальных ролей и взаимодействует с остальными участниками в соответствии с заранее определенными правилами игры. Социальная роль – образ поведения, типичный для человека, занимающего данную социальную позицию (статусную, профессиональную, семейную, медийную и т. д.).

Главный признак и ведущее условие эффективности ролевой игры – наличие заранее разработанных четких правил игры, с которыми предварительно ознакомлены все участники. Правила ролевой игры включают в себя:

  • вводную информацию о каждой роли (имя, легенда, характер, игрового персонажа, его компетенции и функции и т.д.);

  • правила поведения игроков в конкретных игровых ситуациях;

  • основную сюжетную канву;

  • конечную общую цель игрового процесса.

Деловая игра – метод обучения, отличающийся от ролевой игры тем, что основное внимание сосредоточено на инструментальном (функциональном, технологическом) аспекте, а не на межличностных отношениях. Предметным содержанием деловой игры является имитация конкретных условий и процессов профессиональной деятельности, поведения и отношений занятых в ней людей (отсюда еще одно название – имитационные игры). Проигрывание профессиональных и деловых отношений особенно важно для студентов СПО, когда реальный жизненный и особенно профессиональный опыт еще не велик, а свойственные этому возрасту фантазия и гибкость позволяют подчас выработать оригинальные, конструктивные и эффективные подходы к разрешению деловых проблем.

Один из типичных вариантов сюжета деловой игры моделирует конфликтную ситуацию, в которую вовлечены различные стороны с различными, нередко противоречивыми интересами (например, руководитель и его подчиненные; продавец и клиент; деловые партнеры и т.д.). Игровая цель

  • конструктивное разрешение производственного конфликта в интересах дела, которое должно быть доведено до конца.


Тренинг


Тренинг (в общем случае) – интенсивная форма обучения в группах, обеспечивающая введение, практическую отработку и закрепление навыков за короткий промежуток времени. Педагогическая основа тренинга – создание у участников обучающего опыта – опыта практических действий, который немедленно осмысливается, оценивается и при необходимости корректируется. В ходе тренинга каждый учится на своем опыте и на опыте других участников.

Стандартный состав группы – 6-12 человек. Задача тренера – используя набор активных форматов организации учебной, игровой и коммуникативной деятельности, дать импульс участникам, чтобы те сами смогли найти решение в той или иной (аналогичной) ситуации, освоить и закрепить необходимые навыки и компетенции. В ходе тренинга все взаимодействуют со всеми, выполняя последовательность различных заданий.

В рамках тренинга могут использоваться такие варианты работы как мозговой штурм, групповая дискуссия, решение кейсов, ролевые игры, групповая самооценка и т. д. Иногда применяется видеосъемка, позволяющая участникам увидеть со стороны себя и свое поведение в учебных и игровых ситуациях.


Метод проектов


Метод проектов – педагогическая технология, особенностью которой является два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного

продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Для достижения практической цели обучающимся оказываются необходимы определенные знания, умения и компетенции, которые они осваивают в процессе выполнения проекта.

Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Уильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше.

В наше время к методу проектов обращаются потому, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. До начала XX столетия метод проектов применялся в основном в школах с производственным уклоном. В современных условиях, когда появилась потребность в выпускниках школы, имеющих такие качества личности, как инициативность, мобильность, творческость, когда изменилась потребность общества к образовательным ценностям – произошел возврат к идее проектов.

Отечественная педагогика рассматривает метод проектов и как средство, формирующее творческие способности, и как путь развития у учащегося самостоятельности, и как средство, разрешающее материализовать объединение теории и практики, и как комплекс действий, и как технологию и др.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей, соединяя теоретическую и практическую составляющие образовательного процесса в опыт деятельности ребенка. Такой образовательный процесс ведет к взаимодействию участников проекта, вырабатывает у учеников профессиональные умения и содействует формированию знаний, навыков, умений детей в области инновационных технологий.

Исследователи считают, что результатом проектной деятельности является не только выполненный проект, а прежде всего вовлечение детей в самостоятельный процесс «добывания знаний» и их применения.

У любого учебного проекта свой жизненный цикл, состоящий из определенной последовательности этапов. При этом каждый этап имеет собственный практический результат или «выход» (табл. 2).


Таблица 2. Этапы технологии организации проектной деятельности

Этап проекта

«Выход» этапа

«Запуск» проекта (планирование,

проектирование)

Паспорт проектной работы (см.

далее)

Поиск (сбор информации)

Данные (пакет собранной

информации)

Конструктив (разработка решения на основе собранной информации)

  1. Подготовленный продукт проекта.

  2. Подготовленная презентация

Презентация (представление, защита и (или) «продажа» проекта экспертному жюри и (или)

заказчику)

Внешняя оценка проекта

Последействие (рефлексия)

Самооценка участников


Метод проектов имеет множество разновидностей, которые можно классифицировать:

  1. По целям: учебные (приоритетно направлены на развитие определенных компетенций); социальные (имеют главной целью решение социально значимых проблем, при этом учебно-развивающие цели проекта могут быть замаскированы); бизнес-проекты (нацелены на разработку коммерческого продукта и путей его реализации).

  2. По типу доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие, ролевые (игровые), комплексные.

  3. По количеству участников: индивидуальные и групповые. Оптимальный состав проектной группы – от двух до семи человек. Особенности группового проекта:

    • подготовка к выполнению проекта включает обязательный этап – распределение ролей в проектной группе;

    • возможно формирование в проектной группе двух-трех микрогрупп, в которых независимо друг от друга (на соревновательной основе) вырабатывается проектный замысел (пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения), с последующим выбором лучшего варианта или объединением лучших в один общий;

    • в разновозрастной проектной группе наиболее опытный участник может выполнять роль внутреннего координатора (руководителя проектной группы) без привлечения помощи взрослых.

  1. По масштабу и характеру контактов между участниками проекты могут охватывать рамки группы (курса), образовательной организации, микрорайона или муниципальной территории, региона. Кроме того, телекоммуникационные проекты могут быть межрегиональными и международными.


Телекоммуникационный проект– проект, осуществляемый с участием двух и более территориально разделенных проектных групп, согласованно работающих над общей проблемой с использованием информационно- коммуникационных технологий. Такие проекты всегда носят интегративный характер, при этом интеграция может пониматься в самых различных аспектах:

    • как междисциплинарность и межпредметность;

    • единство теоретических и практических аспектов проекта;


    • межрегиональная и межгосударственная (а также межнациональная и межкультурная интеграция) интеграция участников проекта.


Техпаркур – метод, сочетающий в себе проектно-игровые формы работы. Этот метод происходит из системы профориентационной работы, но может с успехом применяться в образовательном процессе при освоении элементов ОПОП любого цикла. Техпаркур подразумевает командно-групповую работу над комплексным заданием. Задание представляет собой кейс, включающий текст самого задания, указание на материалы, инструменты, общий алгоритм действий, необходимость определенных компетенций в работе (как правило, общих), например, необходимость аккуратности и внимательности, применение пространственного воображения и т.п. Обязательно предусмотрен раздел для рефлексии – самооценки ученика, насколько он справился с заданием, каких качеств ему не хватило, а какие проявились по максимуму.

Отличительная черта заданий – комплексность и междисциплинарность. При выполнении заданий требуются элементы разных учебных дисциплин, сами задания могут различной степени сложности и ориентированы на реальные задачи профессиональной деятельности. Имеющиеся знания нужно применить в комплексе для решения поставленной задачи.

Могут быть задания-проекты. Например, предложить решение по проведению шоссе при сохранении зеленой зоны (парка) в части города; рассчитать срок заболачивания пруда и предложить меры по его очистке и т.д.


Кейс-стади и метод проектов представляют собой хорошо известные образовательные технологии. Это комплексный, осмысленный подход к результатам учебы, обеспечивающий связь теории с практикой и системный, междисциплинарный взгляд на профессиональные задачи. Кейс или проект могут выполнять как учебные, так и контрольные функции. Выбирая защиту проекта в качестве методики оценивания, необходимо помнить, что его содержание должно быть связано с актуальным содержанием профессии, специальности и целевым заказом, полученным от работодателей, а также опираться на практический опыт и быть направленным на приоритетные сферы обучения.



Критерии оценки эффективности внедрения новых технологий


Оценить эффективность внедрения новых технологий освоения образовательных программ возможно только в динамике за определенный временной период (3-5 лет). В качестве критериев оценки можно предложить следующие:

    1. доля преподавателей, прошедших повышение квалификации по определенным технологиям и систематически использующих их в своей повседневной работе;

    2. доля учащихся, повысивших свою успеваемость с момента применения новых технологий;

    3. оценка эффективности применения технологий с точки зрения разных субъектов: администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся;

    4. оценка соответствия между ожиданиями педагогов от внедрения той или иной технологии и результатами анализа реального внедрения технологии в образовательный процесс;

    5. оценка степени подготовленности студентов к производственной практике с точки зрения работодателей.



Литература


  1. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г.Захарова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Использование информационных технологий в обучении математике. Х. А. Гербеков, Б. С. Кубекова, Н. М. Чанкаева. // Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева.

  3. Метод проектов: история и теория вопроса(из книги Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010.)

  4. Памятка педагогу. Как организовать работу с учениками в дистанционном режиме.

  5. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.

  6. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр

«Академия», 2010.

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

  2. Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы / Любомирская Н. В., Рудик Е. Л., Чигирева Е. В., Хоченкова Т. Е.

  3. Фирсова Н. А. Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта студентами 1 курса по дисциплине

«Математика».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!