Использование современных технологий в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Всем известен тот факт, что здоровье человека закладывается в детстве. Именно в детстве организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье
С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно, это залог физического и психического здоровья. Привитые с детства навыки приносят огромную пользу в дальнейшей жизни.
Для ребёнка раннего возраста самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо- физических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься, спускаться)
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
В работе по воспитанию навыков самообслуживания широко использую такие методы как наглядное моделирование и кейс технология.
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка.
У детей раннего возраста мыслительный процесс всегда связан с действиями, манипуляциями с предметами. Между тем уже в этом возрасте ребенок соотносит определенные картинки с действиями.
Один из первых алгоритмов, с которыми я знакомлю детей с раннего возраста – алгоритм умывания, где в картинках показано, как последовательно выполнять действия в процессе умывания.
Каждый раз, приходя в умывальную комнату, обращаю внимание детей на понятные для них картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, мы с детьми проговариваем, какой смысл они несут. Для раннего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша .
Затруднение вызвало определить свое полотенце, поэтому около каждого крючка была наклеена картинка, которая позволила быстрее запомнить место своего личного полотенца, что позволило развивать интерес к гигиеническим процедурам.
По такой же логике работает и алгоритм одевания. Его я располагаю на уровне глаз ребенка в приемной группы детского сада. Сначала я выясняю, насколько дети понимают смысл этих картинок. Если ребенок не имеет ограничений в своих возможностях, он вполне быстро может надевать вещи или приносить их взрослому перед одеванием, опираясь на такую модель.
В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг не будет рядом взрослого.
Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым».
Кейс технология – это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией.
Вносится иллюстрация, перед детьми ставится проблемная ситуация и предлагается помочь ее решить. Детям задаются наводящие вопросы по содержанию иллюстрации и они сами находят решение ситуации, стараются помочь герою.
Такие картинки как «Хрюша обедает», «Замарашка не хочет умываться», « Маша неправильно держит ложку» помогают формировать привычку правильного поведения за столом, правильного использования столовых приборов, соблюдению культурно-гигиенических навыков.
Фото-кейс «Тетя Света расстроилась» помог в формировании привычки благодарить за еду, проговаривании слов благодарности.
Таким образом, разнообразие методов и приемов в работе, позволило повысить уровень развития у детей культурно-гигиенических навыков.
Список используемой литературы
3.Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми/ Т.Г.Давыдова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008 - 65с.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г