СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование средств альтернативной коммуникации для обучающихся с нарушениями слуха и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, Коммуникация нужна, чтобы:

•кому-то что-то сообщить, • на кого-то/что-то повлиять (например, попросить), • получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

     Коммуникация — это не только слова и речь.

Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Просмотр содержимого документа
««Использование средств альтернативной коммуникации для обучающихся с нарушениями слуха и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка»»

«Использование средств альтернативной коммуникации для обучающихся с нарушениями слуха и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка» Подготовила: учитель русского языка, литературы КОУ ВО «Павловской школы-интерната №1»

«Использование средств альтернативной коммуникации для обучающихся с нарушениями слуха и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка»

Подготовила: учитель русского языка, литературы КОУ ВО «Павловской школы-интерната №1»

Вступление .

Счастье — это когда тебя понимают! Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии. Поэтому целью своей работы я считаю попытку дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучшему пониманию потребностей своих детей.

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, Коммуникация нужна, чтобы:

  • кому-то что-то сообщить,
  • на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
  • получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Коммуникация — это не только слова и речь.

Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Система жестов Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Система жестов

  • Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
 Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:    •  они делают слово «видимым»; •  они помогают создать «мостик» к устной речи; •  они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова; •  они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести; •  они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива .

Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:

•  они делают слово «видимым»;

•  они помогают создать «мостик» к устной речи;

•  они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;

•  они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;

•  они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива .

Группы жестов:   Символические социальные жесты и движения. Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения: •  Указательный жест. •  Да. •  Нет. •  Нельзя. •  Дай. •  На. •  Иди сюда. •  Дай ручку. •  Уходи. •  Сядь. •  Встань, поднимись. •  Привет. •  До свидания (пока-пока). •  Спасибо. •  Мой. •  Хорошо.

Группы жестов:

Символические социальные жесты и движения. Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:

•  Указательный жест.

•  Да.

•  Нет.

•  Нельзя.

•  Дай.

•  На.

•  Иди сюда.

•  Дай ручку.

•  Уходи.

•  Сядь.

•  Встань, поднимись.

•  Привет.

•  До свидания (пока-пока).

•  Спасибо.

•  Мой.

•  Хорошо.

Дополнительные социальные жесты: •  Смотри (указательный палец к глазу). •  Слушай (указательный палец к уху).

Дополнительные социальные жесты:

•  Смотри (указательный палец к глазу).

•  Слушай (указательный палец к уху).

  Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий .   С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности: •  Ложка, кушать. •  Каша, варить кашу. •  Чашка, пить. •  Зубная щётка, чистить зубы. •  Умываться. •  Мыть руки. •  Причёсываться. •  Телефон, звонить по телефону. •  Машина, ехать на машине. •  Барабан, играть на барабане. •  Гармошка, играть на гармошке. •  Дудочка, играть на дудочке. •  Колокольчик, звенеть в колокольчик. •  Спать. •  Плакать. •  Поцеловать. •  Упасть. •  Идти. •  Холодно, замёрз.

Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий .

С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:

•  Ложка, кушать.

•  Каша, варить кашу.

•  Чашка, пить.

•  Зубная щётка, чистить зубы.

•  Умываться.

•  Мыть руки.

•  Причёсываться.

•  Телефон, звонить по телефону.

•  Машина, ехать на машине.

•  Барабан, играть на барабане.

•  Гармошка, играть на гармошке.

•  Дудочка, играть на дудочке.

•  Колокольчик, звенеть в колокольчик.

•  Спать.

•  Плакать.

•  Поцеловать.

•  Упасть.

•  Идти.

•  Холодно, замёрз.

Жесты описательного характера . Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту: •  Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки». •  Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы. •  Курочка — жест «клюёт». •  Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки. •  Медведь — показать, как мишка ходит. •  Петушок — изобразить гребешок. •  Птичка — жест «полетели». •  Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает. •  Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос. •  Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.

Жесты описательного характера .

Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту:

•  Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».

•  Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы.

•  Курочка — жест «клюёт».

•  Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.

•  Медведь — показать, как мишка ходит.

•  Петушок — изобразить гребешок.

•  Птичка — жест «полетели».

•  Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.

•  Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос.

•  Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.

•  Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. •  Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга. •  Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны. •  Высоко — поднять руки вверх. •  Большой — развести руки в стороны. •  Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки. •  Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.

•  Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома.

•  Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга.

•  Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны.

•  Высоко — поднять руки вверх.

•  Большой — развести руки в стороны.

•  Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки.

•  Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.

 Преимущества и недостатки системы жестов.   Преимущества: •  Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений. •  Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь. •  Язык жестов часто наглядeн. •  Ребёнку можно помочь своими руками •  Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт. Недостатки: •  Некоторые жесты понятны только «посвящённым». •  Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций. •  Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли». •  Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

Преимущества и недостатки системы жестов.

Преимущества:

•  Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений.

•  Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь.

•  Язык жестов часто наглядeн.

•  Ребёнку можно помочь своими руками

•  Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт.

Недостатки:

•  Некоторые жесты понятны только «посвящённым».

•  Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций.

•  Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».

•  Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

 Использование системы символов .   Чаще всего ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он: •  просит что-то, •  комментирует, делится эмоциями. Как технически происходит общение с помощью графических символов (варианты): •  Человек берёт картинку в руки и передаёт её собеседнику. •  Указывает на неё рукой или дотрагивается пальцем. •  Нажимает на соответствующую кнопку. •  При серьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённой к шлему на голове, направлением взгляда.

Использование системы символов .

Чаще всего ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:

•  просит что-то,

•  комментирует, делится эмоциями.

Как технически происходит общение с помощью графических символов (варианты):

•  Человек берёт картинку в руки и передаёт её собеседнику.

•  Указывает на неё рукой или дотрагивается пальцем.

•  Нажимает на соответствующую кнопку.

•  При серьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённой к шлему на голове, направлением взгляда.

Пособия, которые можно использовать : •   Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы. •  Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы. •  Тематические книги. •  Альбомы с картинками и фотографиями. •  Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке. •  Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие ).

Пособия, которые можно использовать :

•  Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.

•  Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.

•  Тематические книги.

•  Альбомы с картинками и фотографиями.

•  Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.

•  Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие ).

 Предварительная оценка навыков  ребёнка, необходимых для освоения системы символов:   1. Коммуникативные навыки ребёнка. На какие вопросы важно попытаться ответить: •  Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию? •  Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге? •  Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)? •  Каких знаков не хватает ребёнку.

Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоения системы символов:

1. Коммуникативные навыки ребёнка. На какие вопросы важно попытаться ответить:

•  Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию?

•  Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге?

•  Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?

•  Каких знаков не хватает ребёнку.

 2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу:   •   Воспринимает ли ребёнок картинку? •  Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего? •  Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объект (например, разные мячи или собаки)? •  Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «такой же» мяч, «такая же» кукла?)? •  Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствующий объект или часть объекта, представлять весь объект?

2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу:

•  Воспринимает ли ребёнок картинку?

•  Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?

•  Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объект (например, разные мячи или собаки)?

•  Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «такой же» мяч, «такая же» кукла?)?

•  Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствующий объект или часть объекта, представлять весь объект?

Обучение глобальному чтению С точки зрения психологии чтение складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зрения психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом.  Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением, развивает зрительное внимание и память. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.  При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Обучение глобальному чтению

  • С точки зрения психологии чтение складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зрения психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом.
  • Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением, развивает зрительное внимание и память. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.
  • При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Подготовка к обучению глобальному чтению. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: •  зрительного восприятия; •  внимания; •  зрительной памяти; •  понимания обращённой речи; •  выполнения простых инструкций; •  умения подбирать парные предметы и картинки; •  умения соотносить предмет и его изображение; •  понимания содержания читаемого.

Подготовка к обучению глобальному чтению.

Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:

•  зрительного восприятия;

•  внимания;

•  зрительной памяти;

•  понимания обращённой речи;

•  выполнения простых инструкций;

•  умения подбирать парные предметы и картинки;

•  умения соотносить предмет и его изображение;

•  понимания содержания читаемого.

Целесообразно использовать дидактические игры Это такие игры, как: •  «Лабиринты», •  «Кто где живёт?», •  «Лото», •  «Найди по контуру», •  «Что пропало?», •  «Найди по силуэту», •  «Найди место куклам», •  «Парные картинки».

Целесообразно использовать дидактические игры

Это такие игры, как:

•  «Лабиринты»,

•  «Кто где живёт?»,

•  «Лото»,

•  «Найди по контуру»,

•  «Что пропало?»,

•  «Найди по силуэту»,

•  «Найди место куклам»,

•  «Парные картинки».

 Виды работ при обучении глобальному чтению:   1. Чтение автоматизированных анаграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных). Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним.  Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трёхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).

Виды работ при обучении глобальному чтению:

1. Чтение автоматизированных анаграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных).

  • Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним.
  • Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку.
  • Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трёхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).
При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы:   •  Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси. •  Демонстрация действия, изображённого на картинке, посредством использования жеста. •  Закрепление речевого материала дома. Таким образом, ребёнок сопряжённо проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в активный

При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы:

•  Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.

•  Демонстрация действия, изображённого на картинке, посредством использования жеста.

•  Закрепление речевого материала дома. Таким образом, ребёнок сопряжённо проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в активный

  2. Чтение слов    Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берём две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»). Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребёнка.

2. Чтение слов

  • Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берём две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»).
  • Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребёнка.
 3. Чтение письменных инструкций.   Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: •  Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее — здесь удобно работать перед зеркалом). •  План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребёнка на различное написание вторых слов в предложениях .  ПОДОЙДИ К

3. Чтение письменных инструкций.

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений:

•  Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее — здесь удобно работать перед зеркалом).

•  План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребёнка на различное написание вторых слов в предложениях .

ПОДОЙДИ К

 4. Чтение предложений .    Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.). Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.  Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.

4. Чтение предложений .

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.). Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.

 Система коммуникации при помощи  карточек PECS.    PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Система коммуникации при помощи карточек PECS.

  • PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
  • Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.

Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS

Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.

 Это можно сделать несколькими способами: 1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу. Можно понаблюдать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть, пить, с кем любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит. 2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт без сожаления.

Это можно сделать несколькими способами:

1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу. Можно понаблюдать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть, пить, с кем любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит.

2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт без сожаления.

 После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:   •   Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер 5х5 см). •  Липучки. •  Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге. •  Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения предложений.

После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:

•  Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер 5х5 см).

•  Липучки.

•  Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.

•  Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения предложений.

 Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:   Первый этап обучения:  формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке.  На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.

Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:

Первый этап обучения:

формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке.

На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.

Второй этап обучения:  закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет.  Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника. На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки.  После того как ребёнок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет, пришло время научить ребёнка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

Второй этап обучения:

закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет.

Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.

На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки.

После того как ребёнок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет, пришло время научить ребёнка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

Третий этап обучения  обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.  После того как ребёнок научился отличать карточку желаемого предмета от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап.

Третий этап обучения

обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.

После того как ребёнок научился отличать карточку желаемого предмета от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап.

Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами. В данной процедуре применяется пошаговое обучение:

  • Перед ребёнком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребёнком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.
  • Когда ребёнок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.
  • Новая реакция, изучаемая на этом этапе, — это выбор предмета, соответствующего картинке. Как только ребёнок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребёнок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребёнок использует карточку правильно.
  • Если ребёнок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию (остановить руку ребёнка) и применить процедуру коррекции ошибки (положить карточку обратно в альбом, с участием помощника взять рукой ребёнка карточку с изображением желаемого предмета, вложить её рукой ребёнка в руку коммуникативного партнёра и получить соответствующий предмет с подноса).
  • Когда ребёнок научился правильно различать две карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности и добавлять дополнительные карточки. То есть научить ребёнка выбирать из трёх, четырёх, пяти предметов и так далее.
 5. Пятый этап обучения.    Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги и поместить одну или две карточки высоко мотивационных стимулов на первую страницу, а потом книгу закрыть. После этого следует показать ребёнку один из предметов. Ребёнок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает, можно помогать ему с помощью физического направления и постепенно убрать физическую подсказку.

5. Пятый этап обучения.

Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги и поместить одну или две карточки высоко мотивационных стимулов на первую страницу, а потом книгу закрыть. После этого следует показать ребёнку один из предметов. Ребёнок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает, можно помогать ему с помощью физического направления и постепенно убрать физическую подсказку.

 Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации   Занятиями, развивающими данные способности, могут стать: •  Совместное составление расписания с использованием символов. Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление. •  Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением. Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игре-театрализации. •  Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится). •  Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его). •  Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом

Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации

Занятиями, развивающими данные способности, могут стать:

•  Совместное составление расписания с использованием символов. Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление.

•  Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением. Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игре-театрализации.

•  Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).

•  Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

•  Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом

•  Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину. При введении обучения альтернативной (дополнительной) коммуникации в повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду таким образом, чтобы окружающее ребёнка пространство способствовало как можно более разнообразному усвоению различных систем коммуникации. Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить карточки с напечатанными названиями предметов: «стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В ванной можно прикрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета.

•  Рассматривание коммуникативных книг.

•  Составление фотоальбома про себя.

•  Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком. Взрослый читает стихотворение, а ребёнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображением данного предмета.

  • Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин … (дом) Бежит … (курица) с ведром, заливает кошкин … (дом)
Дидактический материал

Дидактический материал

Дидактический материал

Дидактический материал

Заключение. Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации можно существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.

Заключение.

Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации можно существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!