СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологических подходов в условиях смешанного обучения на уроках и во внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлено описание некоторых техологических подходов, применение их на уроках русского языка и литературы при очном и дистанционном обучении

Просмотр содержимого документа
«Использование технологических подходов в условиях смешанного обучения на уроках и во внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы»

Использование технологических подходов в условиях смешанного обучения на уроках и во внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы


Автор работы – Соколова Ольга Николаевна

Место работы – муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова

Должность - учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория высшая

Оглавление

Введение 1

Глава 1. Теоретические основы темы 2

История возникновения понятия смешанного обучения 2

Преимущества и недостатки очного и электронного обучения 4

Использование электронных ресурсов в обучении 5

Типы цифровых ресурсов при организации смешанного обучения 6

Коммуникативно-деятельностный подход при смешанном обучении 6

Глава 2. Из опыта работы 6

Элементы РКМ 6

Интернет-ресурсы в работе учителя 9

Работа с одаренными детьми 10

Проектная деятельность 12

Оценивание 13

Результаты работы 13

Заключение 14

Источники 15




Введение

Весной 2020 года школы России оказались в сложной ситуации. Массовый переход на дистанционное обучение простимулировал всех учителей страны к скорейшему освоению онлайн-педагогики и дал полезный опыт работы с образовательными интернет-ресурсами. Неоднозначное мнение по этому поводу сложилось не только у педагогов, но и у родителей и школьников. Всех участников образовательного процесса ситуация пандемии заставила пересмотреть свои роли в процессе обучения, оценить деятельность школы по-новому.

Несколько лет назад считали, что дистанционное обучение может стать альтернативой обучению в классе, что компьютер может заменить учителя. Но прошло время, и мы можем утверждать, что, да, роль учителя изменилась, но значимость его деятельности не уменьшилась, а напротив, сильно возросла. Становится очевидным, что полное «преклонение» перед электронными методами обучения – неэффективный подход в современной школе. Какой же выход? Необходима интеграция традиционных методов обучения (очное обучение) и новых электронных методов (дистанционное обучение), ведь, с одной стороны, традиционное очное обучение обладает неоспоримыми преимуществами, от которых нельзя отказываться. С другой – неоценимые возможности обучающих порталов и электронных библиотек привели к поиску новых форм, методов работы, способов организации учебного процесса.

Эксперты немедленно приступили к изучению западного опыта, и пришли к выводу, что смешанное обучение, как «золотая середина», имеет неплохие перспективы, чтобы прижиться в российском образовательном пространстве.

Конечно, в полной мере назвать существующий сейчас в практике процесс обучения в полной мере назвать смешанным обучением (в том смысле, в котором данное словосочетание употреблялось изначально) нельзя. Отчасти потому, что понятие «смешанное обучение» – продукт «коллективного разума», экспериментальная разработка в сфере образования, пока не имеющая окончательного и четкого алгоритма.

Но понятно, что смешанное обучение представляет огромный интерес для российской системы образования, как взаимодополняющий процесс для очной и электронной формы, позволяющий нейтрализовать их недостатки.

Цель данной методической разработки - представление опыта работы по использованию элементов различных технологий, ориентированных на детей с разными образовательными возможностями, в рамках смешанного обучения.

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу по особенностям организации смешанного обучения,

  • Раскрыть эффективность использования отдельных технологий в условиях дистанционного и очного обучения,

  • Описать опыт работы в рамках технологических подходов на уроках,

  • Представить задания, применяемые во внеурочной деятельности и работе с одаренными детьми,

  • Доказать эффективность подобной организации работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Основные принципы – обеспечение коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода к методике организации уроков и внеурочной деятельности и реализация преемственности.

В работе представлены теоретические основы смешанного обучения, представлены плюсы и минусы, показана их роль в учебном процессе. Приведены возможности некоторых технологий, важных с точки зрения индивидуализации обучения, сделан обзор программного обеспечения.

В практической части разработки приведены примеры созданных заданий для уроков русского языка, литературы, родного языка, внеклассной работы по предмету, внеурочной деятельности, элективных предметов, показано использование разноуровневых офлайн и онлайн-заданий при проектной технологии.

Глава 1. Теоретические основы темы


История возникновения понятия смешанного обучения

Стремление к повышению эффективности образовательного процесса, широкое распространение дистанционных, а также смешанных форм обучения на качественно новом уровне заставляет членов педагогического сообщества по-новому взглянуть на так называемую технологическую модель обучения.

Смешанное обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение:

— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)

— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)

— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах. В условиях

Задача современного учителя - превратить обучение в любом из форматов – очном, онлайн-формате – в процесс, гарантирующий результат.

Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning — учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.

Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.

Термин «blended learning» стал активно использоваться после выхода в 2005 году книги «The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs» Кертиса Бонка и Чарльза Грэхема. И хотя в специальной литературе встречаются другие наименования: hybrid learning, комбинированное обучение (mixed-model instruction), интегрированное или веб-расширенное обучение (web-enhanced instruction), суть не меняется — гибкое комбинирование (в различных пропорциях в зависимости от характера дисциплины) обучения в аудитории с занятиями в сети.

В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения. Такая спонтанность и многофакторность развития смешанного обучения вызывает сложности при анализе данной технологии, которые начинаются с попыток сформулировать чёткое определение.

Процитируем несколько возможных определений смешанного обучения:

«Смешанное обучение — это сочетание учебных методов» (Bersin&Associates, 2003)

«Смешанное обучение — совмещение онлайн- и очного обучения» (Reay, 2001)

В 2006 г. в статье «Справочник смешанного обучения» (Bonk, 2006) появилось первое достаточно чёткое определение смешанного обучения, отражающее его основные особенности: «Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами».

Институт Клейтона Кристенсена (Christensen) даёт ещё более узкое и конкретное определение: «Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».

Следует, однако отметить, что с расширением разнообразия компьютерных технологий, появлением понятий «электронное обучение» (2015) (как понятия более широкого, чем онлайн-обучение) и «мобильное обучение», а также с использованием в моделях смешанного обучения цифровых ресурсов в режиме оффлайн, следует сформулировать определение несколько иначе: «Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения»1.

Таким образом, технологию смешанного обучения можно рассматривать как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.


Преимущества и недостатки очного и электронного обучения2.

Очное обучение

Электронное обучение

(-)определённое ограниченное время для получения обратной связи с учителем, невозможность интерактивного взаимодействия с учебными материалами на полиграфических носителях

(+) возможность постоянного интерактивного взаимодействия, возможность получения обратной связи в любом месте в любое время, высокая степень вовлечённости ученика в учебный процесс

(+) спонтанность реакции, все, что происходит, происходит здесь и сейчас, возможность более гибкой и мгновенной реакции учителя на действия ученика

(-) заранее заложенные варианты реакции электронного ресурса на действия ученика, отсрочка реакции учителя при онлайн-взаимодействии

(-) низкая степень индивидуализации, одинаковая образовательная траектория для всех учеников

(+) повышение степени индивидуализации за счёт разнообразия избыточности, гибкости и адаптивности (под индивидуальные запросы) электронных ресурсов;

(-) ограниченное коммуникационное поле (взаимодействие с небольшой группой одноклассников, сходной по возрасту, географическому положению и социальному статусу)

(+) более широкое коммуникационное поле (взаимодействие через системы коммуникации, социальные сети и их аналоги с разновозрастной, географически и социально распределённой группой)

(+) возможность формирования непосредственных личных человеческих связей с глубоким эмоциональным взаимодействием

(-) опосредованное (через компьютерную коммуникацию) формирование личных связей, ограниченность эмоционального взаимодействия

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в современных условиях в школе должно сочетаться электронное и очное обучение для эффективной работы, направленной на достижение гарантированного результата, развитие индивидуальных способностей учащихся. При такой организации работы, прежде всего, создается новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в поле множества возможностей, сам несет ответственность за свое образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Он не может просто «отсидеться» на уроке, т.к. каждый будет отвечать за свой результат.

В то же время, с теми, кто пропустил занятия по состоянию здоровья или по другим причинам, смешанное обучение позволяет частично снять трудности организации занятий. Благодаря дистанционной части процесса обучения педагог имеет возможность эффективнее использовать время урока. Учитель сам решает, какую работу в данный момент проводить с учащимися:

  • разбирать задания повышенной сложности,

  • выполнять творческие работы,

  • решать обучающие тесты,

  • защищать проекты,

  • вести дискуссии.

Использование электронных ресурсов в обучении

Использование цифровых образовательных ресурсов — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. Они обладают рядом особенностей, проистекающих из общих свойств электронных носителей информации, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ (Долгова Т.В., 2016).

Особенности ЦОР и их технологические преимущества

Особенности цифровых образовательных ресурсов

Технологические преимущества цифровых образовательных ресурсов

1. Большой объём информации, размещаемый на электронном носителе

включение в цифровые образовательные ресурсы избыточной учебной информации без увеличения физического веса носителя.

размещение на одном носителе нескольких разных ресурсов (сборники заданий, задачники, атласы, методические рекомендации и др.).

2. Разнообразие форм представления информации

одновременное представление информации в разных формах (текстовой, графической и мультимедийной).

3. Гипертекстовая структура представления информации

компактное размещение больших объёмов информации за счёт различных уровней вложенности гипертекста.

установление материально выраженных логических взаимосвязей между информационными единицами (система перекрёстных ссылок)

удобство навигации по содержанию (например, интерактивное оглавление).

Возможность добавления контекстных подсказок.

4. Возможность интерактивного взаимодействия с контентом

создание инструментов и сервисов для работы с учебной информацией (выделение фрагментов текста маркерами, создание закладок и заметок, добавление отдельных элементов содержание в избранное и т.д.).

быстрый поиск по содержанию.

интерактивное моделирование процессов и явлений.

оперативное автоматическое оценивания выполнения заданий.

создание инструментов и сервисов для организации образовательного процесса (электронный журнал, фиксация прогресса прохождения, хранение результатов оценивания и т.д.).

создание сервисов для коммуникации между участниками образовательного процесса.

Таким образом, преимущества цифровых ресурсов заключаются в разнообразии и избыточности информации и способов ее представления, разноуровневость, а значит, и вариативность, гибкость.

Одновременно в цифровых образовательных ресурсах могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.



Типы цифровых ресурсов при организации смешанного обучения


При реализации моделей смешанного обучения возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:

— учебные онлайн-курсы (например, онлайн-платформы «Якласс». «Веб-грамотей», тетрадей «SkySmart», ресурсов «Российской Электронной Школы, «Фоксфорд», «Сберкласс» и прочее);

— инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов (например, конструктор тестов 4exam Quiz Maker и др );

— инструменты для коммуникации и обратной связи (Mirapolis, Zoom, Скайп, Google-чат и др.);

— инструменты для сотрудничества (например, Google Docs, Word Online и др.);

— инструменты для создания сообществ (социальные сети);

— инструменты планирования учебной деятельности (электронные журналы, календари).

В смешанном обучении могут быть использованы как готовые цифровые ресурсы, так и созданные самими учителями. При этом предпочтение лучше отдавать комплексным электронным ресурсам, совмещающим в себе учебный контент, отвечающий требованиям избыточности, и инструментарий для организации учебной деятельности.

При этом не стоит забывать о требованиях СанПинов и невозможности проводить весь урок с использованием цифровых ресурсов.

Коммуникативно-деятельностный подход при смешанном обучении

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении языку неразрывно связан с текстоцентрическим, потому что основной единицей общения является текст. Текст содержит информацию об общих сферах и конкретных ситуациях общения, о его цели, предмете, теме. Ни одна единица обучения, кроме текста, такой информации не несет.

Коммуникативная направленность обучения предполагает использование учебных ситуаций общения. Этот компонент уже получил признание в практике преподавания родного языка, широко включается в учебники и учебные пособия, используется на уроках. Использование учебных ситуаций общения не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку.

В учебной деятельности важнейшее значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучающихся на каждом уроке. Главным средством создания возможностей общения на уроке признается специальная система коммуникативных упражнений.

Глава 2. Из опыта работы Элементы РКМ

К метакогнитивным относится технология под названием «Развитие критического мышления», направленная не только на достижение предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Главная ценность приемов ТРИЗ и РКМ-технологий заключается в том, что они позволяют сформировать целый ряд умений (компетентностей), столь востребованных в современном мире (рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения). При этом работа может быть организована и в онлайн и офлайн-режиме (и с использованием средств электронного обучения, и используя печатные источники информации). Каждый учитель, без сомнения, учит детей работать с текстом, перерабатывать его (меняя стиль, изменяя последовательность, выделяя определенные смысловые отрезки и т.д.).


Структурно-логические схемы

Эти схемы позволяют структурировать информацию. Они способствуют развитию системно-аналитических способностей и целостного восприятия текста при чтении и изучении информации.

Задания могут быть рассчитаны на учащихся с различной подготовкой (в этой ситуации уровень подготовки определяет сам учитель):

1.Простой. Демонстрируем ученикам текст с цифрами (проектор/раздаточный материал) и схему, частично заполненную (доска).

2.Сложнее. Демонстрируем детям текст с цифрами, частично проставленными и часть блоков/стрелок…

3.Ещё сложнее. “Разбивку” текста не демонстрируем. Показываем только часть блоков/стрелок. Остальное дети делают самостоятельно.

4.Сложный и самый творческий. Учащиеся самостоятельно составляют структурно-логическую схему по тексту. Количество блоков и название стрелок могут отличаться друг от друга и в этом и заключается выход на индивидуальное восприятие текста.

Этапы работы:

1.Разбиваем текст на смысловые отрезки, нумеруем (на первых этапах работы важно объяснить детям, что смысловые отрезки не всегда равны абзацу).

2.Далее располагаем «вокруг автора» блоки (прямоугольники) с цифрой.

3.Определяем характер влияния факта на судьбу автора либо указываем дополнительные сведения на стрелке (ветви).

Структурно-логическая схема по биографии автора – стратегия смыслового чтения, которая не просто позволяет учащимся производить трёхэтапный анализ текста. В процессе работы над составленной структурно-логической схемой возникает диалог двух текстов, и каждый текст обогащается смыслами. Такая организация работы на уроках знакомства с биографией автора позволяет

  • выделить ключевые события в жизни автора,

  • охарактеризовать влияние факта на судьбу автора или отношение автора к происходящему,

  • провести логические связи между событиями и фактами (изображается стрелками на ветви, а также стрелками между блоками),

  • предугадать проблематику произведения,

  • по проблематике произведения определить события в жизни писателя, этап в его судьбе, который повлёк за собой рождение изучаемого текста.

Одна из разновидностей таких схем – кластеры. Ребята могут самостоятельно заполнять кластер на уроках повторения, обобщения материала, а можно предложить частично заполненные схемы (особенно хорошо прием работает при подготовке к ЕГЭ)


Стратегия «Fishbone» Модель постановки и решения проблемы

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

● организовать работу участников в парах или группах;

● развивать критическое мышление;

● визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

● ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее как в электронном виде, так и в печатном варианте.

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с ребятами на уроке. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове.

Схема Фишбоун эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний.

Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке

● Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

● Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Проблема может быть сформулирована

  • в форме обычного вопроса (Почему? Зачем?): почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским? Зачем Базаров возвращается к Анне Сергеевне? Зачем Лермонтов изменяет хронологическую последовательность повествования в «Герое нашего времени»? и др.

  • в форме утверждения по принципу «казнить нельзя помиловать»: «Катерине жить нельзя покончить жизнь самоубийством».

  • в форме перекрёстка мнений (когда сталкиваются полярные мнения критиков: «Сила и слабость Гамлета», «Грешность и духовность Катерины».


Методика «5 почему»

Лучший вариант использования методики «Пять Почему» (ее еще называют стратегией Тойоты) — это урок обобщения и систематизации материала, в основе урока лежит проблема и необходимо найти причины ее возникновения. Технология поможет качественно осмыслить изученное, «разложить по полочкам», применить для решения конкретной проблемы, осознать причинно-следственные связи. Форма работы может быть как коллективная («мозговой штурм»), так и групповая или индивидуальная. Очень удобно применять эту технологию для индивидуального планирования ликвидации пробелов со слабо мотивированными учащимися.

Данную методику также интересно применить и на уроке познания нового на фазе постановки проблемы: в ходе применения «Пяти Почему» школьники должны прийти к выводу, что они не могут решить проблему, так как не обладают необходимой для этого информацией. Можно использовать «Пять Почему» и на других этапах урока, и на разных типах уроков (например, для контроля). Схематически это можно представить так (пример формирования карты ликвидации пробелов):

Проблема: не справился с диктантом

почему? – 1 причина….. почему? – 2 причина….и т.д.

Так ребенок сам придет к первопричине неуспешности во время проведения диктанта, проанализировав свои ошибки.

На уроках литературы «5 почему» может выглядеть так:

Почему Татьяна отказала Онегину? (потом что уже была замужем)

Почему она вышла замуж? (уехала после отъезда Онегина, понимая, что надо выходить замуж)…и далее

Цепь вопросов может быть гораздо больше 5 и такая организация работы позволяет выстраивать причинно-следственные связи.

Интернет-ресурсы в работе учителя

Linoit.com

Отдельного внимания заслуживает интерактивная онлайн-доска Linoit, позволяющая осуществлять различные формы работы.

Все объекты, размещенные на этой доске, могут редактировать не только её создатели. Если необходимо, то вы можно предоставить доступ к доске всем, кому пожелаете, и работать коллективно. Это очень удобно при групповой работе на уроке или дома. Виды доступа к страницам виртуальной доски:

  • для чтения, изучения размещенной на доске информации;

  • для совместной работы неограниченного круга пользователей по ссылке.

Регистрация при этом в сервисе необязательна, но в рамках совместной работы над проектом, которая предусматривает неоднократное обращение к материалу, необходимо иметь регистрацию.

Данная доска позволяет размещать стикеры со ссылками на интернет—ресурс, фотографии, аудиофайлы, видео, вставлять тексты.

Такая организация работы позволяет активно готовить учащихся к ВПР по русскому языку (варианты: дается текст, разноуровневые задачи для учащихся – найти максимально орфограммы, написать правило, привести примеры других слов на это правило; объяснить пунктограммы; если это хорошо мотивированные дети – составить задания по аналогии, предложить свои варианты заданий).

Когда с доской работают зарегистрированные пользователи, на каждом стикере внизу появляется имя ребёнка, что позволяет судить об активности, оценивать качество ответов учащихся. Самих же учеников такая организация работы заставляет быт не хуже других» и искать ответы на поставленные задачи.

В рамках подготовки профильной группы литературы к ЕГЭ по литературе мы создавали тематические доски («Образ Петерурга», «Лирика природы», «Проблема «отцов и детей» и пр.). Обучающиеся подбирали информацию и излагали ее в структурированном виде (автор-название – жанр – особенности). Данная работа продолжалась на занятиях, можно сказать, сто дальше использовались элементы технологии «перевернутый класс», т.к., подготовившись к уроку подобным образом, учащиеся могут искать точки соприкосновения найденных произведений, используя «круги Венна».


Диаграмма Венна

Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге “Символическая логика”. Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. “Кольца Венна” помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Как работать с приемом “Диаграмма Венна”

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы. Кольца обязательно должны пересекаться, т.е. «находить» одно на другое. Именно это пересечение и является важным для сопоставления.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

Для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

В рамках дистанционного обучения мы освоили электронные варианты создания интерактивных диаграмм Венна на сайтах https://www.classtools.net/Venn/, https://www.canva.com/ .


Работа с одаренными детьми

С 2014 года я являюсь разработчиком и преподавателем программы подготовки учащихся к олимпиадам в рамках муниципального проекта «Школа плюс». Мной разработана программа для обучающихся города и района. До этого учебного года занятия проходили в обычном формате классных занятий, в этом году все занятия проводились через платформу ZOOM. Для создания и разработки заданий мной использовались метафорические карты Saga и Mythos, работа с текстами в рамках медиа-технологий (примеры заданий есть в приложениях). Для изучения произведений литературы активно использую возможности Google-карт, что позволяет выходить на метапредметный уровень. При работе с текстами использую задания, направленные на развитие глобальных компетенций (оно из актуальных направлений в образовании).

Наряду с обычными лекционно-практическими заданиями мной активно использовались такие ресурсы, как Glogster.edu (интерактивные плакаты), Чимборасо (техника развития логических связей), TimeRime (лента времени).

Glogster

Сервис можно использовать для создания интерактивных биографий. Это хорошая площадка для совместного творчества учеников. Они без проблем могут создавать интерактивные плакаты, которые с лёгкой руки создателей сервиса стали называться глогами (glogs), так как представляют собой своеобразные графические блоги.

Выполненные с помощью данного сервиса учительские интерактивные плакаты и ученические глоги позволят учащимся теснее взаимодействовать с учебным предметом. Глог можно скопировать, встроить в презентацию. Создание ученических интерактивных плакатов позволит детям на практике реализовать навыки критического мышления и исследовательской деятельности.

Игра Чимборасо

Эта игра чаще всего выполняется в онлайн-формате. Игра поможет:

  • научить определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • сформировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • сформировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • научить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Немножко отойдя от традиционных форм проведения игры можно успешно готовить учащихся к итоговой аттестации и к олимпиадам одновременно, так как учащиеся сами проектируют свои знания.

Ход игры:

  1. войти в Википедию на страницу с заданной темой (можно использовать любой сайт с необходимой информацией)

  2. Прочитать статью. Найти факт, о котором раньше ничего не знали

  3. Найти информацию об этом факте (это могут быть фамилии, события, родственные связи, термины, понятия и проч.), найти то, что удивило, что раньше не знали

  4. Заняться поиском информации про этот новый факт…(обычно даётся таких 4-5 шагов в зависимости от возраста)

  5. Подобрать текст (к примеру, произведение литературы, связанное каким-либо образом с фактом), дать обоснование связи


TimeRime

Данный прием предполагает создание временной шкалы, на которую в хронологической последовательности наносятся исторические события. Как правило, «Лента времени» представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием того, что происходило в то или иное время (столетие, эпоху, любой исторический период времени).

Сервис позволяет «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.

Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам.

Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его. Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, героев того или иного (достаточно объемного) произведения.

Данный сервис использовался мной не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Один из интересных вариантов – нанесение довольно удаленных друг от друга событий. Например, при изучении биографии А.А.Ахматовой на ленте можно расположить следующие точки:

  1. 1795 – герб Одессы

  2. 1811 – портрет Пушкина

  3. 1948 –фрагмент фильма «Молодая гвардия»

  4. 1962 – Чтение Рождественским Реквиема (аудио)

  5. 1995- сфинксы (скульптура)

Расшифровка может быть сделана примерно такая: родилась в Одессе, жила в Царском селе, вернули в Союз писателей благодаря А.Фадееву, написала «Реквием», в 1995 открыт мемориал.

Ребята должны установить логические связи между объектами, найдя информацию по каждому из них. Они очень активно включаются в работу и сами занимаются составлением подобных заданий для других ребят.

В рамках дистанционного обучения подобным образом можно разрабатывать и проводить различные викторины. Тем более, поданная таким образом информация способствует развитию глобальных компетенций, что и является основной целью школы.

В роли организатора муниципального проекта «Ломоносовы XXI века» я в Google-формах разрабатывала задания для дистанционной викторины и являлась одновременно и членом жюри дистанционного и очного туров. Вариант заданий можно посмотреть по ссылке

https://docs.google.com/forms/d/12MojSZgoYTNVsazBj33yfQJTsGEdl4zSLsS5aV6NvlU/edit


Проектная деятельность

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся определяет уровень знаний, получаемых учащимися различных стран в школах, и степень их подготовленности к активному включению в жизнь общества. По итогам этих исследованиях выявлено, что «российские школьники испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией».

Сегодня «Проектная деятельность и технология» — самый популярный предмет в английских школах. Все большее количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности. В российских школах в последние годы получили распространение данные подходы к организации проектной деятельности учащихся.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Использую данную технологию в рамках работы на уроке, в качестве домашних заданий, а также во внеурочной деятельности.

Проект – это «пять П»: Проблема, Планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация (представление). Можно исходить из проблемных ситуаций или идти от заказчиков проекта.

Пройдя обучение в рамках проекта ФРИИ, я стала использовать методики стартапов при подготовке проектов. Также широко использую проектные тетради М.В.Котовой.

Кратко можно так представить схему методического сопровождения проекта

  • Запуск проекта (проблема-тема-цель)

  • Выполнение проекта (проектный продукт – план работы – реализация)

  • Презентация проекта (самооценка – оценка –рефлексия)

План работы над проектным продуктом

  • Получи ситуацию, проанализируй ее.

  • Сформулируй проблемы.

  • Продумай схему работы (продумай время, ресурсы – кто потребуется для работы, распредели ответственность, контрольные точки)

  • Оформи каркас проекта (что нужно сделать), паспорт (кому будет нужен, с какими трудностями можно встретиться, как преодолеть)

  • Создай продукт (реклама, каталог, заметка, буклет, глог, блог и проч).

Оценка

  • Оценка проекта (сформированность навыка и оценка продукта)

  • Оценка (самооценка, взаимооценка, экспертная оценка)

  • Самооценка (эмоциональная, содержательная, рефлексия способа).

Листы самооценки представлены в приложении


Оценивание

Если говорить о контроле знаний, то кроме традиционных форм контроля знаний, я считаю, что оценивание на уроке — это процесс и результат.

Процесс, т. к. учитель самостоятельно или вместе с детьми разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать свою работу учащихся, а результат - т. к. это показатель освоения знаний, умений навыков. Конечно, оценивание стимулирует учебный процесс.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.

На уроках часто использую листы оценивания (ребята уже привыкли к критериям и теперь я не распечатываю критерии – они знают их наизусть).

Хорошо знают также критерии оценивания устного выступления (мы разработали с ними на основе требований к устному собеседованию шкалу оценивания).

Если в основе выступления на уроке или на занятии по внеурочной деятельности лежала формула RAFT (роль-аудитория – форма – жанр), то оценить выступление бывает гораздо проще и самому, и слушателям.

В качестве рефлексии использую, как правило, метод «трех М» (моменты, которые удивили, вызвали сомнение, понравились… варианты могут меняться).

На уроках русского языка, литературы и родного языка очень часто используется для самооценки учащихся ПОПС-формула (позиция-обоснование-пример-следствие). Такая форма работы готовит ребят к дальнейшему написанию рассуждений и работе в старших классах.


Результаты работы

Говоря о технологических подходах, нельзя не сказать о практических результатах их применения.

  1. Мои ученики показывают стабильные достижения в изучении предметов гуманитарного цикла. Если опираться на данные ОГЭ 2018 гг, то мои ученики успешно сдали экзамены. Собеседование. Средний балл – 16,6 из 19. Максимальный балл получили 4 человека.

ОГЭ по русскому языку средний балл 32, максимальное количество набрали 3 моих ученика.

ЕГЭ по русскому языку справляемость 100%, средний балл 78,2 (по Ярославской области средний балл 74,5). Из сдававших 29 учащихся один мой ученик набрал 100 баллов, 14 человек сдали на 80 баллов и выше. По литературе ЕГЭ сдавали 9 человек. Средний балл 65,3 (Ярославская область – 62,3)

В 2020 году в условиях дистанционного обучения мои ученики также справились 100% с экзаменом по русскому языку. Средний балл 74,2, что также выше балла по области и России. Среди учащихся есть один 100-балльник, 19 человек показали результаты выше 80 баллов. По литературе ЕГЭ сдавала одна ученица химико-биологического класса и получила результат 82 балла

2. Работа по достижению результатов ведется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Налажено дистанционное взаимодействие с учащимися. Для дистанционного общения я использую как традиционные для школы источники (Сберкласс, Фоксфорд, «Я-класс», SkySmart Google-формы и проч ), так и те, которые чаще используются моими учениками (чаты «В контакте», Skype, ZOOM для видеоконсультаций, тестовые платформы Kahoot, Plikers, интерактивные презентации Genially и др). Для обратной связи удобно, на мой взгляд, использовать Bandikam.

3. Для формирования интереса к предметам гуманитарного цикла ежегодно проводятся олимпиады для гимназистов. В них принимают участие от 45 до 74% учащихся. Ежегодно мои ученики становятся победителями муниципального уровня как по русскому языку, так и по литературе. В 2019-2020 году ученица класса стала призером на региональном этапе. В 2020-202 году одна моя ученица стала победителем малой региональной олимпиады по литературе (второй результат в области), а вторая – призёром (третий результат в области).

4. С 2012 года активно использую интерактивные средства обучения. Это позволяет делать пометки поверх предложенного текста, совместно работать над таблицами и их заполнением, организовывать экспресс-поверку знаний, изменять тексты, работать сразу с несколькими учащимися и проч. Одним из преимуществ интерактивности является возможность сохранения записи уроков для передачи материала тем, кто отсутствовал на уроке, медленней усваивает новую информацию. Это позволяет выходить на личностно-ориентированное обучение. И, на мой взгляд, повышение среднего балла по русскому языку у моих учащихся – закономерный результат такой деятельности.

5. Под моим руководством обучающиеся участвуют в различных конкурсах. Мы принимали участие в таких конкурсах творческих работ, как «Имя твое Учитель», «Моя семья в годы войны», «Без срока давности», «Письмо погибшему афганцу», конкурсах чтецов. Стихи, сочиненные учащимися, были высоко оценены гимназическим жюри. Высокой оценки удостаиваются ежегодно проекты, представляемые в рамках гимназической научно-практической конференции.

6. О развитии интереса у детей к предметам гуманитарного цикла говорит количество участников мероприятий, конкурсов, акций, проводимых в рамках внеклассной работы по предметам. Ежегодно мои ученики принимают участие в мероприятиях гуманитарной направленности. Мы проводили вечер «Литература ушедшего века», «Учитель+ученик», «Литературная карта России», «110-летию гимназии».

8. В работе также применяю Google – формы, различные задания, связанные с информационной переработкой текстов (примеры есть в приложении), элементы арт-технологии, технологии образно-поэтического осмысления текста, работу в группах, ОДИ, дебаты и многие другие, которые постоянно обновляются в соответствии с запросами общества.

Можно сделать вывод, что работа, связанная с использованием технологических подходов, основанная на компиляции элементов различных технологий, особенно в условиях смешанного обучения, когда учитель не может гарантировать самостоятельности в выполнении ребенком заданий, а научить должен, способствует личностному развитию учащихся, развивает их одаренность.

Заключение

В рамках небольшой разработки не представляется возмможным раскрыть все технологии, которые я использую и активно применяю на уроках. В данное время работа гимназии направлена на развитие индивидуализации, я работаю в проекте «Цифровая образовательная среда», год работаю на платформе «Сберкласс». То, как растет интерес детей к предметам, показывает, что гимназия двигается правильном направлении, что детям интересно на таких уроках, где они приобретают навыки, востребованные каждым современным человеком.

Смешанное обучение представляет собой прогрессивную образовательную технологию, имеющую широкие перспективы для использования и дальнейшего развития.

В первую очередь это связано с тем, что при правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века. Это:

— способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи (функциональная грамотность);

— критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы;

— креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения;

— командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды;

— умение и стремление учиться на протяжении всей жизни;

— умение принимать решения и нести за них ответственность.

У смешанного обучения можно с уверенностью выделить следующие преимущества, связанные с особенностями использования цифровых образовательных ресурсов:

1) неограниченный доступ к учебной и иным видам информации, размещённой на электронных носителях и в онлайн-пространстве; при смешанном обучении учитель перестаёт быть единственным источником информации, а избыточность информации, получаемой учеником, позволяет формировать разнообразные навыки работы с ней;

2) возможность «тонкой настройки» содержания, способов и методов обучения, позволяющая удовлетворить запросы на обучение практически каждого ученика;

3) прозрачность и понятность системы оценивания, особенно в той её части, где выставление отметки происходит на основе электронных заданий с автоматической проверкой, а субъективное мнение учителя не влияет на отметку.

В эпоху инновационных технологий переход к модели, интегрирующей возможности традиционной и электронной форм обучения, обусловлен объективно возрастающей потребностью использования инновационных методов, соответствующих духу времени, динамике современной жизни и ожиданиям и потребностям обучающихся.

Смешанное обучение, как и любая инновационная технология, требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса.

Источники
  • http://blendedlearning.pro/script/samr/

  • http://pedsovet.su/metodika/

  • https://interactiv.su/

  • https://studopedia.su/

  • https://sergeyafonin.ru/

  • https://teacher.yandex.ru/

  • материалы Всероссийских конференций “EdExpo: образование для будущего» 2018, 2020гг

1 Долгова Татьяна Валерьевна, канд. экономических наук, руководитель отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное Электронное Образование».- Журнал «Интерактивное образование»

2 Там же

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!