СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии Эдварда де Боно "6 шляп мышления" для развития у школьников функциональной грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника «6 шляп мышления», с точки зрения функциональной грамотности, поможет взглянуть на любой вопрос с разных позиций, собрать множество предложений и идей. Этот прием применяют по-разному: и в одиночку, и в сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии Эдварда де Боно "6 шляп мышления" для развития у школьников функциональной грамотности»

Использование технологии Эдварда де Боно

"6 шляп мышления"


В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

В ФГОС основного общего образования говорится о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Там она понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.


Техника «6 шляп мышления», с точки зрения функциональной грамотности, поможет взглянуть на любой вопрос с разных позиций, собрать множество предложений и идей. Этот прием применяют по-разному: и в одиночку, и в сотрудничестве. Она помогает развивать навыки:

  1. работы с информацией;

  2. критического мышления;

  3. генерирования творческих идей;

  4. отбора и оценки идей;

  5. устной речи.


Каждая шляпа предполагает алгоритм действий при анализе и обсуждении проблемы. Необходимо представить себе эти шляпы существующими реально. Для этого нужно использовать их расцветку. Цвет каждой шляпы связан с ее назначением. Запомнить назначение каждой шляпы будет проще, если усвоить ее цвет и вызванные им ассоциации. За цепью ассоциаций в памяти всплывет и предназначение конкретной шляпы.


1-ый способ: учитель называет ученика, который выполняет инструкцию соответствующей шляпы. Учитель, как правило, выступает организатором дискуссии, то есть выполняет инструкции синей шляпы.


2-ой способ: учитель делит класс на группы, присваивая каждой группе одну шляпу; учитель, как правило, выступает организатором дискуссии, то есть выполняет инструкции синей шляпы.


3-ий способ: учитель делит класс на группы, в каждой из которых распределяются роли в соответствии с инструкциями каждой шляпы. Учитель наблюдает за ходом дискуссии в каждой группе.


4-ый способ: ученики самостоятельно высказывают свое мнение по мере организации дискуссии учителем.


Средняя и старшая школа


  1. Ваша семья отправляется в путешествие. Выберите лучшее место для семейного отдыха. Зеленая шляпа начинает первая — с выдвижения идей для путешествия.

  2. Семье, в которой уже есть внуки, нужно принять решение — продать квартиры в городе и купить один большой дом за городом для всей семьи. Зеленая шляпа начинает с предложения для семьи.

  3. В СМИ появилась информация, что скоро будут легализованы некоторые виды наркотиков. Белая шляпа начинает с фактов, которые известны из новостей.

  4. В вашей школе мобильные телефоны будут запрещены в течение всего учебного дня. Белая шляпа начинает с оглашения новых правил.

  5. Школьный совет должен принять решение о том, на что потратить собранные во время ярмарки деньги. Зеленая шляпа начинает с предложения группы учеников — деньги следует потратить на развитие спорта в школе.

  6. Один из учеников школы нарушил в очередной раз устав школы. Школьный совет должен принять решение — отчислить или нет данного ученика. Дискуссию начинает черная шляпа.

  7. Вы хотите открыть свою школу со своими правилами и миссией. Обсудите.

  8. Есть предложение для открытия семейного бизнеса. Зеленая шляпа предлагает приступить к реализации быстро и сразу всем уволиться с прежних мест работы.

  9. В городском совете появились спонсорские деньги, нужно принять решение, на что их потратить. Зеленая шляпа выступает с 2-3 предложениями для улучшения инфраструктуры города.

  10. Вы хотите организовать совместное мероприятие с соседней школой. Зеленая шляпа выступает с предложениями.


История /обществознание

  • Обсудите историческое/социальное событие.


Технику «6 шляп мышления» применяют как отдельно, так и вторым этапом после «мозгового штурма», когда уже есть определенная идея, и ее надо рассмотреть с разных сторон.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!