СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии концепта на уроках родного (русского)языка и родной (русской) литературы для развития творческого потенциала обучающихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение темы «Развитие творческого потенциала учащихся» привели меня к мысли , что  работа по развитию дивергентного мышления должна иметь системный подход и реализовываться на всех уроках по разным предметам. Сегодня интеллектуальный прогресс сказывается не в простом наращивании объема знаний, а в развитии когнитивно-творческих способностей, в дополненном интуитивно - творческими методами логико-диалектическом освоении обществом механизмов мышления.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии концепта на уроках родного (русского)языка и родной (русской) литературы для развития творческого потенциала обучающихся»»

Мастер-класс на тему «Использование технологии концепта на уроках родного (русского)языка и родной (русской) литературы для развития творческого потенциала обучающихся»

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №15» г. Благодарного Кубенева Марина Николаевна

Визитная карточка мастер-класса

Продолжительность: 20 мин.

Аудитория: учителя словесности

Оборудование: компьютер, проектор

Дидактический материал: рабочие листы (см. приложение № 1)

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки учителей словесности в области развития творческого потенциала подростков.

Задачи:

  • представить опыт использования технологии концепта на уроках словесности;

  • провести с участниками мастер-класса небольшое занятие, итогом которого станет составление концепта;

  • провести дидактический анализ нашей работы.

Формы и приемы работы:

  • теоретическое изложение материала с использованием презентации;

  • индивидуальная и парная работа, беседа.

 

Ход мастер-класса

Вступительное слово. Изучение темы «Развитие творческого потенциала учащихся» привели меня к мысли , что  работа по развитию дивергентного мышления должна иметь системный подход и реализовываться на всех уроках по разным предметам. Сегодня интеллектуальный прогресс сказывается не в простом наращивании объема знаний, а в развитии когнитивно-творческих способностей, в дополненном интуитивно - творческими методами логико-диалектическом освоении обществом механизмов мышления.

Изучение концептов позволяет органически соединить логические, интуитивные и образно-эмоциональные знания, поскольку концепт, по Степанову, создает условия для гармонизации информационного обмена между двумя полушариями.

А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую урока словесности под названием «Тайна слова».



Уважаемые коллеги, перед вами картина художника-реалиста  XIX века Алексея Венецианова «На пашне». Какая неточность допущена в картине, посмотрите внимательно. Есть ли предположения, почему это сделано?

(Женщина – образ весны, обобщенный образ русской земли. Такое произведение искусства – это находка для внимательного, думающего зрителя, который зорок не только глазами, но и сердцем).

мы поработаем с Вами  с концептом «старость».

  • Какие чувства у вас возникают при мысли о старости? Запишите их в кластер (разочарование, уныние, печаль, болезни, безденежье…);

  • Для толкования слова используем синонимический способ определения. Подберите тождественные по значению слова и словосочетания ( ветхость, дряхлость, изношенность, обветшалость, осень жизни, зрелость, преклонные годы).

А теперь давайте составим словесный портрет нашего слова. У вас на столах есть таблицы, которые необходимо заполнять в течение нашего разговора:

  1. Какая она? (по размеру и цвету)

  2. Попробуем на вкус. Какая она?

  3. Постараемся услышать старость. Что вы слышите?

  4. А теперь потрогаем старость. Какая она на ощупь?

  5. А какой у старости  запах?

Обратим внимание, какую семантику несет слово СТАРОСТЬ? (отрицательную или положительную). Отрицательную.

Давайте немного отвлечемся от работы над понятием и вспомним, что в современном мире главенствует идея, основанная на формировании смысла в процессе  прочтения текста и размышления над ним. Поэтому понимание смысла текста, смысла слова может достигаться разрушением стереотипа по средствам введения парадоксальной ситуации.

Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю вам парадоксальное словосочетание, оксюморон «МОЛОДАЯ СТАРОСТЬ». Подумайте, что оно может означать?

Работа с намеренным сочетанием противоположных по значению понятий, с психологической точки зрения, является способом разрешения необъяснимой ситуации. Меняя точку зрения на понятие, человек выполняет достаточное количество мыслительных операций, расширяет границы сознания, границы смысла слова. Данная работа является предметом изучения психолингвистики.

Какие дополнительные сведения о понятии «СТАРОСТЬ » в свободную колонку вы можете внести?

ОТВЕТЫ ГРУППЫ

А теперь для создания точного портрета понятия «Старость»  нам нужно помнить, что для каждой культуры характерен свой стереотип сознания. Поэтому я попрошу вас поработать с русскими пословицами и афоризмами, демонстрирующими свой взгляд на интересующее нас понятие. Каково отношение к «Старости» у русских.

1 группа работает с афоризмами, 2 группа – с пословицами

Русские пословицы

  • Не смейся над старым-сам будешь стар

  • Молодость плечами покрепче, старость-головою

  • И стар, да петух, и молод, да протух

  • Седина в бороду- бес в ребро

Обратимся к восприятию старости писателей. Читаю Солженицына

Скажите, что получается, только ли отрицательную семантику имеет данное слово? Нет.

А как появилось это слово? Заглянем в этимологический словарь.

Старость-приставка ст и корень рост(расти, развиваться, изменяться)

Сочетание букв ст означало у славян замедление, остановку.(например в словах столб, стена, стоять..)Получается, что старость-это остановка роста и изменений

.Так понимали наши предки.Они знали: состариться можно и в 30 лет, если перестанешь расти и меняться. Слово «старость» означало порок, неправильный ход жизни человека, поэтому наши предки не старели, они становились с годами зрелыми,

мудрыми, а не старыми.

С учащимися мы проводили такую же работу. В конце занятия я предложила им создать небольшое речевое произведение. С этой же просьбой я обращаюсь и к вам, уважаемые участники группы.

Напишите, пожалуйста, небольшой текст из 4-5 предложений на основе цитаты из стихотворения А. Блока «Принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет!»

Хочу отметить, что синтезировать полученную информацию (понятийную и образную) о концепте в художественной лаконичной форме, а также в качестве средства художественного самовыражения,  можно использую ПРИЕМ «СИНКВЕЙН», взятый из технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Дж. Стил, Ч. Темпл, и с 1997 г. известный в РОССИИ). Создайте, пожалуйста (задание части слушателей) синквейн.

1 слово (НЕУДАЧА)

2 прилагательных или причастия

3 глагола

Фраза, выражающая отношение автора к понятию (лучше 4 слова)

1 слово(синоним, обобщающий или расширяющий смысл понятия).

Уважаемые коллеги, а мы с вами давайте проведем дидактический анализ нашей деятельности.

Работа над понятием велась на основе  ассоциативного, концептуального и культурологического подходов.                                                                     1.

1. На этапе мотивации использован прием составления ассоциативного кластера, толкование велось на основе синонимического ряда. Для создания словесного портрета понятия был использован прием «ПЯТЬ ЧУВСТВ», который позволил обратиться к акустическим, обонятельным, вкусовым, осязательным и зрительным метафорам.

2. На этапе первичной проверке понимания использован метод агглютинации (МОЛОДАЯ СТАРОСТЬ).

3. На этапе решения лингвокультурологических задач обратились к пословицам и произведениям литературы , дополнили представление о понятии, обратились к этимологии

4. На последнем этапе происходит создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество) + прием «СИНКВЕЙН».

СЛУШАЕМ ЭССЕ И СОЗДАННЫЕ СИНКВЕЙНЫ

Таким образом, путь к гармонии знаний и нравственности начинается со Слова, изучаемого как культурно - национальный феномен, как система смыслов, раскрывающая знания о мире и моделирующая поведение человека в нем.

«От культуры слова – к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре моральных чувств и поступков», – так определял цель языкового воспитания выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

Работа в школе с концептами  в полной мере способствует гармонизации знаний и нравственности, обретению школьниками свободы речевого самовыражения и смыслотворчества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!