СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я предлагаю вашему вниманию мой доклад, с которым я выступала на районном семинаре учителей иностранных языков. В докладе представлено обобщение опыта работы по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка»

МБОУ ЛУГАНСКАЯ СОШ В СЕЛЕ БОБРИК




Тема:

«Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка»

(из опыта работы)




Учитель иностранных языков

высшей квалификационной категории

Добренкова Галина Ивановна











Бобрик – 2017


(слайд 1)

Введение

(слайд 2)


Педагог не тот, кто учит,

педагог тот, кто чувствует,

как ученик учится.

В. Ф. Шаталов



В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания образования применительно к потребностям современной жизни.

С введением ФГОС нового поколения в школе приоритетным направлением становится гуманистическая направленность обучения, в центре внимания - ученик, его личность. Обществу нужны нравственные, образованные люди, способные к сотрудничеству, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Понимание учителем процессов, лежащих в основе развития современной системы обучения, способствует выбору наиболее эффективных путей к достижению искомых результатов. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели.






Разнообразие современных педагогических технологий

(слайд 3)

Действительно гуманная педагогика –

это та, которая в состоянии приобщить

детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили

Как известно, основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению языком. Задача учителя состоит в том, чтобы не только активизировать познавательную деятельность учащегося, но и помочь ему проявить свою активность, своё творческое начало.

( слайд 4)

На современном этапе существуют уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии:

- игровая технология

- мультимедийные технологии

- кейс-технология

- развивающие технологии

- здоровьесберегающие технологии

- модульная технология

- ИКТ-технологии

- технология интерактивного обучения и др.

(слайд 5)

Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей. Использование этих технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию обучающихся, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность повысить эффективность обучения и качество образования.


Роль учителя на таких уроках огромна: он должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.


(слайд 6)

Е.И. Пассов, характеризуя организаторскую деятельность учителя иностранного языка, обратил внимание на то, что «для овладения учащимися иноязычным общением недостаточна только их совместная групповая деятельность, когда работа одного не зависит от работы другого. Учитель должен уметь организовать коллективную деятельность, в которой работа всех взаимозависима».

Под коллективными приемами обучения здесь понимаются виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся: ролевые, деловые игры, различные виды дискуссий, творческие проекты, работа с источниками. Опыт включения в занятия по иностранному языку таких технологий обучения доказывает  их эффективность, они побуждают учеников к творческой переработке усвоенного материала при личностной и деятельностной ориентации процесса обучения. Используемые приемы способствуют не только овладению системой лингвистических знаний, но и развитию личности обучаемого, раскрытию его творческих способностей, самостоятельности мышления.


(слайд 7)

Таким образом, внедрение в урок иностранного языка новых технологий позволяет привлечь интерес обучающихся, тем самым добиться более продуктивной работы и результатов. Уроки становятся при этом более интересными, содержательными, динамичными, а главное полезными.

(слайд 8)

Технология обучения в сотрудничестве: из истории вопроса

Наша жизнь – это совместный труд со множеством

людей, душевное и духовное сотрудничество.

Воспитание – это сотрудничество с детьми,

ответственность за которое несут взрослые.

С. Л. Соловейчик

К современным технологиям относится и технология обучения в сотрудничестве. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова даётся следующее толкование сотрудничества: «Сотрудничать – работать вместе, принимать участие в общем деле». Сотрудничество – это вообще примета нашего времени. Педагогика сотрудничества, разрабатываемая сегодня российской педагогической наукой, ставит на новый, более доверительный, уровень отношения между учителем и учеником.

(слайд 9)

Это новый подход к изучению предмета, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в учебной деятельности; обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей.

(слайд 10)

Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить свои знания, ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях.

(слайд 11)

Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, т.е. сама по себе идея не нова. Готовясь к выступлению, я решила освежить в памяти институтские учебники по педагогике, психологии и методике обучения иностранным языкам. Первые попытки обучения в группах относится к 20-м годам 20 века, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 70-е годы.

Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов. Главная идея такого обучения - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!

Ученики бывают разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ученики, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а иногда просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить детей в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы. Сильные же заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик разобрались в материале, а заодно и сами имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это и есть общая идея обучения в сотрудничестве.

С тех пор технология обучения в сотрудничестве получила свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, т.к. сама идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах.

(слайд 12)

Автором идеи российской педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. В нашей стране педагогика сотрудничества имеет некоторое сходство с креативной педагогикой, которая учит детей творчески относиться к процессу обучения и самим становиться созидателями своего будущего. В обоих этих направлениях педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

(слайд 13)

Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Педагогика – наука об искусстве сотрудничества.

С. Л. Соловейчик




Единственный путь, ведущий к знанию, -

это деятельность.  

Б.Шоу

Как показывает практика, наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, и является технология обучения в сотрудничестве. Особенно, если учесть тот факт, что эта технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», она может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставить каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений, расширить кругозор и научиться самостоятельно мыслить и работать. Поэтому обучение в сотрудничестве находит всё более широкое применение в преподавании иностранного языка, так как в большей мере способствует формированию одной из важнейших компетенций – коммуникативной. Данная  технология  помогает  не  только  развить  коммуникативные  навыки,  но  и  вовлечь  в  процесс  обучения  всех  учащихся  как  отстающих,  так  и  успевающих,  что  является  важным  аспектом  для  любого  урока.  Диалог, живое общение, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором должны расти и развиваться современные школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Это и определяет необходимость целенаправленного использования обучения в сотрудничестве для активизации речевой деятельности учащихся и формирования их коммуникативных компетенций.

(слайд 14)

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

(слайд 15)

Учитель и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

(слайд 16)

Технология обучения в сотрудничестве ориентирована не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности обучаемых, что позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике. На современном уроке иностранного языка знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а в создании ситуации, которая мотивирует ученика к исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Такое обучение серьёзно отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула, в которую нужно подставить значения. Здесь от ученика требуется постановка самой задачи, проектирование и оценка нового опыта, контроль эффективности собственных действий. Отличие подобной модели образования от традиционной знаниевой также велико, как, скажем, знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть. Ученик, выучивший «основы наук», при столкновении с реальной жизнью, вероятно, попадёт в такую же ситуацию, в какую попал великий комбинатор во время сеанса одновременной игры, когда им были проиграны все 30 партий. И это понятно, ведь у него не было игрового опыта! А правила-то игры он знал…

Как же организовать урок иностранного языка, чтобы он стал уроком живого общения, способствовал развитию и совершенствованию коммуникативных умений? Как же создать такую ситуацию в учебном процессе, которая была бы направлена на формирование активной личности, как мотивировать на подобные действия?

Прежде всего необходимо, чтобы ученик стал активным участником образовательного процесса, чтобы он был заинтересован в самостоятельном поиске нужной информации, обладал развитыми навыками самоорганизации и самообразования.

(слайд 17)

Урок – это микромир: научатся ученики быть хозяевами своего труда на уроке, они научатся быть хозяевами своего труда и в жизни.


Активизация коммуникативной деятельности предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Современные УМК по иностранному языку создают условия для активной совместной учебной деятельности учащихся. Практика работы показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

(слайд 18)

Перед началом работы целесообразно ознакомить учащихся с порядком работы в группах с помощью памятки. Учитель может сам составить такую памятку. Главное, обратить внимание учащихся на то, что успех группы в целом зависит от успеха каждого.


Варианты обучения в сотрудничестве:

(слайд 19)


На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

(слайд 20)

1. «Обучение в команде»


Главным принципом этого метода выступает самостоятельная деятельность учащихся. Они могут работать индивидуально или в группах до шести человек, выбирают подтему общей темы, намеченной для изучения всем классом. Далее эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется общий доклад, который учащиеся презентуют перед всем классом. Часто этот вариант работы используется в проектной технологии.

Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, подлежащей изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Дело в том, что способности к овладению иностранным языком у детей разные. Поэтому очень важно на период взаимодействия учащихся в группах оценивать не столько реальные результаты слабого ученика, сколько усилия, которые он затрачивает на достижение необходимых результатов. В группе ему дается менее сложное задание для выполнения, либо меньшее по объему. Если далее предусматривается тест на проверку понимания нового материала или на эффективность формирования того или иного навыка, то учитель так же должен дифференцировать сложность и объем задания в зависимости от уровня обученности учащихся. Если сильному ученику, к примеру, чтобы получить отличную отметку, необходимо выполнить 10 заданий, то среднему, например, 8, а слабому 6. Все баллы суммируются, и группе выставляется средний балл за данный тест. Тогда, с одной стороны, любой ученик в соответствии с его индивидуальными возможностями может принести команде одинаковое количество очков, и не будет ощущать себя изгоем. А с другой стороны, каждый член группы заинтересован в лучшей подготовке к тесту, в лучшем овладении материалом. Это и есть основной принцип данной технологии: брать ответственность на себя. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

(слайд 21)


  1. «Ажурная пила»


Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделён на логические и смысловые блоки. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему для тщательного изучения, находит материал по своей части и становится экспертом по данной теме. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " встречей экспертов". Вернувшись в свои группы, эксперты докладывают о проделанной работе и обучают других членов группы всему новому, что узнали сами. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Причем вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища так, как считают нужным. Дополнения учитываются в общий зачет. Но и вопросы других групп также идут в зачет этим группам. Причем учитель ведет учет баллов, объявляя лишь конечный результат.

Необходимо всем участникам слушать друг друга внимательно, делать записи. На завершающем этапе учитель может задать любому ученику из группы вопрос по теме, или же учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивает их работу. Результаты всех суммируются, команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

(слайд 22)


3. «Учимся вместе»




Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Учителю остается лишь контролировать деятельность учащихся.

По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.



Основные идеи, присущие всем описанным выше вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха дают возможность ориентироваться на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы. Один из возможных способов его реализации.


(слайд 23)

На уроках можно разнообразить эти варианты, но непременное условие - это четкое соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:


- группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-либо причинам не ладится, состав группы можно менять от урока к уроку;

- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);

- оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся;

- учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

(слайд 24)

Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных форм его организации. Самые продуктивные из них – это работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие. 

В курсе изучения иностранного языка технология обучения в сотрудничестве может применяться по всем изучаемым темам. Коммуникативные задания для работы в группах могут быть самые разнообразные: работа с текстом, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту, по отработке орфографических навыков, знакомство с новым грамматическим материалом, работа над лексикой, проверка домашнего задания и др.


Существует множество приемов обучения в сотрудничестве. Вот некоторые из них:

1. Работа с текстом в группе. На уроке обучающиеся читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые и текстовые задания. В начале работы учитель делит текст на части. Обучающиеся делятся на группы. Группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это, с одной стороны, дает стимул сильным обучающимся объяснить материал более слабым, а с другой стороны, дополнительную мотивацию к учению получают более слабые обучающиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.

Например, каждый участник группы получает свой текст для чтения. Это могут быть тексты о временах года разной сложности – т.е. в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста учащиеся из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и по очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы как из учебника, так и предоставленные учителем, а также тестовые задания типа “Верно - неверно”. “Сильным” ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключение учащиеся должны оценить работу всех членов своей группы.

2. Изучая или повторяя какую-то определённую тему, например «Спорт», можно организовать работу следующим образом: на доске (или на карточках) учитель пишет названия 3-4 видов спорта (в зависимости от количества обучающихся). Каждый обучающийся выбирает вид спорта, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Участники группы должны обсудить выбранный вид спорта, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы для других групп. Таким образом, обобщается материал, совершенствуются умения устной речи. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу.


3. Работу с новой лексикой можно организовать так:

Класс делится на подгруппы по четыре человека, т.е. по две пары. Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести словосочетания. В карточке обязательно дается ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают парами. Сначала один из партнеров дает задания и проверяет по ключу свои карточки. Затем учащиеся меняются ролями. После этого пары объединяются в четверки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово (словосочетание) несколько раз до запоминания. Затем группе дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется «по цепочке» (один начинает, остальные продолжают друг за другом).


4. При изучении грамматики часто используется либо вариант «Учимся вместе», либо «Ажурная пила».

Например, при изучении темы «Будущее время» классу предлагается заполнить таблицу с графами: «Случаи употребления», «Указатели» и «Схемы». Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.

В варианте «Учимся вместе» каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия; вторая нашла указатели, слова – помощники; третья составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике. В варианте «Ажурная пила машинная ножовка» все группы заполняют таблицы целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», «схемам». Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Обычно после такой работы дается тест каждому индивидуально. Результаты суммируются и выставляется оценка группе.

(слайд 25)


Важным аспектом при организации групповой работы являются новые подходы к оцениванию результатов выполнения задания. Это не обязательно отметка (в баллах). Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности всей группы. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний уч-ся и оценку их работы в составе творческой группы. Оценка в журнале отражает индивидуальный уровень знаний учащихся, независимо от работы одноклассников в группе. Активное участие каждого уч-ся в работе группы должно быть поддержано и оценено другим образом. Это может быть особая система поощрения (сертификаты, грамоты, значки, жетоны, похвала, как в устной, так и в письменной форме). Также на уроках с целью стимулирования можно попросить самих уч-ся поставить оценки. Отмечая эффективную работу ученика в группе, учитель, таким образом, создаёт для него ситуацию психологической комфортности, мотивируя к дальнейшему активному участию в исследовательской работе.

Заключение

Педагогическая практика – творческий процесс. Описание любого метода не означает его полного копирования, принимается только идея. Гарантией успеха является органичное сочетание основных принципов, характеризующих ту или иную технологию, а так же особенностей собственной личности и личностей своих учеников.

Можно утверждать, что все современные инновационные технологии предполагают повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Главное - удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность обучающихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений.

(слайд 26)

Технология обучения в сотрудничестве - это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе него учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта и т.д. Педагогика сотрудничества направлена на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не до- пускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.

(слайд 27)

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Использование этой технологии на уроках иностранного языка безусловно делает учебный процесс ярким и радостным для детей и обогащает не только учеников, но и учителя.

Учитель приобретает важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы и аргументировать их.

(слайд 28)

Вот почему опыт обучения в сотрудничестве представляется наиболее интересным для современной школы. И завершить своё выступление я хотела бы словами Генри Форда: «То, что мы собрались вместе,- это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе, - это уже достижение; то, что мы вместе работаем, - это настоящий успех». Спасибо за внимание!

(слайд 29)












Список использованной литературы:

Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. Кишинев: Штиинца, 1998.

Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ, № 1, 2000.

Соловова Е.Н. Преподавание иностранного языка сегодня и завтра. ELT News & Views № 4 (7) 1998.

Щерба Л.В. О задачах лингвистики // Вопросы языкознания, № 2, 1962.

Гальскова Н.Д. Иностранный язык в школе. М., 1991.

Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.

Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

Зимняя И.Я. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

Инновационная стратегия обучения/ Под ред. В.Я. Ляудиса. М., 2000.

Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Леонтьев А.А. Иностранный язык в школе. М., 1970.

Леонтьев А.Н. Избрание психологического производства. М., 1983.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.

Педагогика / Под общ. ред. Л.П. Крившенко. М., 2008.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М., 1987.

Селевко Г.К. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.

Соловейчик С.С. Педагогика для всех. М., 1987.

Соловова Е.Н. Программа общеобразовательных учреждений по английскому языку. М., 2002.

Стоунс Э. Психопедагогика/ Перевод с английского языка под ред. Н.Ф. Гользиной. М., 1984.

Тюков А.А. Иностранные языки в школе. Мн., 1988.

Цукерман Г.А Зачем детям учиться вместе. М., 1985.

Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.


21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!