СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии продуктивного чтения на уроках русского/украинского языков и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии продуктивного чтения на уроках русского/украинского языков и литературы»

Использование технологии продуктивного чтения

на уроках русского/украинского языков и литературы

Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

                       К.Д.Ушинский

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых государственных стандартах. Она универсальна, может применяться на уроках любого цикла, а также направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Сталкиваясь с проблемой осмысления и неумения работать с текстом, пришлось искать оптимальные способы организации работы с текстом учащихся. И одним из таких способов, на мой взгляд, является технология продуктивного чтения, которая позволяет сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Беседа

1.Что такое технология?  (Последовательность этапов работы).

2.Что значит продуктивное чтение?  (Продуктивное – от слова продукт»).

3.Что может быть продуктом чтения? (Результат)

4.А какой результат может быть у чтения? (Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это обязательный результат чтения. Но чтение предполагает и активное включение читателя в сам процесс, то есть невозможно без восприятия. Восприятие – это включение человека в чтение. А что значит включиться в чтение?    

 Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем  - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.     

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения. В принципе, мы с вами и работаем по такой методике, но задача учителя состоит в том, чтобы предвосхитить детей, дальнейшее событие, научить мыслить вместе с автором.

Приёмы:

1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения или научного текста – это прием работы с текстом во время его чтения.

2.Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

3. Эмоциональная партитура

4. Приемы прерывания чтения обучающихся:

  1. Рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

  2. "Включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";

  3. Формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".

Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными, он не должен превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.

5.Методические приёмы организации продуктивного чтения

1. Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2.Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

3.Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

4.Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

5.Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

6.Драмогерменевтика

Для понимания текса учащимся важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а и научиться применить их в своей речи. Приём «драмогерменевтика» - это погружение в содержание. Так незнакомое слово усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

7.Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления

Вывод.

Достоинства технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

  2. Ориентирована на развитие личности обучающегося.

  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла…

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.

В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!