СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии РКМЧП при подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку (на материале «Крохоток» А.И. Солженицына)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании технологии РКМЧП при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Анализируются  сочинения 11-классников на материале "Крохотных рассказов" А.И. Солженицына.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии РКМЧП при подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку (на материале «Крохоток» А.И. Солженицына)»

Использование технологии РКМЧП

при подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку

(на материале «Крохоток» А.И. Солженицына)


Саблина Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49»


Формирование навыка написания сочинения-рассуждения – ответа на задание 25 КИМов ЕГЭ по русскому языку, развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с текстами разных стилей, формирование коммуникативных навыков, расширение читательского и культурного кругозора учащихся – вот главные цели, которые ставит учитель-словесник, готовя обучающихся к выпускному экзамену. Очень важным является при этом выбор произведений для анализа учениками и написание по ним сочинения, отвечающего критериям задания повышенной сложности на едином государственном экзамене.

Решению задач повышения образовательной мотивации, повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала способствует одна из современных технологий – технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Разработанная американскими учителями, она получила широкое распространение в мире, а с 1997 года её используют в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах России. Это современная надпредметная технология, которую можно использовать вместе с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

Базовая модель технологии включает:

ВЫЗОВ (EVOCATION):

    • актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной теме;

    • пробуждение интереса к изучаемой теме;

    • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

    • побуждение ученика к активной деятельности;

ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING):

    • активное получение новой информации;

    • осмысление новой информации;

    • соотнесение новой информации с собственными знаниями;

    • отслеживание процесса познания и собственного понимания;

РАЗМЫШЛЕНИЕ (REFLECTION):

    • целостное осмысление, присвоение, обобщение полученной информации;

    • выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В её основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия). Данная закономерность является общей, в её основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы её применимости.

Мы представляем опыт использования данной технологии на этапе подготовки к ЕГЭ (выполнение задания 25) на уроках русского языка в 10-11 классах МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49». В качестве исходных текстов нами использованы миниатюры из цикла «Крохотные рассказы» А.И. Солженицына.

Особенности миниатюр из цикла «Крохотные рассказы» А.И. Солженицына, на наш взгляд, позволяют использовать эти произведения в качестве текстов для обучения старшеклассников, а также учеников основной школы написанию сочинения-рассуждения. Во-первых, они небольшие по объёму. Во-вторых, композиция миниатюр как бы специально выстроена так, как требуется по критериям задания 25: постановка проблемы, комментарий к ней, авторская позиция и необходимость высказать личное отношение пишущего к проблеме. В-третьих, «Крохотки» мало исследованы и о них практически нет материала в Интернете, значит, исключается возможность списать и, следовательно, есть надежда, что работа будет выполнена самостоятельно. Но самое главное, разумеется, в том, что это произведения не просто писателя, а гражданина, с болью и тревогой повествующего о жизни. Не может не восхищать личность Александра Исаевича Солженицына, его последовательность и принципиальность.

Андрей Битов сказал о Солженицыне: «Такого богатыря больше не будет. Он один сделал за всех то, что должны были сделать все. Он старался сказать всё внятно – не очень вняли, по-моему. И хотел, чтобы мы стали «жить не по лжи», – этого не случилось».

Лирические миниатюры, известные под названием «Крохотки», написаны А.И. Солженицыным в 1958-1960 гг. в Рязани. В критических работах по творческому наследию писателя они либо вообще не упоминаются, либо о них говорится общо и бегло. А между тем «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием в творческой биографии самого автора и историко-литературного процесса 50 – начала 60-х годов XX века.

Как пишет исследователь цикла Бронислав Кодзис: «В «Крохотках» наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества Солженицына. В них прозвучали главные мотивы его позднейшей прозы и публицистики, а также в общих чертах проявился творческий почерк писателя, своеобразно сочетавший исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ».

Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы Тургеневым, Короленко, Сергеевым-Ценским, Буниным.

Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить как путевые очерки. К ним относятся миниатюры «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта» и «На родине Есенина». Все они являются плодами путешествия Солженицына по России весной и летом 1958 года. В «Прахе поэта» и «На родине Есенина» нашли отражение впечатления велосипедных экскурсий автора вдоль Оки, а в «Городе на Неве» – наблюдения и мысли, возникшие под влиянием поездки в Ленинград. В данной статье мы описываем опыт работы по миниатюре «На родине Есенина».

Современные ученики с удивлением представляют себе то, что произведения М.А. Булгакова, А.П. Платонова, А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова и других русских писателей долгое время не могли увидеть свет и советские люди знакомились с ними, читая копии рукописей или привезённых контрабандою из-за рубежа печатных изданий, опасаясь быть наказанными за такое крамольное дело. Поэтому наши 11-классники после того, как узнали о репрессиях против многих русских писателей, о том, как в скандальной обстановке лишили членства в Союзе писателей СССР, советского гражданстава, а потом противозаконно выдворили за пределы страны одного из них – Александра Исаевича Солженицынв, более внимательно стали относиться к произведениям этого человека. В сообщении о писателе на уроке было подчёркнуто, что А.И. Солженицын является крупным русским мыслителем, прозаиком, публицистом и драматургом XX века, лауреатом Нобелевской премии по литературе (1970), академиком Российской Академии наук (1997). Для русской культуры он стал символом века.



Работа на уроке проходила в традиционном русле, как уже установилось на занятиях, задачей которых является подготовка к выполнению задания 25 – написанию сочинения-рассуждения. Учащиеся читали текст «про себя», потом вслух, выяснялось значение непонятных слов и выражений и проводилась беседа по вопросам, выявляющим смысл текста, его тему, идею, авторскую позицию, средства выразительности, используемые в тексте.

В современных условиях человеку необходима достаточно хорошо развитая способность критически мыслить, поэтому перед учителем стоит задача формирования у своих учеников навыков критического мышления, в частности, через чтение и письмо. И наиболее эффективными, по мнению методистов, приёмами для достижения данной цели являются приёмы: «Чтение с пометками», «Толстые и тонкие вопросы» к тексту и как итог – письменная работа в форме эссе. Это, пожалуй, самое трудное задание на экзамене, потому что ученик должен показать умение понимать проблемы исходного текста, оригинально, аргументированно и лаконично прокомментировать их, проявив при этом самостоятельность и индивидуальность. Каков же был результат работы с текстом с использованием технологии РКМПЧ? О чём написали ученики 11 класса в своих сочинениях, анализируя миниатюру «На родине Есенина»?

Первой задачей было правильно понять авторский текст.

Для того чтобы определить тему и проблематику текста, мы рекомендуем ученикам поставить к нему вопросы. Вопросы самые разные: почему текст имеет такое название, что случилось с автором (рассказчиком, персонажем), какие проблемы автор поднимает в своём тексте, зачем надо прочитать это произведение, чему оно может нас научить, на какие размышления навести. Заведя «диалог» с автором миниатюры «На родине Есенина», ученики «спросили», почему деревни так убоги, зачем нужно было автору обратить внимание именно на бедность, неухоженность, убожество деревни Константиново – родины одного из великих русских поэтов Сергея Есенина. Вслед за автором 11-классники задались вопросом, неужели об обыкновенном поле, косогоре, реке, можно так поэтично сказать, как сказал Есенин. Текст заставляет задуматься и том, что, может быть, и мы, как все, тоже проходим мимо и не замечаем красоты, нас окружающей... Постановка вопросов к тексту является одним из эффективных приёмов не только для выявления восприятия прочитанного учащимися, но и для того, чтобы они сумели «выйти» на проблематику, выделить основную мысль и сформулировать главную проблему текста.

Наши ученики знакомы со следующими способами формулировки проблемы текста:

  • в вопросно-ответной форме;

  • в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;

  • в виде номинации (названия) темы;

  • с использованием лексических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемная лексика), риторических вопросов, градации и др.;

  • в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Из наблюдении ясно, что ученикам легче сформулировать проблему в вопросно-ответной форме. Например, как это получилось в сочинениях 11-классников.

«О таких талантливых людях, как Сергей Есенин, принято говорить, что в них есть «искра божия». Они рождаются раз в сто лет, но свет их доходит до нас, обыкновенных людей, и греет всю жизнь. В чём истоки этого таланта? Где тот корень, который питает душу таких людей? « (Наталья З.).

«Сергей Есенин – русский поэт, вошедший в историю нашей литературы как творец незабываемых лирических стихотворений. Он яркими красками смог нарисовать картины природы, окружающей его с детства. Откуда в этом светловолосом парне взялся талант? Что питало его и помогало ему творить? Именно об этом рассуждает А.И. Солженицын в миниатюре «На родине Есенина». (Алексей Ш.)

«...Как выжить человеку в условиях бедности? Как разглядеть прекрасное в тяжёлых трудовых буднях, увидеть красоту вокруг, когда все думают только о наживе? Такие вопросы ставит перед собой и читателями Солженицын». (Алеся Ч.).

В сочинении Регины А. проблема формулируется в виде предложения-тезиса и даётся пояснение к ней: «Известный русский писатель А.И. Солженицын поднимает в миниатюре «На родине Есенина» проблему зарождения таланта, которому не помеха убогость и бедность вокруг. Он прорастёт и в глухом, забытом посёлке и увидит прекрасное в самом обыденном».

Ещё пример формулировки проблемы в виде тезиса: «Одной из проблем, поставленных автором, является проблема творчества, в частности, умение поэта увидеть красоту в обыденном, будничном, простом. Гуляя по этим местам, глядя на сегодняшнюю печальную картину, А.И. Солженицын задаётся вопросом, как Сергей Есенин смог рассмотреть во всём этом красоту и так упоительно передать её в своих стихотворениях». (Мария К.).

Другая ученица Фарида Х. формулирует проблему миниатюры в виде номинации темы: «А.И. Солженицына волнует проблема творчества, таланта» и поясняет: «С. Есенин, несмотря на то, что родился в русской глубинке, смог пробиться в жизни и стать известным поэтом именно благодаря таланту».

Необходимо предостеречь учеников от возможной ошибки: наши 11-классники, выделив главную проблему в миниатюре, а именно проблему творчества, появления и проявления истинного таланта, увлеклись комментированием либо проблемы бедности современной деревни, либо проблемы неразвитости духовных потребностей сельчан, занятых вечными заботами о пропитании и выживании, либо комментированием проблемы неустроенности сельской жизни.

При подготовке к сочинению следует акцентировать внимание учащихся на достаточности формулировки и комментария только одной проблемы текста, как этого требуют критерии оценки сочинения.

Рекомендуются следующие способы комментирования проблемы исходного текста:

    • «я иду вслед за автором» (аналитический пересказ);

    • «свободный» комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателей.

«Вслед за автором» идёт в своём сочинении, анализируя миниатюру «На родине Есенина», Алеся Ч.: «Солженицын повествует о деревеньке, в которой родился и творил, пожалуй, самый русский из всех русских поэтов своей эпохи – Сергей Есенин. Автор ведёт читателя мимо хиленьких двориков, вслед за вереницей гусей, в избу Есениных. Картины деревенской жизни встают перед глазами со всею скудностью бытия, с голой душой и дырявыми карманами деревенских жителей – простых русских крестьян».

Вот пример из сочинения Алексея Ш.: «Автор идёт по деревенской улице, видит кур, гусей, магазин, торгующщий буханками чёрного хлеба, слипшимися конфетами-подушечками и селёдкой, и спрашивает: почему одни люди видят то, что хотят видеть, а другие «тысячу лет топчут и не замечают красоты».

Комментарий к проблеме исходного текста из сочинения Натальи З.: «Автор описывает не очень яркие пейзажи, на фоне которых вытянулись «четыре деревеньки одна за другой». По его мнению, во всём, что он видит, нет ничего особенного, всё очень обыденно: гуси, куры, свиньи, магазин с буханками чёрного хлеба и слипшимися конфетами-подушечками. Сама изба, в которой жил Есенин, обыкновенная, убогая и бедная.

Видя эти картины, Солженицын спрашивает, как здесь мог зародиться такой талантище? Как смог поэт увидеть красоту и описать её в своих стихах?»

Следующий критерий оценки сочинения – умение определить авторскую позицию. О позиции автора и его взаимодействии с читателем просто и понятно сказал Л.Н. Толстой. По его словам, читатель как бы говорит писателю: «А ну-ка, что ты за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?» Идея текста (авторская позиция) зависит от мировоззрения автора. Она выражает его отношение к изображаемому. Иными словами, это авторская концепция мира и человека в нём, это авторское представление об идеале. Здесь уместны «толстые вопросы» к тексту (по технологии РКМПЧ): как автор разрешает проблему, к каким выводам подводит читателя, над чем заставляет задуматься его.

Из сочинений учеников о позиции автора миниатюры «На родине Есенина».

Наталья З.: «Весь текст пронизан восхищением талантом Сергей Есенина. Автор считает поэта избранником судьбы, подарившим миру лирику, которой восхищаются и будут восхищаться миллионы читателей».

Фарида Х.: «Подлинный поэт – избранник Бога, поэтому, как замечает Солженицын, ему не важно, где писать. В темень баньки «забирался Сергей и складывал первые стихи». И хотя вокруг были люди, занятые «хлебом, наживой и честолюбием перед соседями», он сочинял, потому что «небесный огонь опалил однажды эту окрестность».

Алеся Ч.: «Александр Исаевич ни в коем случае не упрекает народ в бесцельности бытия или в равнодушии к прекрасному, он по-братски сочувствует ему. Писателю горько за свой народ, народ – с широкой душой и низкими нравами».

«Одно слово правды весь мир перетянет», – сказал в своей Нобелевской лекции А.И. Солженицын. В миниатюре, которую анализировали ученики, тоже всё правда. Автор не мог пройти мимо хиленьких палисадничков и убогих изб, не мог не сказать о бедности, об упадке деревни, о том, что люди в постоянных заботах о хлебе насущном, о том, чтобы как-то выжить, забыли о ценностях духовных.

Продолжим цитировать сочинение Алеси Ч.: «Автор восторгается могуществом творца, опалившего огнём есенинского таланта глухую русскую деревушку. Так трогательно это послание одного великого писателя своей эпохи другому с искренним восхищением его талантом».

Давая собственную оценку позиции автора, Алеся пишет: «Обидно, что люди не могут выбраться из круга бытовых проблем и понять ценность жизни за само её существование. Многие видят цель в материальном богатстве и всю жизнь проводят в суетном беге за деньгами. Так и хочется им крикнуть: «Осмотритесь! Подлинная жизнь рядом с вами. Она в цветах на лужайке, в ящерице, которая греется на солнышке, в ваших детях, которые с нежностью смотрят на вас, в целующихся влюблённых; во всех этих домиках, где люди живут, работают, любят, веселятся». Нет ничего важнее этих скромных людей. Их сумма и составляет человечество». Пусть эти слова кому-то покажутся наивными и высокопарными. Ценно, как девушка выразила свои ощущения, своё понимание сути анализируемого текста, сумела передать глубинный смысл миниатюры «На родине Есенина».

Благотворное влияние на читателей талантливого солженицынского слова, побуждающего к размышлению, делу, поступку, отразилось в той части сочинений учащихся, где они писали о своём отношении к позиции автора.

Ответ Натальи З.: «С позицией автора трудно не согласиться. Для меня тоже является загадкой, как Есенин из обыкновенного деревенского парня превратился в великого поэта. Бог редко, но посылает нам таких талантливых людей, как он. Без них мир казался бы серым. Они помогают нам разглядеть то, что нас окружает».

И далее совершенно изумительный «жизненный» аргумент: «Я по-хорошему завидую талантливым людям и считаю талантливым своего отца. Он очень хорошо рисует. Меня и других восхищают его работы маслом. Причём папа единственный в нашей семье художник. Как случилось, что только у него одного развился этот талант? На мой взгляд, умение творить – это и дар, и труд. А трудиться мой отец умеет!»

Пример аргументации со ссылкой на факты из биографий великих людей можно привести из сочинения Фариды Х: «Я согласна с автором в том, что истинный талант преодолеет все препятствия и сможет себя реализовать при условии высокой работоспособности и силы воли, чем, несомненно, обладал Сергей Есенин. Примеры из жизни великих людей подтверждают это. М.В. Ломоносов, пришедший в Москву с рыбацким обозом с Крайнего Севера, стал выдающимся учёным, основал Московский университет. М. Горький первоначально с тремя классами неустанно занимался самообразованием и стал писателем с мировым именем. И таких людей много».

Целью данной статьи было показать этапы работы над сочинением задания 25. Для этого мы избрали путь цитирования и анализа работ учпщихся 11 класса. Как нам думается, демонстрация результатов деятельности учеников и учителя на уроке в процессе подготовки к сочинению, а затем их самостоятельного творчества – наглядный и продуктивный способ достижения намечепнной цели.

Мы привели пример работы с одной из «Крохоток» А.И. Солженицына. Одиннадцатиклассники также анализировали очерки «Озеро Сегден» и «Город на Неве». Нам представляется возможным использовать для анализа миниатюры из данного цикла и в 5-9 классах. Например, миниатюры «Костёр и муравьи» и «Вязовое бревно», которые позволяют учителю поговорить с детьми о вечных темах, таких, как любовь к родному очагу, к Отечеству, к природе.

«Решение больших проблем чаще всего начинается с маленьких шагов». С этим утверждением трудно не согласиться. Постижение глубочайшего смысла миниатюр из «Крохотных рассказов» А.И. Солженицына нашими учениками и отражение их мыслей в сочинениях позволили нам убедиться в этом. И может быть, именно с «Крохоток» надо начинать изучение в школе творчества одного из великих писателей-философов нашего времени – Александра Исаевича Солженицына.

Технология РКМЧП, применяемая нами на уроках русского языка и литературы, наряду с описанными здесь приёмами «Чтение с пометками» и «Таблица Insert”, “толстые» и «тонкие» вопросы, написание сочинения-рассуждения, предполагает также использование следующих приёмов: «Сводная таблица», «Чтение с остановками», составление кластера, написание эссе и синквейна, решение других творческих и учебных задач.

По мнению многих коллег, технология РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения с учётом приемлимости новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное – создать на уроке условия, при которых ученики сами добывают знания на основе уже имеющегося опыта.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ


  1. Анализ текста: пропедевтика сочинения-рассуждения. М., Дрофа, 2008.

  2. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ. Ростов-на-Дону, Легион, 2017.

  3. Кодзис Бронислав. Лирические миниатюры Александра Солженицына. М., Первое сеентября, 1997.

  4. .Анализ цикла «Крохотки» Солженицына https://info-shkola.ru/analiz-cikla-kroxotki-solzhenicyna/

  5. Костюк Алина. "Крохотки" А.И.Солженицына http://999alina.blogspot.com/2014/01/blog-post_23.html

  6. "Крохотки». Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Крохотки

  7. Солженицын Александр. Рассказы и крохотки https://profilib.net/chtenie/41652/aleksandr-solzhenitsyn-rasskazy-i-krokhotki-111.php

  8. Мулдагалиева Р. У. Рассказы-миниатюры "Крохотки" А.И. Солженицына. Жанровое своеобразие и тематика http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/578761/

  9. Солженицын Александр. Собрание сочинений в 30 томах. Том 1. Рассказы и крохотки http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/578761/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!