Использование текстовых задач на уроках истории и обществознания для формирования навыков смыслового чтения.

Категория: История

Мастер-класс с районного конкурса "Учитель года Курагинского райна"

Просмотр содержимого документа
«Использование текстовых задач на уроках истории и обществознания для формирования навыков смыслового чтения.»

Мастер-класс Использование текстовых задач на уроках истории и обществознания для формирования навыков смыслового чтения. Лис Лилия Александровна учитель истории и обществознания МБОУ Курагинской СОШ № 3

Мастер-класс

Использование текстовых задач на уроках истории и обществознания для формирования навыков смыслового чтения.

Лис Лилия Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ Курагинской СОШ № 3

Текстовая задача

Текстовая задача

Тема урока: «Княжение Василия III.  Завершение объединения русских земель вокруг Москвы» Великий князь Василий III Иоаннович, гравюра Андре Теве

Тема урока: «Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы»

Великий князь Василий III Иоаннович, гравюра Андре Теве

Василий III  Иванович  Иван IV Иван III Васильевич Васильевич

Василий III Иванович

Иван IV

Иван III Васильевич

Васильевич

Завершение объединения русских земель Работа с исторической или контурной картой

Завершение объединения русских земель

Работа с исторической или контурной картой

Задания 1 уровня

  • 2.Назовите, какие привилегии были у Пскова до присоединения к Москве? 4.Как Василий III поступил с псковскими боярами, купцами и землевладельцами?
  • 2.Назовите, какие привилегии были у Пскова до присоединения к Москве?
  • 4.Как Василий III поступил с псковскими боярами, купцами и землевладельцами?

Задания 2 уровня

  • 7. В титуле Василия III найдите, используя карту , названия всех земель ,присоединенных за время его правления. «Великий государь Василий, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, московский, новгородский, псковский, смоленский, тверской, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных, государь и великий князь Новгорода Низовской земли и черниговский, и рязанский, и волоцкий, и ржевский, и бельский, и ростовский, и ярославский, и белозерский, и удорский, и обдорский, и кондинский, и иных». 9 . На марке «История Российского государства» (рисунок №1) в центре изображен Василий III , а слева и справа главные достижения великого князя в деле собирания русских земель вокруг Москвы. Назовите их. 11. О каком событии рассказывает отрывок из Лицевого летописного свода Какой эпизод этого события иллюстрирует картина Васнецова В.М. «Вече во Пскове» (рисунок №2).
  • 7. В титуле Василия III найдите, используя карту , названия всех земель ,присоединенных за время его правления. «Великий государь Василий, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, московский, новгородский, псковский, смоленский, тверской, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных, государь и великий князь Новгорода Низовской земли и черниговский, и рязанский, и волоцкий, и ржевский, и бельский, и ростовский, и ярославский, и белозерский, и удорский, и обдорский, и кондинский, и иных».
  • 9 . На марке «История Российского государства» (рисунок №1) в центре изображен Василий III , а слева и справа главные достижения великого князя в деле собирания русских земель вокруг Москвы. Назовите их.
  • 11. О каком событии рассказывает отрывок из Лицевого летописного свода Какой эпизод этого события иллюстрирует картина Васнецова В.М. «Вече во Пскове» (рисунок №2).

Задания 3 уровня

  • 13.Великого князя Василия III называют «последним собирателем земли русской». Приведите по два аргумента «ЗА» и «ПРОТИВ» против данного высказывания. Ответ запишите в таблицу.
  • 13.Великого князя Василия III называют «последним собирателем земли русской». Приведите по два аргумента «ЗА» и «ПРОТИВ» против данного высказывания. Ответ запишите в таблицу.

Текстовая задача №1: «Василий III Иванович последний собиратель земли русской».

Как управлялось государство

Как управлялось государство

Государи всея Руси Иван III Василий III Васильевич: Иванович: «Государь всея Руси »; Воевал с Литвой два раза ; Принял Судебник в  1497 г .; Освобождение от ордынского ига в 1480г.; Спор нестяжателей и иосифлян; Начал перестройку Кремля; Семья: после смерти Марии Борисовны женился на Софье Палеолог , четырнадцать детей. «Царь и государь земли Московской ;  Воевал с Литвой три раза ; Теория «Москва - третий Рим» Завершил перестройку Кремля: новые стены, Архангельский собор, новый каменный дворец ; Семья: развелся с С.Собуровой, женился на Е. Глинской, двое детей Иван и Юрий.

Государи всея Руси

Иван III

Василий III

Васильевич:

Иванович:

  • «Государь всея Руси »;
  • Воевал с Литвой два раза ;
  • Принял Судебник в 1497 г .;
  • Освобождение от ордынского ига в 1480г.;
  • Спор нестяжателей и иосифлян;
  • Начал перестройку Кремля;
  • Семья: после смерти Марии Борисовны женился на Софье Палеолог , четырнадцать детей.
  • «Царь и государь земли Московской ;
  • Воевал с Литвой три раза ;
  • Теория «Москва - третий Рим»
  • Завершил перестройку Кремля: новые стены, Архангельский собор, новый каменный дворец ;
  • Семья: развелся с С.Собуровой, женился на Е. Глинской, двое детей Иван и Юрий.
Н. М. Карамзин о Василии III «Василий стоит с честию в памятниках нашей истории между двумя великими характерами, Иоаннами III и IV, и не затмевается их сиянием для глаз наблюдателя; уступая им в редких природных дарованиях – первому в обширном, плодотворном уме государственном, второму в силе душевной, в особенной живости разума и воображения, опасной без твердых правил добродетели, – он шел путем, указанным ему мудростию отца, не устранился, двигался вперед шагами, размеренными благоразумием, без порывов страсти и приблизился к цели, к величию России, не оставив преемникам ни обязанности, ни славы исправлять его ошибки; был не гением, но добрым правителем; любил государство более собственного великого имени и в сем отношении достоин истинной, вечной хвалы, которую не многие венценосцы заслуживают. Иоанны III творят, Иоанны IV прославляют и нередко губят; Василии сохраняют, утверждают державы и даются тем народам, кои долговременное бытие и целость угодны провидению».

Н. М. Карамзин о Василии III

«Василий стоит с честию в памятниках нашей истории между двумя великими характерами, Иоаннами III и IV, и не затмевается их сиянием для глаз наблюдателя; уступая им в редких природных дарованиях – первому в обширном, плодотворном уме государственном, второму в силе душевной, в особенной живости разума и воображения, опасной без твердых правил добродетели, – он шел путем, указанным ему мудростию отца, не устранился, двигался вперед шагами, размеренными благоразумием, без порывов страсти и приблизился к цели, к величию России, не оставив преемникам ни обязанности, ни славы исправлять его ошибки; был не гением, но добрым правителем; любил государство более собственного великого имени и в сем отношении достоин истинной, вечной хвалы, которую не многие венценосцы заслуживают. Иоанны III творят, Иоанны IV прославляют и нередко губят; Василии сохраняют, утверждают державы и даются тем народам, кои долговременное бытие и целость угодны провидению».

Информационные источники Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint Фон http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129670_lliella_YBrickRd_paper7.jpg  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/  На момент создания ресурса все ссылки являются активными

Информационные источники

Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint

Фон http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129670_lliella_YBrickRd_paper7.jpg

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

На момент создания ресурса все ссылки являются активными


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей