СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ на уроках химии Информационная карта инновационного опыта

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта инновационного опыта Шамгуновой Л.К

МШЗД. г. МОСКВА 

УУД  НА  ОСНОВЕ  ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ  УМСТВЕННЫХ  ДЕЙСТВИЙ.  Работа организуется по методике КСО взаимопередачи заданий (ВЗ). Дидактический материал структурирован с применение технологии УДЕ 

Просмотр содержимого документа
«Использование ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ на уроках химии Информационная карта инновационного опыта»

.

Использование ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ на уроках химии

Информационная карта инновационного опыта Шамгуновой Л.К

МШЗД. г. МОСКВА

УУД НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛАГАЕТСЯ ИЗ ЭТАПОВ

1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД.

2.Материальное (материализованное) действие.

3. Этап внешней речи.

4. Этап внутренней речи.

5. Этап автоматизированного действия.

Организации познавательного процесса по технологии коллективного способа обучения позволяет: а) провести реализацию ТПФУД в течение одного (2-ух) занятия вместо 4-ёх урочного цикла, что значительно интенсифицирует учебную деятельность.

б) облегчить осуществление важнейшего компонента реализации ТПФУД – контроль работы ученика на всех этапах для предупреждения и избежание ошибок.

Приведу пример реализации ТПФУД на уроке химии в 9 классе при изучении темы «Металлы».

ООД в обобщённом виде создаётся в ходе одночасовой лекции, на которой осуществляется актуализация знаний и достигается необходимый уровень мотивации. Учебный материал разбивается на 4 блока, содержание каждого структурируется с использованием приёмов УДЕ.

Блок №1 «Строение атомов элементов металлов. Положение в периодической системе».

Блок №2 «Строение простого вещества, физические свойства, применение металлов».

Блок №3 «Нахождение в природе, получение металлов. Коррозия металлов»

Блок №4 «Химические свойства металлов».

Работа организуется по методике КСО взаимопередачи заданий (ВЗ). Класс разбивается на шесть групп по 4 человека, каждая группа работает по 4 карточкам, каждая карточка представляет один блок и состоит из 2-ух частей: первая «ввод» предназначена для создания ООД и передачи нового материала партнёру, вторая «контроль» - для выполнения самостоятельной работы после изучения первой части с целью закрепления изученного. Приведу пример содержания нескольких карточек

Карточка №1 «Строение атомов металлов. Положение элементов металлов в П.С.Х.Э.»

1. Задание для ввода (ООД составлена с применением приёма УДЕ - совместное и одновременное изучение родственных знаний - и представляет ряд вопросов, в ходе работы над которыми, составляется таблица). Найдите ответы на вопросы и заполните таблицу.

1. Каковы особенности строения атомов элементов металлов?2.Каково место металлов в периоде? 3.Какие особенности имеет атомный радиус элементов металлов?4. Каково место элементов металлов в группе?5 . Как изменяются металлические свойства в периоде и группе?

Строение атомов металлов

Положение металлов в П.С.

1. Число электронов на внешнем уровне не более 3-ёх.



2.Большой атомный радиус, внешние электроны значительно удалены от атомного ядра.


3. Внешние электроны слабо притягиваются к атомному ядру, легко отрываются, потому металлам свойственна восстановительная активность.

1. Располагаются в левой части малого периода и в верхнем чётном ряду большого периода, занимают левую часть П.С.


2. Располагаются в нижнем конце группы, занимают нижнюю часть П.С.


3.Восстановительна металлическая активность усиливается справа налево в периоде и сверху вниз в группе.

Задания для контроля: 1.Почему элементы Pb, Sn, Bi, Po являются металлам, хотя на внешнем уровне

электронов больше 3-ёх? 2. Почему элемент В-бор является неметаллом, хотя на внешнем уровне атома всего 3 электрона? 3.Изменение свойств от металлических к неметаллическим происходит в ряду:1)Mg-Al- Si , 2) C-B-Li 3) Ba-Mg-Ca 4) P-SiAl.4) Какой металл является самым активным в природе?

Карточка №2 « Строение простого вещества металла Физические свойства металлов. Применение металлов в технике».

1.Задание для ввода (ООД составляется с применением того же приёма УДЕ) прочитайте параграф учебника, рассмотрите предложенные коллекции металлов и заполните таблицу, отвечая на вопросы:

1.Какая связь называется металлической? 2. Какое строение имеет металлическая кристаллическая решётка?3.Какие физические свойства обусловливает металлическая решётка?4. Как используются физические свойства металлов в технике?


Вид связи. Тип решётки.

Физические свойства

Области применения металлов

Атомы металлов связаны металлической связью и образуют металлическую решётку , в узлах которой расположены ионы и атомы, между ними свободно перемещаются электроны, обусловливая химическую связь. Плотность и твёрдость решётки значительно

возрастает с увеличением числа электронов в глубинных энергетических уровнях.

Свободно перемещающиеся электроны обусловливают следующие свойства:

1.пластчность



2. электропроводность


3.теплопроводность


4.блеск



1. машиностроение, как важнейший конструкционный материал

2. электротехника (провода, кабель, электроды…)

3.Бытовая посуда, теплообменники…

4.Украшения, зеркала, светоотражатели.

2. Задания для контроля.1При низкой температуре близкой к абсолютному нулю наблюдается максимальная электропроводность – сверхпроводимость. Чем это можно объяснить? Почему электропроводность металлов возрастает при низких температурах? Какие металлы самые электропроводные? Из каких металлов делают нити накаливания?

В карточках №3 и №4 ООД составляется с применением приема УДЕ « изучение противоположных объектов, явлений, процессов в единстве как дидактических частей целого».

1этап: ООД создается 4 учениками-экспертами, заранее подготовленными для передачи знаний по карточкам. Они объясняют материал для одного представителя из каждой группы, которые после возвращения в свою группу будут передавать полученный блок знаний другим членам групп.

2 этап материализованных действий осуществляется при выполнении заданий для контроля во второй части полученной карточки, осмысливая и закрепляя новый материал.

3 этап внешней речи проходит в момент объяснения полученного от эксперта ввода партнеру по возвращении ученика в свою группу.

4 этап внутренней речи (автоматизированного действия) происходит при выслушивании ответа партнера и проверке выполненного им задания для контроля.

5 этап автоматизированного действия также осуществляется при выполнении заданий второго уровня или при контроле знаний, проводимом учителем.

Каждый ученик работает с материалом карточки дважды: первый раз - выслушивает объяснение ввода и выполняет задания контроля, второй раз - объясняет ввод партнеру и проверяет задания контроля, выполненные партнером.

Для реализации учебных задач требуется два - трёх часовое занятие, в течение которого обучаемый прорабатывает 4 карточки, охватывающие все блоки знаний изучаемой темы.

Таким образом, представленный алгоритм работы в парах сменного состав сам по себе включает все этапы формирования умственных действий.

Таким образом, представленный алгоритм работы в парах сменного состав сам по себе включает все этапы формирования умственных действий.


4. экспертное заключение опыта работы Шамгуновой Л.К, .

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений.

Федеральный масштаб, публикации, совместная работа с АГУ , мастер-классы, открытые уроки, семинары.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес


Матвеева Эльвира Фаридовна, к.п.н., доцент кафедры химии АГУ, т/ф.

8-906-178- 49-35,

8-908-615 59-87

г. Астрахань, ул. Шаумяна,д.1 ,

Химический факультет АГУ.





5.информационная характеристика опыта


Характеристика инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

1.Ценности и ценностные ориентации

Формирование успешной социально-адаптированной личности, нравственной личности.



2. Цели и задачи

Содержанием, методами и средствами предмета формировать познавательную, социально-трудовую, коммуникативную компетентности на основе глубоких прочных знаний, обобщённых умений самостоятельно создавать и добывать знания, повышать их уровень.

Гуманизация образования, воспитание гуманной, толерантной,, нравственной личности, способной к самосовершенствованию.


3. Управление образованием




4. Содержание образования.

Создание интеграционного межпредметного пространства. Гуманизация содержания негуманитарных предметов: использование исторического подхода изучения научных фактов, показ роль личности в науке, освещение значимости научных открытий в решении общечеловеческих проблем, использование художественной литературы, музыки. Программа, базисный план.

Формирование нравственных качеств личности, социального интеллекта ученика содержанием и средствами предмета. Главный герой урока – научная мысль, её рождение, развитие, значение.


5. Технологии, в том числе ИКТ

Сочетание технологий: конструирования предметных компетенций, проблемного развивающего обучения, ИКТ.УДЕ, ТПФУД, КСО.



6. Средства.

Интернет-ресурсы, аудио-видео, медиатека, электронные учебники, эксперимент. Учебный кабинет, лаборатория, отвечающие, современным требованиям.



7. Методы

Методики технологии КСО. Проблемно - поисковые, исследовательские (метод проектов), иллюстративно-объяснительные.

Участие в социальных проектах.


8. Организационные формы

Традиционная классно-урочная, нетрадиционные формы проведения уроков, работа в парах сменного состава.

Экскурсии, научно-практические конференции, заочные турниры. Олимпиады, предметные недели, Конкурс «Мудрая Сова» , «Школьник»и.т.д.


9. Образовательная среда

Химический факультет АГУ, АО ДОУ, лаборатория росприроднадзора.



10. Информационно- методическая среда

Астраханский ИПКП, МНМЦРО комитета образования и науки г. Астрахани, Естественный институт АГУ. Государственные документы в контексте ФГОС. Сайты «Сеть творческих учителей»,



11. Информационные ресурсы

Интернет, научно- методическая литература, информационные справочники, бюллетени, мультимедийные средства.



12. Организационные ресурсы.

Семинары, круглые столы, конференции.




13. Мотивационные ресурсы

Самореализация, повышение квалификации и уровня профессионализма, повышение уровня достижений учащихся. Мониторинговые исследования процесса и результатов деятельности.



14. Кадровые ресурсы




15. Научно- методические ресурсы

УМК Габриеляна О.С.,УМК Кузнецовой Н.Е., Воскобойниковой Н.П., Дьяченко В.К, программа Intel «Обучение для будущего», Интернет - ресурсы, педагогическая периодика, научные и методические журналы («Химия в школе», электронный вариант газеты .«Первое сентября» и т. д.).



16. Нормативно-правовые

Документы образования. Министерства образования России, Астраханской области комитета по образованию и науке г. Астрахани.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!